При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Домашняя церковь
    Огнь пылающий

    Огнь пылающий

    Домашняя церковь
    Июнь 2020

    Об авторе

    Михаил Давидов

    Михаил Иванович Давидов родился в 1954 году в Пермском крае. Окончил Пермский медицинский университет. Служил в армии на Байконуре, работал врачом. Сейчас доцент ПГМУ им. Е.А. Вагнера, кандидат наук.
    Автор 460 научных работ. Более 40 лет в свободное время занимается историей медицины и литературы. Автор восьми книг, документальных повестей и статей о жизни и смерти Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого, Маяковского, опубликованных в журналах «Москва», «Наука и жизнь», «Урал» и других изданиях.
    Включен в Энциклопедию успеш­ных людей России за 2010 год (Who is who в России).

    Избранные поучения и мысли
    священномученика Архиепископа Андроника
    о духовных основах Православия в России
    и искоренении человеческих пороков

    К 150-летию со дня рождения святителя

    В 2020 году исполняется 150 лет со дня рождения священномученика архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского). В светлую дату его появления на свет Божий невольно задумываешься об этом святителе, поражаешься глубиной его мыслей и откровений, праведностью жизни и готовностью до конца стоять за Православие и не колеблясь отдать жизнь за дело Христовой веры.

    Будущий святитель родился 1 августа[1] 1870 года в семье потомственных служителей Церкви в селе Поводневе Ярославской губернии. Промыслом Божиим был этот день, когда в 988 году «крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь». На третий день протоиерей Петр Богословский в храме Преображения Господня совершил таинство крещения младенца с именем Владимир.

    Все в доме отца — дьячка Александра — дышало святостью. В 1879 году девятилетний отрок Владимир по собственному страстному желанию поступил в Угличское духовное училище. В дальнейшем Владимир Александрович Никольский окончил Ярославскую духовную семинарию, а в 1895 году — Московскую духовную академию (МДА). В стенах академии по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского в 1893 году Владимир был пострижен в монахи с именем Андроник. Заканчивая МДА, в 1895 году иеродиакон Андроник стал кандидатом богословия, защитив богословскую диссертацию «Древнецерковное учение об евхаристии как жертве — в связи с вопросом об искуплении».

    После выпуска из МДА Андроник прошел невероятно тернистый жизненный путь. Глубоко верующий в Бога, чрезвычайно одаренный, он был исключительно принципиальным и честным человеком, в связи с чем у него в жизни было немало недоброжелателей, в том числе из высшей знати. Выйдя из простой семьи сельского священника, не имея связей и карьеристских устремлений, медленно двигался Андроник по иерархической лестнице: помощник инспектора семинарии в Кутаиси (1896), инспектор духовной семинарии в Ардоне, что на Северном Кавказе (1896–1897), православный миссионер в Японии (1897–1898), в сане архимандрита ректор духовной семинарии в Ардоне (1899–1900), затем ректор Уфимской духовной семинарии (1900–1906). В октябре 1906 года Андроник возведен в сан епископа Киотского и служит помощником начальника Российской духовной миссии в Японии, затем является викарным епископом в городе Холмске (1907–1908), епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии (1908–1913), епископом Омским (1913–1914).

    Восхождение святителя на уральскую Голгофу началось 30 июля 1914 года с назначением епископом Пермским и Соликамским. Это был наиболее плодотворный и яркий период жизни и деятельности Андроника. Пришел безбожный 1917 год. Епископ Андроник не скрывал своего неприятия новой, безбожной власти. Его арест в июне 1918 года — свидетельство безоружности властей против правды, которая окрыляла святителя. Возведенный в сан архиепископа Пермского и Кунгурского, Андроник был несокрушим в своей правдивости, настолько ярок и бесстрашен, что собратья-архиереи называли его «Огнь пылающий». Богоборцы учинили страшную казнь архиепископу Андронику, закопав его заживо в землю 7 июня 1918 года.

    В советское время духовные творения священномученика Андроника были под запретом. Лишь в последние годы его произведения, проповеди, поучения находят дорогу к читателям. С ними знакомятся не только богословы и церковнослужители. Творения архиепископа Андроника привлекают пристальное внимание философов, историков, обществоведов, культурологов, искусствоведов. Многие труды Андроника особенно актуальны сегодня. Они настолько содержательны, написаны таким ярким, сочным, простым и понятным языком, что интересны и широкому кругу читателей, как верующих, так и не верующих в Бога.

