При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Домашняя церковь
    О грехе блуда

    О грехе блуда

    Домашняя церковь
    Ноябрь 2014

    Об авторе

    Архимандрит РАФАИЛ (КАРЕЛИН)

    Святые Отцы различали восемь основных грехов, или страстей, как во-
    семь источников, из которых истекают все наши грехи, душевные и теле-
    сные, во всем их многообразии. Здесь дана скорее не богословская, а аске-
    тическая картина нашей греховности. Святые Отцы определили конкретные
    грехи для того, чтобы возможно было указать на средства борьбы с ними.
    Согласно их учению, в действительности существует один главный источ-
    ник греха — наше себялюбие, то есть неправильная любовь человека к себе,
    эгоизм и эгоцентризм. В этом — начало всех грехов. Некоторые богословы
    указывали на три разновидности себялюбия: славолюбие, сластолюбие и
    сребролюбие. Но эта схема довольно-таки обобщенна и абстрактна, так что
    здесь нам трудно видеть лицо самого греха. И уже не богословы и теоретики
    христианства, а монахи и аскеты, главной жизненной целью которых было
    очищение своей души, выявили восемь главных врагов нашего спасения, во-
    семь начальных страстей. Если человек не будет вести с ними борьбу, то они
    возобладают им, превратятся в грехи смертные, то есть навсегда отлучат че-
    ловеческую душу от Бога.
    Здесь я хотел бы поговорить об одной из самых лютых страстей, которая
    особенно тяжка, которая непрестанно восстает на человека. Блуд — он явля-
    ется как бы концентратом всех порочных наслаждений. Борьба с блудным по-
    хотением — самая тяжелая и жестокая, христианин ведет ее до самой смерти.
    Святые Отцы говорят: «Не верь своему телу до тех пор, пока оно не ляжет
    во гроб и гроб не забьют гвоздями». Естественное вожделение, естественное
    влечение к другому полу генетически вложено в каждого человека. Борьба с
    грехом блуда, как говорят Святые Отцы, есть борьба с тем врагом, который
    сидит внутри нас.
    Как обычно развивается эта страсть? Для ее развития нужен определен-
    ный образ. И поэтому чаще всего она начинается с образа. Первый этап —
    когда нечистый образ появляется в уме человека, как на кино- или телеэкране.
    Но это еще не грех. Это лишь повод ко греху, прилог, искушение, приманка
    диавола, которую он ставит перед нами. Человек ставит приманку, чтобы уни-
    чтожить какое-нибудь вредное животное, скажем крысу. Крыса бросается на
    нее и гибнет. Вот так же и диавол предлагает нам приманку, обольстительный
    образ, внедряя его в наше сознание. Но мы можем внутренне отвергнуть этот
    образ, отключить от него свою волю. И тогда он останется внешним и чуждым
    для нас. Он становится нашим только в том случае, когда мы начинаем ис-
    пытывать симпатию к нему и желание задержать его в нашем сознании. Если
    человек отвергнет страстный помысл или образ в самом начале, то выйдет из
    этой духовной битвы победителем.
    Святые Отцы разработали учение о трезвении, контроле над своим серд-
    цем. Этот контроль осуществляется посредством непрестанной молитвы, в
    свете которой человек видит зарождение помысла или образа в самом нача-
    ле. Если у человека нет молитвы, он не может зафиксировать первый этап
    зарождения помысла (образа), фиксирует лишь последующие этапы, когда
    внутренним волевым усилием уже начинает удерживать этот помысл (образ)
    ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ 237
    в своем сознании, созерцать его, любоваться и наслаждаться им. Поэтому
    Святые Отцы заповедали иметь в своем сердце непрестанную краткую молит-
    ву — молитву Иисусову, которая высвечивает человеку его сердечные глуби-
    ны. Можно для непрестанной молитвы выбрать также по своему усмотрению
    и какие-нибудь слова из псалма, краткую молитву «Господи, помилуй!» или
    же молитву «Боже, милостив буди мне, грешному!». Но Иисусова молитва
    значительно глубже. Она воистину всеобъемлюща. По выражению Святых
    Отцов, она — «Евангелие, сокращенное в восьми словах».
    Да, момент зарождения помысла (образа) — самое лучшее время для борь-
    бы с ним, для его уничтожения. Помысл подобен растению: когда оно толь-
    ко пустило росток, его легко можно вырвать из земли, а когда укоренилось
    и корни глубоко вросли в землю, тогда нужны большие усилия; если же этот
    росток превратился в дерево, то вырвать его почти невозможно, и человек уже
    не может бороться с грехом своими силами. Он должен прибегать к помощи
    других, к помощи своих наставников.
    Итак, наилучший способ борьбы со сладострастным помыслом — это
    отвержение его в самом начале, на первом этапе — прилога. Однако и на
    последующих этапах христианин должен бороться с грехом. Пусть даже в
    этой борьбе допущены промедления и ошибки, надо продолжать борьбу и
    молить Бога о прощении содеянного мысленного прегрешения. В борьбе со
    страстным помыслом нужно использовать естественные силы человеческо-
    го гнева, то есть гневаться на диавола, греховный помысл и сам грех. Гнев
    дан человеку как оружие, как меч против врага. Этот меч мы употребили
    против самих себя и наших ближних. Но гнев может быть святым, правед-
    ным гневом, если мы научимся гневаться на демона и грех, возникающий
    в нашем сердце. Гнев имеет силу уничтожать. Если мы направляем его на
    своего брата, то становимся в известном смысле убийцами. Если же гне-
    ваемся на грех, то гнев разрушает его и очищает нашу душу. Итак, нуж-
    но научиться гневаться на нечистые помыслы. Святые Отцы учат: «Когда
    будет перед тобой нечистый помысл, сначала разгневайся на него, как на
    несчастье, которое может лишить тебя вечной жизни, а потом обратись к
    Богу с молитвой. Не рассматривай этот помысл. Не вступай с ним в беседу.
    Не опровергай словами то, что будет говорить демон. Гневом изгони помысл
    из своего сердца и затем обратись к Богу, чтобы Он очистил твою душу от
    осквернения».
    Что еще требуется для борьбы с демоном блуда? Воздержание. Святые
    Отцы поставили блудный грех, эту болезнь, сразу же после чревоугодия, так
    как демон блуда тесно связан с демоном чревоугодия. Чревоугодие разжигает
    блудную страсть. Святые Отцы говорили: «Если ты хочешь бороться с блудом,
    не обуздав своего чрева, то это то же самое, что пытаться потушить костер,
    бросая в него ветки дерева». Как определить для себя норму в пище? Святые
    Отцы учат так: «Определи, сколько нужно тебе пищи для насыщения, затем
    съешь две трети от этого количества, а прочее оставь или же вставай из-за сто-
    ла, когда ты не чувствуешь еще полного насыщения, в то время, когда хочется
    тебе еще немного поесть. Это и будет твоя мера».
    У святого Иоанна Лествичника мы читаем: «В укрощении чрева упо-
    требим благоразумную постепенность: отсечем прежде всего утучняющую
    пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую». Нельзя сразу нала-
    гать на себя строгий пост, к воздержанию человек приучает себя постепен-
    но. Кроме того, в посте вообще необходимо соблюдать меру. Преподобный
    Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что иногда чрезмерное пощение не укро-
    щает, а, наоборот, возбуждает блудную страсть. Общее правило умеренно-
    сти и воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состо-
    238 ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ
    янием тела и возрастом вкушал столько пищи, сколько нужно для поддер-
    жания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. Крайности
    с той и с другой стороны равно вредны — и неумеренная строгость поста,
    и пресыщение чрева. Монах так разумно должен вести дело пощения, как
    если бы имел пребыть в теле сто лет, и так обуздывать душевные движе-
    ния — забывать обиды, отревать печаль, ни во что ставить скорби и потери,
    как могущий умереть каждый день. Поэтому, когда говорят о посте, имеют
    в виду разумное воздержание, а не доведение себя до болезненного состоя-
    ния, которое нередко сопровождается внутренней гордыней и прелестью.
    Итак, будем помнить, что умеренное употребление пищи служит средством
    обуздания блудной страсти. Так же во время особенно сильного блудного
    возбуждения полезно пить мало воды, ибо чувство жажды в какой-то степе-
    ни притупляет и ослабляет эту страсть. Отшельники не только пищу при-
    нимали мерой, но и воду.
    Святые Отцы говорят: «Если ты свяжешь себя постом, то свяжешь беса
    блуда веревками, но для того, чтобы повергнуть его на землю, нужно смире-
    ние». Один из древних египетских подвижников, толкуя библейское повество-
    вание о том, как пророк и боговидец Моисей убил египтянина и закопал его в
    песок, говорит, что это — образ борьбы с блудным демоном. Песок — пусты-
    ня, место, где ничего не растет. «Зарыть египтянина в песок» — значит побе-
    дить беса блуда смирением. Во время борьбы с блудной страстью христианин
    должен глубоко смирить свой дух, осознать, что он — средоточие греха и без
    помощи Божией не может бороться с сей страстью, но при этом не падать ду-
    хом, а надеяться на помощь Божию и пребывать в молитве. Бес блуда связан
    с бесом гордыни. Иногда гордому промыслительно попускается особо сильная
    блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болез-
    нью — сильнейшую. Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не по-
    надобится это жестокое врачевание.
    Самым действенным средством борьбы с блудом является исповедь ду-
    ховному отцу. Святые подвижники говорят, что бес блуда не терпит обли-
    чения. Он любит прятаться, скрываться в нашей душе, как скорпион в своей
    норе. Обличить блудного демона перед духовником, рассказать ему о своей
    брани — значит тотчас получить облегчение. Однако сделать это необходимо
    с верой в молитву своего духовника. В Патерике есть рассказ о двух монахах,
    боримых бесом блуда. Они пошли к старцу и рассказали ему о своей брани.
    Один получил облегчение, а другой нет. И первый в ответ на жалобу второго
    спросил его: «А как ты открыл свою брань отцу?» Тот ответил: «Я пришел,
    рассказал ему, поклонился и ушел». Вопросивший сказал: «А я пришел к нему
    так, как пришел бы к Самому Христу Спасителю: с верой в то, что Его молитвы
    отгонят от меня блудного беса. Во время рассказа об искушении я внутренне
    каялся и плакал и, когда вышел от него, почувствовал себя как бы заново ро-
    дившимся». Поэтому если вы открываете перед своим духовным наставником
    блудную брань, то это должен быть не простой, сухой рассказ. Вы должны
    внутренне оплакивать свою греховность и верить, что за молитвы духовника
    Господь силен избавить вас от этой брани, уменьшить ее или же сделать вас в
    ней победителем.
    Для того чтобы успешно бороться с демоном блуда, мы должны стараться
    никого не осуждать, особенно тех, кто страдает от этой же страсти. Когда мы
    осуждаем других, то в это время подразумеваем, что на их месте не сделали
    бы того же самого и как бы внутренне представляем себя победителем демо-
    на. И поэтому за осуждение других Господь иногда попускает нам такую же
    брань, и часто мы не выдерживаем ее и падаем. Одно из важнейших правил ду-
    ховной жизни — не осуждать другого. Это значит не оправдывать его грех, но
    ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ 239
    сострадать ему, как мы сострадаем больному. Один из святых говорил: «Когда
    я вижу согрешающего или же узнаю о нем, то говорю себе: “Смотри не сделай
    этого сам! Кто знает, что будет с тобой завтра?!”»
    Еще одно из средств борьбы с демоном блуда — это разумное уединение,
    уединение в то время, когда он борет нас с особой силой. Кроме того, надо
    постоянно трудиться: блудный демон лютее всего нападает на человека, не
    занятого необходимым делом.
    Святые Отцы говорят, что не следует слишком много заботиться о сво-
    ей внешности. Вполне достаточно быть опрятно и чисто одетым. Сама мысль
    о красивой одежде, которая будет нравиться другим, содержит в себе тай-
    ный блуд. Святые Отцы не советуют вольно обращаться друг с другом. Один
    по движник говорил: «Вольность — это начало блудного греха. Вольность в
    обращении похожа на ветер из пустыни, который сжигает и уничтожает по-
    севы в том месте, где он пронесся». Писания Святых Отцов учат, что в сме-
    хе и шутках также таится блуд. С аскетической точки зрения смех и шутки
    оскверняют человеческую душу. Они уничтожают благоговение как сердеч-
    ное расположение. Церковное Предание говорит нам, что никто не видел Ии-
    суса Христа смеющимся или улыбающимся, равно как и Его Пречистую Ма-
    терь. А демона часто изображают хохочущим. Если бы мы понимали, для чего
    Господь дал нам земную жизнь, и чаще думали о том, что ожидает нас в веч-
    ности, — рай или ад, мы бы не шутили, не смеялись и не хохотали. Если бы
    мы знали, сколько греха сосредоточено в нашей душе, какое огромное море
    греха представляет собой этот мир, нам было бы не до смеха. Но эта ужасная
    картина сокрыта от нас...
    Святые Отцы заповедуют по возможности избегать общения с другим
    полом, так как это общение будет обязательно возбуждать в нас блудную
    страсть, явную или тайную. Некоторые заявляют: «Я разговаривал с жен-
    щиной и не почувствовал совершенно никакого вреда». Святые смотрят на
    это по-другому: человек получил вред, но сам этого не заметил. Один из под-
    вижников писал: «Через несколько дней после разговора с женщиной я ис-
    пытал нападение блудной страсти, и передо мной встал ее образ. Когда мы
    беседовали, мне казалось, что я бесстрастен. Но ее образ отпечатлелся где-
    то в глубине души и потом, во время брани, как приманка всплыл из глубин
    подсознания». Мы не знаем, что творится в нашем сердце. Все наши раз-
    говоры, встречи и впечатления — это семена, которые падают в сердечные
    глубины, а потом уже дают свои ростки. В общении с любой женщиной надо
    быть предельно осторожным, хотя бы нам и казалось, что мы не питаем к
    ней никакого нечистого пожелания. Также нужно всячески избегать излиш-
    него общения, поскольку нередко мы хотим быть вместе с женщинами не
    ради какого-нибудь важного и неотложного дела, а для тайного внутреннего
    удовлетворения блудной страсти. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Не обя-
    зательно падение с женщиной: иногда само присутствие женщины уже дает
    человеку скрытое наслаждение».
    В книге преподобного Иоанна Лествичника, великого игумена Синайской
    горы, мы читаем: «Бес плотского сладострастия весьма часто вовсе скрывает
    себя, наводит на инока крайнее благоговение и производит в нем источни-
    ки слез, когда он сидит или беседует с женщинами, и подстрекает его учить
    их памятованию о смерти, о Последнем Суде и хранении целомудрия, чтобы
    они, окаянные, прельстившись его словами и притворным благоговением,
    прибегнули к этому волку как к пастырю; но окаяннейший оный, от близкого
    знакомства получив дерзновение, наконец подвергается падению». Поэтому
    в общении с женщинами, даже когда священник наставляет их и ведет духов-
    ную беседу, обязательно нужна мера. Следует говорить кратко и ясно. Для
    240 ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ
    тех, кто хочет исполнить наставления и спастись, не нужны долгие беседы.
    Им только надо узнать, что делать.
    Обычно женщины, которые часто обращаются к своим духовным отцам
    и подолгу с ними разговаривают, повторяя непрерывно одно и то же, как
    бы пережевывая одну и ту же жвачку, на самом деле внутренне удовлетво-
    ряют таким образом свою блудную страсть. Тот, кто заботится о чистоте,
    говорит собранно и лаконично. В общении с женщиной, по учению Святых
    Отцов, несмотря на всю доброжелательность и приветливость, необходимо
    соблюдать строгость. Никогда человек не должен думать, что победил блуд.
    В этом одна из хитростей демона. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Ли-
    сица притворяется спящею, а бес — целомудренным; та хочет обмануть пти-
    цу, а сей — погубить душу. Не верь во всю жизнь твою сему бренному телу
    и не надейся на него, пока не предстанешь Христу». Блудный демон может
    некоторое время не тревожить нас, чтобы мы подумали, что уже победили
    нечистую страсть, и потеряли осторожность. После этого он неожиданно
    нападает на нас, как на свою жертву, и застает, как правило, безоружными.
    Поэтому никогда не надо доверять себе и считать себя победителем в сей
    брани.
    Преподобная Мария Египетская, жившая в Иорданской пустыне, много
    лет была борима бесом блуда через воспоминания о своей прошлой грехов-
    ной жизни. Во время вражеских нападений она падала на землю и крича-
    ла во весь голос: «Боже, Сам спаси меня! Господи, я бессильна!» И за это
    смирение благодать Божия покрывала ее. Подвижница побеждала врага в
    этой жестокой, тяжелейшей борьбе. Итак, все мы должны помнить: победа
    над блудом — это победа благодати над демоном. Без истинного самопозна-
    ния в духе сердечного сокрушения и глубокого смирения победить блудную
    страсть невозможно!
    Попытаемся кратко суммировать все вышесказанное. Борьба с блудной
    страстью — это прежде всего трезвение ума и сердца, то есть своевремен-
    ное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что
    возможно лишь в свете постоянной молитвы, обращение гнева против нечи-
    стых помыслов (образов), постоянный труд, исповедь и открытие помыслов
    своему духовному отцу, наставнику, борьба с чревоугодием, скромность в
    одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время
    особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глу-
    бокое смирение. Святые Отцы говорят: «Целомудрие — совокупность всех
    добродетелей».

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог