Об авторе
Недавно Великобритания предложила ООН термин «беременная женщина» заменить термином «беременный человек», чтобы не обижать трансгендеров. Что на это можно ответить? Разве что предложить термин «беременная женщина» сохранить, но ввести в международное право новый термин: «человек превратного ума». Чтобы назвать вещи своими именами и расставить все точки над «i». Потому что надо всем знать, что в мире есть множество людей, преданных превратному уму за то, что они «не заботились иметь Бога в разуме» (Рим. 1, 28). Другими словами, сознательно отвергли Божию правду и Божий порядок, а потому сделались помешанными и пришли в крайнее расстройство ума, воли и чувств.
И эта болезненная «превратность ума» распространяет свое влияние не только уже в сфере половой идентификации, но и в самых разных областях жизни. Святитель Иоанн Златоуст называет это зло крайнего развращения «болезнью, распространившейся во вселенной от порочных учений». Вот и надо бы нам эти порочные учения обличать и пресекать в меру сил и возможности. Чтобы заболевшие грехом к смерти, по крайней мере, не считали себя здоровыми.
Церковный устав учит нас всякое доброе дело делать «не борзяся», то есть без поспешности и гонора, но со смирением, спокойно и мирно. И кроме торопливости, слово «борзость» означает еще «дерзость». Так что делать что-то борзо — значит делать с вероломством и наглостью. И можно сказать, что одно значение не противоречит другому, а дополняет его, потому что всякая поспешность в добром деле именно и означает небрежение, неблагоговение, наглость, впадая в которые окончательно человек и становится в полном смысле борзым. Дерзким, бесстыдным и наглым человеком.
Сама наша жизнь по призванию — это доброе дело приумножения таланта, данного Богом. Но когда человек относится к этому делу беспечно, небрежно, попирая свой долг и забывая о «начале премудрости» — страхе Божием, то он становится глупым, а что хуже всего — мнящим себя провозвестником истины. Преподобный Григорий Палама говорит об этом так: «Внешняя мудрость, противопоставив себя мудрости Бога, стала глупостью». И что хуже всего — эта глупость распространяется по всему миру как единственный образец благочестия.
На наших глазах рушатся правила цивилизованного общения. В это трудно поверить, это трудно принять, но поведение все большего числа людей, в том числе относящихся к мировым элитам, ясно показывает, что единственным неизменным правилом международных отношений осталось правило грубой и наглой силы. Ложь, вероломство и хамство открыто действуют там, где еще недавно прикрывались этикетом и политесом. Больше никто не считает нужным скрывать свои истинные мотивы, методы и задачи, бросая вызов всем остальным. И вот здесь для нас кроется большая опасность. Потому что если и мы начнем играть «по волчьим» правилам, то уже в этом будет состоять наше поражение. И цель «мировой закулисы» именно в том состоит, чтобы вывести нас из себя, лишить той подлинной силы, которая совершается в смирении, чистоте веры, благородства, сдержанности и достоинства. Лишить присутствия Духа Святого. Так что речь идет уже не о могуществе внешнем, а о внутренней силе. О противостоянии духовном. И здесь нам ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации. Но и позволять садиться себе на шею, конечно, тоже нельзя.
В пору моей юности было такое емкое и точно понятие «поставить на место», то есть осадить зарвавшегося хама, оборзевшего хулигана или выскочку. Как-то интуитивно даже все понимали, что есть это самое место — благоразумной сдержанности, такта и вежливости, — куда надо «поставить» человека, если он каким-то образом с этого места «сдвинулся» или его «понесло». Жесткость этого возвращения на место прямо зависела от степени оборзения. Это было нормально, и никто не удивлялся, если оборзевшего гражданина вдруг кто-нибудь «ставил на место». Потому что, в общем, все понимали — где норма, а где оборзение. Сейчас же ощущение такое, что сами эти понятия размываются настолько, что попытка кого бы то ни было «поставить на место» воспринимается как возмутительное посягательство на честь и свободу ранимой и драгоценной в своей самоценности личности. И неважно, что эта «самоценность» на самом деле есть всего лишь наглое и глупое самомнение.
Россия самим фактом своего трудного, но очевидного возрождения ставит на место тех, кого с этого места напрочь снесло ветрами международного оборзения. И мы не устаем напоминать, что конец всякой наглости — это боль и страдание, а уж никак не благоденствие и довольство. И даже если эти мнимые благоденствие и довольство присутствуют и демонстрируются как результат открытого оборзения — можно не сомневаться, что это верный предвестник скорого и сокрушительного падения. Потому что любое благоденствие без духовного и нравственного согласия с Богом — не радость, а мучение, облеченное в пеструю обертку краткого и лихорадочного наслаждения и мнимого торжества.
Глобальная борзость проявляется в том, что люди самых разных возрастов и положения в обществе спешат в выражении своих мимолетных, поверхностных, а часто и постыдных, порочных желаний, чувств и мыслей, не давая себе труда неспешного осмысления всего происходящего в себе и снаружи, с тем чтобы, «уклонившись от зла, сотворить благо». И именно в этой борзой поспешности и поверхностной легкости зло принимается за добро, а ложь за правду, так что человек, увлекаясь, думает, что он служит добру, а на самом деле творит очевидное зло. И это происходит в масштабах какого-то всеобщего увлечения и поветрия, пугающего своей разрушительной энергией вседозволенности, бесстыдства и самоуправства, когда стираются все общечеловеческие духовные и нравственные, этические нормы и правила. А сказать прямо — стираются правила христианские, потому что только во Христе мы обретаем эталон человеческой духовности, нравственности и морали. И вне Христа уже никаких единых правил и критериев нет, а есть буйство самочинного разума.
Запад давно утвердился в служении твари вместо Творца, в служении ветхому человеку со всеми его страстями и похотями как богу и за это оставленному Богом. Все те очевидные безумства, которые все более входят на Западе в норму, как раз и свидетельствуют о том, что Запад на погибель предан своему «превратному уму».
Но и мы, увы, живем отчасти в этом чужом, навязанном нам «формате». И это сказывается в самых разных областях жизни. Посмотрите, с какой развязностью и цинизмом все чаще ведут себя наши подростки, как пропагандируется повсюду культ плотоугодия, сластолюбия, алчности и наживы, насколько люди стали невоздержанны в проявлении самых отвратительных и гнусных страстей, как у нас разогреваются всевозможные скандалы, сплетни, смакуются преступления и пороки. Откуда это все? Во многом, очень во многом эта «дурная наука» вольности пришла к нам с Запада, а мы переняли ее ничтоже сумняшеся и живем в ней и преуспеваем, но, увы, не в добродетели, а во зле.
Кто-нибудь скажет: чего все на Запад валить, у нас что, своих грехов мало? Что сказать на это? Верно, все в самом человеке заключено: и путь жизни, и путь смерти. И добродетель, и грех, безусловно, зависят от произволения человека. Но соблазны значительно увеличивают вероятность грехопадения и того, что испортится человек или сообщество людей. Не случайно ведь говорят: «с преподобным преподобен будеши и с развращенным развратишися» (Пс. 17, 26–27). Уж слишком много самых разнообразных соблазнов пришло к нам и продолжает приходить с Запада, чтобы говорить о случайностях или о чем-то малозначительном. А ведь и в основе той страшной революции, что перевернула русскую жизнь, тоже лежали идеи западные и тоже безбожные. Социализм, коммунизм, либерализм — это все звенья одной цепи, порождения безбожного и горделивого разума. Еще Достоевский предупреждал, что за этими идеями стоят инфернальные и неуправляемые силы, бесы. И Бунин удивительно точно подметил в своих «Окаянных днях»: жил себе человек, спокойный, исполнительный, вежливый, годами жил, десятилетиями и вдруг точно «с ума спятил» под влиянием этих идей растлевающих, и вот уже понесло его незнамо куда: круши, громи, режь, грабь награбленное, бей буржуев... Так что оставьте разговоры о случайностях. Да, приходят соблазны, и надобно им прийти, но «горе тем, через кого они приходят». И горе западному миру, все более сходящему с ума в своем отчуждении от Бога и все более заражающему мир своими безумными и порочными учениями.
Противопоставить этому «международному оборзению» можно только одно — наше неколебимое стояние в истине, во Христе. И это означает отнюдь не безвольный и пассивный пацифизм, а всестороннее и осмысленное построение русской жизни на евангельских духовных и нравственных началах. И начинать это созидание, конечно, нужно с самих себя, потому что никакие внешние перемены не могут быть плодотворными, если сам человек лишает себя присутствия Духа Святого беспечной и нераскаянной жизнью. Церковь Христова — это единственная сила в мире, которую не могут одолеть «врата ада», и зло побеждается не одними только человеческими усилиями, но и содействием Духа Святого. Так что быть причастным Ему — главная наша задача. Помолился внимательно, с сокрушением сердечным человек — причинил ущерб мировому распаду; о грехе поплакал с твердым намерением исправиться — нанес урон вселенскому злу; причастился святых Христовых Таин — ущемил права беззакония; навык воздержанию — уязвил змия плотоугодия, сиречь идеологию потребления... Так и надлежит нам воевать.
А остальное, верим, Господь управит!
- Комментарии