    В одной статье невозможно осветить все вопросы, поднятые и раскрытые в трудах архиепископа Андроника, поэтому мы остановимся на его мыслях о духовных основах Православия в России и искоренении человеческих пороков.

    Высокие достоинства Православия по сравнению с католичеством, протестантством, буддизмом и другими религиями Андроник осознал не только в результате глубокого теоретического изучения вопроса, но и наяву — в годы миссионерской службы в Японии и при посещении сотен храмов и монастырей в Италии, Греции, Турции, Франции, США во время заграничного трехмесячного путешествия, совершенного в 1897 году.

    В Риме, в этом Вечном городе, залитом кровью бесчисленных святых мучеников, восхищаясь священными местами христианства, отчетливо узрел Андроник, что в католичестве папа римский, по сути, заместил собой Самого Иисуса Христа. Посетив множество богослужений в Ватикане и Риме, вот что записал Андроник (Никольский) после одного из типичных католических богослужений: «В храме Божием, назначенном для прославления имени Божия, для молитвы как беседы с Богом, дано было “оперное” увеселение публике, битком набившей собор. Эффекта восторга, чувства много, хоть отбавляй, а религиозного чувства, молитвы — нисколько. Все сильно бьет в глаза, теребит за нервы, а сердца по-Божьему не трогает, ибо все совершенно земное, звуки и манеры совсем низкочувственные. И таково все богослужение и церковная жизнь у католиков: говорит ли патер проповедь, он старается расчувствовать, но не воспитать спасительное настроение в верующем; священнодействует ли — поражает то же чувство: чтобы все остальное затмить, чтобы потом верующий уж бессознательно шел, к чему его зовут. Словом, во всем проглядывает характер папства с его стремлением господствовать всюду и над всем, а не настоящая жизнь... Все это палка, господствование над верующими, от которого удалялся и других предостерегал апостол Павел»[2].

    После посещения римских храмов иеродиакон Андроник нередко удивлялся и говорил своим православным собеседникам: «Да им, католикам, и Христос не нужен. Римский папа и любой священник заменяет у них Самого Бога. Вот представим: снизойдет сейчас на землю Сам Иисус Христос, а ему папа римский скажет: “Возвращайся назад! Ты нам не нужен! Ты нам будешь только мешать”».

    Андроник записал в путевых заметках после посещения храма иезуитов в Риме: «Католики не дремлют и стараются всячески воздействовать на народ, чтобы собирать и держать его у себя. И народ у них действительно в руках: он слушает своих наставников, как вестников воли Божией. Положим, они глубоко заблуждаются и всех держат в своей ереси, искажающей весь смысл христианской жизни как жизни в Церкви, возглавляемой Христом. Напротив, весь строй папства таков, что у них нет Церкви, а есть только папа да его сподручники, властно спасающие или отвергающие покорных или непокорных своих овец. Поэтому католики, образно выражаясь, привыкли бессознательно следовать за своим пастором, держась за его рясу, в уверенности, что он непременно приведет в рай, хотя бы и тяжкий грешник был кто, ибо у папы много преизбыточествующей благодати на всякие грехи и на всяких грешников, подчиняющихся ему. И эта система так проникла в природу католиков, что папа и его сподручники действительно держат все в своей власти»[3].

    Позднее, в 1909 году, став уже епископом и глубоко изучив основы различных религий, Андроник выведет тезис, что, в отличие от католичества и протестантства, лишь «Православие есть чистое христианство».

    «Оба эти еретические направления в христианстве — папизм и протестантство — сохранили от него лишь обрывки: у папистов все свелось к внешнему авторитету папы или клира, получивших от кого-то власть вводить человека в рай; а у протестантов... христианство получило в жизни лишь некоторое местечко, — писал Андроник. — Не то в чистом и непорочном христианстве — в Православии. Следуя непреложному слову Христа Спаса: “Веруяй в Мя, имать живот вечный” (Ин. 6, 47), Православие смотрит на всю нашу жизнь земную с этой высочайшей точки зрения. Вся земная жизнь, как и весь мир, в руках Божиих и для Бога, здесь, на земле, полагается только начало тому, что откроется для всех в будущем, за гробом. А потому вся жизнь человека должна быть исполнена тончайшего чувства Бога, видящего все наше до глубины души... Ощущение Господня вседержительства должно быть законом, руководящим человеком во всех его делах и намерениях»[4].

    Нередко в проповедях Андроник поучал верующих:

    — Вы без всяких гражданских запрещений и законов должны всегда и всюду делать должное, как бы стоя перед лицом Всевидящего. Бог — свидетель всех ваших поступков!

    Архиепископ Андроник высказывает убеждение, что только Православие является чистым и непорочным христианством.

    Он пишет: «Наш русский народ, с тех пор как крестился при святом князе Владимире, имел одну святую и великую заботу — как бы устроить свою жизнь по-Божьему, как бы чем-либо не прогневить Господа Бога... Вот эта набожность и самое скромное благочестие и были украшением нашей народной жизни; они приводили в умиление, удивление и восторг всех иностранцев, приезжавших к нам в старину и прозвавших нашу страну Святою Русью, как поставившую идеал высокой христианской святости своим главнейшим идеалом и постоянною целью своих стремлений. Этим объясняется наша народная любовь к храму Божию, к богослужению, к путешествию по святым местам и обителям, к посту и поклонам и ко всякому иному подвигу; отсюда же усердие ставить свечки и возжигать лампады перед иконами, украшать храм богатыми прикладами и роскошною ризницею, наконец, любовь к громогласному, торжественному, бархатному звону колоколов. Во всем этом сказывается проявление высоконабожной души христианской, стремящейся к Богу, заботящейся лишь об одном — чтобы все в жизни и в храме Божием напоминало о близком к нам Боге... Разве может что-либо земное идти в сравнение с этой христианской высотой и красотой жизни?»[5]

    Андроник подчеркивал: «Лучшие писатели страны моей родной не иначе называли народ наш, как богоносцем, ибо он и воистину таков, как постоянно носящий Самого Христа в себе, во всем своем благочестивом настроении»[6].

    Архиепископ Андроник был убежден, что законы внешние, гражданские, какими бы строгими ни были наказания за их нарушение, никогда не смогут обеспечить должный порядок в государстве и обществе.

    «Потерявший веру в Бога и свою совесть — обойдет любые законы!» — поучал он верующих во время своих ярких проповедей.

    В современном российском обществе, где расшатаны устои Православия, а вера вырвана из народного сердца, буйно расцвело мошенничество.

    Временами возникает ощущение, что мы живем сейчас в «обществе, где царствует мошенничество». С экрана телевизора умные люди, включая лучших юристов, и различные государственные мужи с утра и до вечера предостерегают граждан, как «раскусить» мошенников, «не попасться на их удочку». Мошенниками изобретаются всевозможные хитрые схемы, как облапошить честных и порядочных граждан, которых они с презрением называют «лохами»: лишить единственной квартиры, вклада в банке, сделать банкротом, сознательно навязать человеку кредит, понимая, что тот никогда не сможет его выплатить, и многое другое. Ловкачи, пользуясь несовершенством законов государства, безнаказанно сооружают гигантские финансовые пирамиды, банкротят жилищные управляющие компании, собирают с честных людей деньги на строительство тысяч домов, изначально не собираясь их строить.

    Без Бога в душе человек обойдет любые законы! «Только Бог в сердце и мыслях сподвигнет человека на честную жизнь, только ощущение всеми людьми Всевидящего Бога сможет предупредить нарушение законов общества!» — утверждал Андроник в течение всей своей жизни.

    Архиепископ, анализируя русское православное общество на рубеже XIX–XX веков, сделал вывод, что «народная русская культура есть культура духа».

    «Во всем укладе жизни, в обычаях, в душевных исканиях, в народном и даже литературном творчестве непременно есть искание нравственной ценности жизни, — писал Андроник. — Русский человек, даже испытавший на себе воздействие и нерусской культуры, все-таки смотрит на жизнь как на приложение к делу жизни нравственных запросов духа. В самой жизни поэтому ищет подвига как несомненного оправдания и для существования человека на земле... Даже революционеры, добиваясь всевозможных переворотов жизни, стоят за правду жизни...

    Тем более все это нужно сказать о народе простом. Как бы он ни был сер и подавлен житейскою тяготою — простой русский человек имеет заботу, чтобы все было по совести... Духовный мир — самое главное для него... К жизни духа за гробом в вечность готовится русский человек. Для этого он готов на всякий труд и подвиг. Готов идти во всякую пустыню, перенести все трудное в пути, лишь бы только найти себе духовное утешение, ободрение и даже вразумление и строгое обличение»[7].

    Андроник был великим сердцеведом. Он сердцем чувствовал, что заботит данного конкретного человека, о чем он переживает, что его тяготит.

    Образно говоря, Андроник чувствовал биение сердца человека, который исповедовался ему.

    Мог и укорить, если видел, что человек заблуждается, нестоек в вере, совершает дурные поступки, имеет лукавые мысли. Но чаще всего он ободрял верующих и всех людей, которые шли к нему за советом.

    Андроник с молодости говорил верующим:

    — Ищите Христа в своем сердце!

    И в зрелые годы священника слышали на исповеди от него добрый совет:

    — Христос уже в твоем сердце! Слушай свое сердце, живи своим сердцем. И тогда ты будешь совершать только добрые поступки...

    В 1914 году в Омске епископ Андроник выступил с яркой проповедью, которая потрясла всех верующих в храме. Эта проповедь была записана и опубликована в «Омских епархиальных ведомостях» под заголовком «Христос близ есть»[8].

    В начале проповеди епископ Омский обращается к людям, которые уже имеют в своем сердце Иисуса Христа и стараются вести только праведную жизнь: «Приникни своим вниманием к самому своему сердцу и рассмотри внешние обнажения своего сердца. Как ты относишься к поступкам других людей? Одобришь ли ты распутника, пьяницу, обидчика, бесчестного, вора, грабителя и прочих беззаконников? Конечно, никогда не одобришь... Очевидно, в самом, именно в твоем сердце есть определенная мерка, сопоставляя с которой ты безошибочно можешь... называть одно добрым и должным, а другое злым и недолжным, неправильным. Очевидно, такова и природа твоего сердца, что оно только доброе и признает единственно правильным и должным... Воистину недалеко от тебя слово оправдывающей веры: оно в устах твоих и в сердце твоем. Эта праведность и чистота в твоей собственной природе, как правильное устроение твоего душевного мира и твоей жизни...

    Но углубись своим вниманием и еще в твое сердце и увидишь еще большее. Останься наедине с твоим сердцем и рассмотри, чем оно восторгается и умиляется, чему оно радуется и что его особенно трогает. И увидишь, что оно восторгается всяким подвигом и высоким поступком; оно умиляется самоотвержением и высокою кротостью в других; оно радуется перед чистотою и святостию; оно трогается любовию и состраданием...»[9]

    Далее в проповеди епископ Андроник обращается к людям, у которых Христос еще не поселился в сердце, которые нестойки в вере, склонны к греху. Он поучает, что «Христос Спаситель уже стоит у дверей твоего сердца», что Бог находится вблизи человека и готов ему помочь. И епископ дает совет: «Ищи спасительного общения твоего с Христом. Правда, это подвиг, и подвиг очень трудный... Ищи Христа постом, молитвой, размышлением, созерцанием и всяким иным спасительным подвигом, умягчающим твою душу, восстанавливающим в тебе власть твоего богоподобного сердца и сродняющим тебя с Богом, от Которого и душа твоя в мир сей пришла. И обретешь ты в сердце своем Христа, и Он вселится в тебя и будет с тобой ходить и вечерять... Только этого твоего искания и зова к Нему Он и ждет, чтобы прийти к тебе, в отворенные тобой двери сердца твоего, и быть постоянным и гостем, и хозяином в нем... У нас, грешных людей, послужной список говорит о нашем постепенном повышении по службе, о наградах и чинах наших. А у апостола Павла послужной список заполнен его подвигами, его лишениями, его гонениями, его страданиями, — он кровью и потом святого апостола исписан. И всё за Христа Спаса нашего, с проповедью о Котором он прошел весь тогдашний мир. Да познает же сие и всякий из нас. Да пребывает в своем собственном сердце, чтобы там и найти свое спасение. “Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Рим. 10, 10)»[10].

    Почему же многие люди предпочитают жить во грехе, оскверняют себя дурными поступками и намерениями? Как можно искоренить человеческие недостатки и слабости? И по силам ли эта задача гражданскому обществу, общественной морали?

    Эти вопросы всю жизнь волновали Андроника.

    Многие выдающиеся деятели и мыслители прошлого утверждали, что с ростом научно-технического прогресса исчезнут человеческие недостатки и пороки. Во многом были согласны с этим и классики теории коммунизма К.Маркс и Ф.Энгельс.

    А мнение богослова Андроника по данному вопросу прямо противоположное. Он ясно высказал его в Уфимском кафедральном соборе, в первой своей проповеди наступившего ХХ века, в первый день нового, 1901 года. Эта проповедь была опубликована в «Уфимских епархиальных ведомостях»[11] и при изучении представляет собой глубокий философский труд, поражающий выводами даже спустя столетие, в ХХI веке.

    В этом труде архимандрит Андроник вначале на примере Древней Греции и Рима показал, как вместе с внешним ростом и развитием народов в них росли зло и падение нравов. И Древняя Греция, и Древний Рим, достигнув небывалого прогресса, в итоге разложились, пали и прекратили свое существование.

    «Обратимся к настоящей жизни и посмотрим — можно ли радоваться новому году (и новому, ХХ веку) как доказательству явного прогресса человечества?» — спрашивает Андроник.

    И отвечает: «Наше время может похвастать и просвещением, и грамотностью, может указать множество ученых... может изумить громадными и богатыми полезными постройками, а о разных современных завоеваниях и успехах человечества касательно открытий и изобретений нечего и говорить: в них как будто всего больше проявляется власть человека над природой... Но кто же будет закрывать глаза, чтобы не видеть — что кругом творится? Мало ли теперь людей, разочарованных в жизни, утративших веру и упование во все святое и высшее этой самой жизни?.. И жалость смотреть на таких: ходят как ощупью, не зная, куда приложить руки, к чему привязать сердце, или же, наоборот, расквитавшись со всем, предаются жизни вольной и безалаберной, давая широкий простор всем своим скверным пожеланиям... Это ли признак и доказательство просвещения нашего быстро прогрессирующего человечества? Нет, это совсем иное доказывает...»[12]

    «Но пойдем дальше и посмотрим на самые плоды просвещения. Чему служит сама наука, искусство, в котором особенно хотят видеть дух просвещения высокого? — задает вопрос Андроник. — Наука помогла людям в улучшении форм и средств к жизни. Но не больше ли того она служит всему вредному и пагубному? Наука помогает купцу и фабриканту обманывать всех подделкой и подправкой товаров и изделий напоказ; наука научает, как легче и безопаснее вытравлять плод и убивать человека; а в военном деле смотрите, как наука помогает людям в дикой изобретательности убивать друг друга!.. А искусство в разных его отраслях не обратилось ли в служение страстям, не лелеет ли только чувственные инстинкты человеческие? Посмотрите на современный театр, на живопись, послушайте музыку, полюбопытствуйте — какие развлечения, игры и забавы обществ, и вы не найдете ничего, кроме... возбуждения и возгревания чувственности, пустой забавы для убивания времени... Интересуются всем этим лишь для того, чтобы позабавить себя, развлечься, а более серьезного в этом редко можно усмотреть... В духовном отношении человечество идет все к падению, и чем дальше, тем хуже будет (гениальное предвидение философа Андроника! — М.Д.)... Итак, хваленого общественного прогресса нет и не будет, а есть и будет только нравственное разложение общества»[13].

    Что же может спасти человечество, дать импульс к истинному и духовному развитию общества?

    И архимандрит Андроник дает четкий и ясный ответ на этот вопрос: человечество может спасти только вера в Бога и возрастание духовно-нравственных ценностей в самом человеке и человеческом обществе.

    «Невозможная от человек возможна суть от Бога» (Лк. 18, 27).

    «Господь, давши настоящую свободу личности человека, эту личность и восставляет на должную нравственную высоту, — поясняет Андроник. — Поэтому, ко всякому человеку обращаясь, Христос и призывает его к подвигу борьбы с собой, к самособранности, к отрицанию всего мирского как тленного... И по мере своего духовного роста, нравственного совершенства человек... начинает влиять и на окружающую жизнь. Итак, вместо общественного прогресса, которого нет, по христианству и по наблюдению есть только совершенствование личности, как подвиг, как труд... [Нужно] забыть преклоняться перед так называемой прогрессивной силой человечества, а необходимо преклоняться пред той духовной красотой человека, и ею-то благоукрасить и свой дух»[14].

    Таким образом, человечество достигнет истинного, духовного прогресса через всеобщую любовь к Богу, а важнейшей задачей христианского общества является искоренение греховности и человеческих пороков и слабостей.

    Однако что видел наяву епископ Андроник у большинства людей, включая верующих? Он видел в них множество человеческих пороков.

    Вот, казалось бы, наступает светлый церковный праздник — Рождество Христово. Это праздник в честь Иисуса Христа, Который снизошел на землю к людям, чтобы Своим мученическим подвигом помочь им избавиться от пороков и вознестись на небо к Нему.

    Начинается рождественская радость.

    «Но как она не мирится с тем, что приходится обычно наблюдать в сии святые дни, называемые Святками! — восклицает епископ Андроник. — По-видимому, люди, называющие себя все-таки христианами, думают, что праздники существуют лишь для веселия и развлечений всякого рода. И вот эта нетрезвость, веселье, удовольствия, часто гнусный разврат, дебоши и всякий срам, которыми заполняются Святки у людей... Самое святое время люди употребляют к распутству. Или думают христиане, что для того и вочеловечился, и истощился Господь, чтобы нам дать новый случай к веселию, пьянству, к разврату, к греху?.. Ибо смотрите, сколько на Святках бывает пьяных, избитых, замерзших, злых и озверелых сатанинскою силою? Смотрите, как беспечально веселятся люди, сколько они труда прилагают, чтобы Святки были веселы!.. О, если бы на иное, более высокое, приложили они такое усердие! Ибо ведь на святость нашу, на духовную радость, на наше духовное просветление пришел Господь к нам. Порадовать нас среди скорбной и тяжелой жизни, воодушевить и возбудить на добро и святость, научить нас добродетельно, с разумными глазами ходить среди всех соблазнов и грехов мира сего — для всего этого с нами Бог (Иудифь. 13, 11) явился на земли»[15].

    Что же нужно делать в эти светлые праздничные дни?

    «Приложить это все к себе, к своей жизни, поразмыслить — вот что следует сделать всякому из нас, христиан, в сии святые дни. Всю эту радость Рождественскую приложи всякий к своей жизни, научись новому добру, воодушевись на хождение к Господу, на жизнь по Божьему совету и закону — и тогда Святки для тебя будут действительно святыми днями, а не случаем к новому греху и распутству... Сходи к доброму соседу, поговорите по душам... почитайте хорошую, назидательную, серьезную книжку... В рабочее время редко приходится ходить в церковь на молитву: вот теперь и удели на это время. Так проводя святочные дни, ты и телом будешь здоров, и отдохнешь от трудов будних, и напитаешься всем хорошим да назидательным для жизни»[16].

    Одним из главных пороков и грехов человека епископ Андроник считал пьянство. Почему? По убеждению Андроника, пьющий человек затемняет свой разум, унижает свою душу и тем самым отдаляется от Бога. А для душевного спасения и для общения с Богом необходима духовная трезвенность.

    Часто в проповедях и беседах с верующими приводил Андроник слова святого апостола Павла: «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

    И сейчас, в современной России, пьянство и алкоголизм отравляют жизнь людей. Потребление алкоголя в стране неуклонно растет.

    Вот, к примеру, в начале ХХ века, то есть в то время, когда епископ Андроник пламенно призывал всех отказаться от алкоголя, среднедушевое его потребление в России составляло 0,6 ведра в год (приблизительно 6 л), что было в несколько раз ниже, чем в Германии, — в среднем немец за год выпивал 2,15 ведра алкоголя, то есть более 21 л/год!

    А к 2020 году среднедушевое потребление алкоголя в России достигло 11,7 л/год. Это 11-е место среди более двухсот стран мира! Больше пьют только в Молдавии (15,2 л/год), Литве (15,0 л/год), Чехии (14,4 л/год), Франции (12,6 л/год) и в некоторых других странах, но ведь там употребляют, в отличие от России, преимущественно легкие вина и пиво, а россияне предпочитают крепкие спиртные напитки, более вредные для здоровья.

    К слову, в Германии стали пить меньше — 13 л/год (по сравнению с началом ХХ века среднедушевое потребление алкоголя снизилось почти в два раза). США находятся на 45-м месте в мире (9,8 л/год), а в большинстве стран Азии и Африки употребляют алкоголь в несколько раз меньше, чем русские. Почетное последнее место в мире занимает Саудовская Аравия — всего лишь 0,2 л/год на одного человека!

    Пьянство ведет к преступности (по статистике 75,4% преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения), разрушает семьи, алкоголизм приводит к тяжелым заболеваниям сердца, сосудов, нервной системы, печени, почек и многих других органов, к преждевременной смерти.

    Так что труды епископа Андроника по данной проблеме как никогда актуальны в современной России.

    Вопросы борьбы с пьянством отражены во многих творениях Андроника.

    Великий богослов и мыслитель вскрыл главную причину пьянства.

    Большинство авторов и прежде, и теперь считают, что главные причины этого позорного явления — невежество народа, экономические условия, в том числе бедность, отсутствие развлечений.

    А вот что пишет Андроник, в пух и прах разбивая точку зрения данных ученых: «Мы знаем, что пьют и образованные, и даже больше необразованных... Одинаково пьют и богатые, с той разве только разницей, что бедные производят дебоши в своей семье, а богатые в первоклассных гостиницах и ресторанах. Пьют и при изобилии развлечений в виде театров, танцев, клубов и прочее. А образование? Разве оно парализовало развитие пьянства? Наоборот, не теперь ли, почти при всеобщей грамотности, и идет всеобщее пьянство обоего пола в деревне?.. Знаем мы хорошо, как лихо пируют и пьянствуют студенты. Нисколько на сокращение пьянства не влияет и улучшение или ухудшение экономических условий жизни. В урожайные годы пропивают урожай, в голодные годы пропивают казенный паек. Наконец, театры, лекции, гулянья, игры, развивая в народе ненасытную жажду удовольствий и развлечений, до крика римской толпы “Хлеба и зрелищ!” — лишь только наводят на пьянство: в театр идут, чтобы там выпить, а из театра направляются — богатые в рестораны, а простые в более дешевые места увеселений, ибо душа развеселилась, взыграла чувственно»[17].

    Непонимание того, что является главной причиной пьянства, привело к краху кампанию борьбы с пьянством и алкоголизмом, затеянную ЦК КПСС и Политбюро в середине 80-х годов ХХ столетия. Преобладали запретительные меры: водку продавали только с 14 до 19 часов, запрещали ее продажу в праздничные дни и несовершеннолетним, сокращали торговые точки (что порождало гигантские очереди, каждый человек в которых вслух или мысленно поносил «меченого» Горбачева и власть), вырубали виноградники и т.п.

    Но разве пить стали меньше? Водку и другие спиртные напитки покупали втридорога, у таксистов, спекулянтов; начались массовые самогоноварение и бражничество, отравления метиловым спиртом и денатуратами и другие негативные явления.

    А ведь еще в начале ХХ века святитель Андроник предупреждал: запретительными мерами делу не поможешь. Великий философ вскрыл главную причину пьянства — падение нравственных ценностей жизни. Пьянство, по Андронику, — патология нравственная, болезнь воли человека.

    Епископ писал: «В чем же настоящая причина пьянства? В отсутствии или недостаточности и приниженности нравственного начала в человеке, в расслабленности воли. Эта причина одинаково делает пьяницами и богатых, и бедных, и образованных, и простых... Эта главная и даже единственная причина — невежество духовное, нравственное, притупление нравственного сознания, понижение нравственного отношения к самой жизни с ее высоким смыслом и назначением»[18].

    По мнению Андроника, пьянство в обществе подготавливалось постепенно путем обесценивания религиозных и нравственных основ жизни. Расцвело оно в освободительные годы, когда ложно понятая свобода объявлена была как свобода на все низкое, гадкое, унижающее человека. Храмы стали запустевать, вместо них стали заполняться рестораны, пивные клубы и прочие места развлечений и развращений. Молитву забросили, а увеселялись пивом и водкой.

    На Руси пили и раньше. «Но разве это прежнее пьянство похоже на ту вакханалию и разнузданность, которые совершаются теперь? — спрашивает епископ. — Пили брагу и домашнее пиво, и само выпивание носило чисто праздничный характер и не переходило в то сплошное пьянство, когда теперь пьют мужики, бабы, парни, девицы и даже дети. А главное — тогда на пьянство смотрели как на грех, на падение, на пьяниц не смотрели так одобрительно, как теперь, когда пьянством и разгулом даже похваляются и бравируют»[19].

    По убеждению Андроника, побороть пьянство можно только путем поднятия нравственности человека, развития его духовных начал. Среди целой системы мер, направленных на это, епископ Андроник большое значение придавал деятельности обществ и братств трезвости, которые создавались им в период архип

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог