При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Домашняя церковь
    Новый год на Руси. Симеонов день

    Новый год на Руси. Симеонов день

    Домашняя церковь
    Январь 2019

    Об авторе

    Виктория Павлова

    Отцами первого вселенского собора 325 года было постановлено начинать церковный год с сентября. Московский собор 1492 года постановил приурочить к первому сентября и начало гражданского года. Так было до времен Петра I, который распорядился начинать гражданский год с 1 января, для соответствия с исчислением западноевропейских народов. В рукописи указа Петра I (№ 1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года») государь указал «впредь лета считать в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова». Петру Великому стало известно, что во многих европейских христианских странах и в славянских народах ведут летосчисление от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть с 1 января, а не от Сотворения мира.

    К празднованию 1700 года в знак доброго начинания нового столетнего века в Москве было велено совершать должное благодарение Богу и молебное пение в церкви, сделать украшения из сосновых, еловых и можжевеловых ветвей к 1 января и оставить до 7-го числа того же месяца. 1 января поздравлять друг друга с Новым годом, а когда на Красной площади зажгут огненные потехи и будет стрельба, всем знатным дворам выстрелить трижды из мушкетов, небольших пушек или иного мелкого ружья и выпустить несколько ракет. По улицам, где есть большое пространство, с 1 по 7 января по ночам зажигать из дров, хвороста или соломы костры.

    До этого на Руси, особенно в XVI и XVII веках, торжества церковного и гражданского новолетия были одним праздником. Тогда совершался в первый день сентября особый чин летопроводства и летоначатца, то есть проводы и встреча нового года. Сам день нового года назывался летопроводством, а вспоминаемый первого сентября преподобный Симеон Столпник — летопроводцем. К Симеонову дню приурочивался также обряд постригов и сажания на коня. Его совершали над мальчиком по исполнении ему трех лет, на четвертом году жизни. Постриг производил крестный отец. Также этот день приобрел значение судебного дня, в связи с тем, что в этот день в Москву съезжались люди со своими жалобами — «ставиться на суд» в присутствии государя и бояр. На Симеонов день начиналось «бабье лето», которое продолжалось до праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Действо «нового лета» совершалось повсеместно на Руси, с особенной же торжественностью проходило оно в Москве. На кремлевской соборной площади, напротив Красного крыльца, устраивали обширный помост. На восточной его стороне ставили три аналоя с крестом, евангелием и иконой преподобного Симеона, а на западной стороне устраивали два места: для царя и патриарха.

    Торжество начиналось в десятом часу утра. Первая часть его совершалась в Успенском соборе. Вторая же часть совершалась при выходе западными вратами и пении клира: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». После начала третьей части патриарх во главе крестного хода с московским духовенством под торжественный колокольный звон шествовал к устроенному помосту, и одновременно из Благовещенского собора выходил государь в сопровождении бояр. Патриарх входил на помост первым, затем поднимался царь, прикладывался к святыням на аналоях и принимал благословение предстоятеля. С этого момента колокольный звон прекращался. Пели 73-й псалом, антифоны праздника, протодиакон Успенского собора возглашал сугубую ектенью, патриарх благословлял предстоящих крестом, читались паремии, за которыми начиналось освящение воды, читались апостол и евангелие от Луки: 4-я глава, 13-е зачало — о проповеди Иисуса Христа в назаретской синагоге. Затем происходило водоосвящение и торжественное поздравление с новым годом. Патриарх поздравлял царя. Государь благодарил и взаимно приветствовал предстоятеля. Приложившись к кресту, царь с приближенными возвращались в Благовещенский собор на литургию, а патриарх с крестным ходом шествовал в Успенский собор, где оканчивал действо летопроводства.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог