При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    «А Время поет...»

    «А Время поет...»

    Культура
    Февраль 2019

    Об авторе

    Надежда Ступина

    Надежда Алексеевна Ступина родилась в Москве. Окончила МГИК, МГГУ имени М.А. Шолохова и Высшие литературные курсы Литературного института имени А.М. Горького.
    В настоящее время преподает культуру речи и деловое общение в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
    Автор научных и критических статей по современной русской литературе. Публиковалась в журналах «Литература в школе», «Московский вестник», «Рать», «Великоросс», «Невский альманах», «Братина». Прозаик, автор книг «Окры-
    ленные словом», «Именно ты».
    Лауреат литературного конкурса «Русский позитив».
    Член Союза писателей России.
    Живет в городе Реутове Московской области.

    Песня русская — это исповедь.

    Кто на исповеди? Народ!

    Эта летопись пишется исстари,

    В каждом русском она живет!

    В.Боков


     

    Современники, почти ровесники XX века, происхождением крестьяне, милостью Божьей поэты, славой не забытые, — Виктор Боков (1914–2009) и Николай Тряпкин (1918–1999)... Оба упокоились на земле воспетой ими Московии. Их музы, так несхожие между собой, в едином охвате впечатляют грандиозным полифоническим национальным звучанием. Язвицкий Лель и «лотошинский ведун» (Л.Аннинский) «пели» Русь каждый на свой лад. Воздать краю отчему — святое, хотя и пророка часто в нем нет. Но поэт в России без песни о ней не поэт. Не народный поэт. Чего никак не скажешь ни о Бокове, ни о Тряпкине. И главный аргумент, конечно, тот, что их стихи «запели».

    Мои стихи давно запели

    Немалое число людей

    Во мне чего-то рассмотрели

    Поверили строке моей

    (В.Боков)

    Ой, ты власть моя — поле!

    Коль виновен, — прости.

    Дай хоть песенной долей

    Для тебя процвести.

    (Н.Тряпкин)

    Творческий век Виктора Федоровича и Николая Ивановича был велик и плодотворен, и «песенной долей» поэты могли быть довольны. «Я назову тебя зоренькой...», «На побывку едет...», «Ой снег, снежок...», «Оренбургский пуховый платок», «Снег седины», «Лен, мой лен...» и многие другие песни, написанные на слова В.Бокова талантливыми композиторами А.Аверкиным, Г.Пономаренко, Н.Кутузовым, стали народными.

    На 70–80-е годы приходится популярность песен на слова Н.Тряпкина: цикл В.Пьянкова «Величальные песни России», сюита Г.Белова «Сельские ночи», «Сцены-гуляния» О.Галахова и другие. Любимой в народе стала поэма «Летела гагара». В разных музыкальных вариантах ее исполняли и до сих пор исполняют самодеятельные и профессиональные певцы, хоры, ансамбли.

    Виктор Федорович начал писать с девяти лет, крестьянским мальчишкой. Став профессиональным литератором, всю жизнь посвятил поэтической музе. О себе говорил: «Был песнями наполнен и музыку творил». Он «светил всегда, светил везде», оставаясь до преклонных лет оптимистом.

    Утром встану,

    Музыкой стану,

    Нежной свирелью,

    Белой сиренью.

    Приглядись ко мне —

    Я не такой,

    Был из тела,

    А стал из звука.

    Прикоснись ко мне рукой,

    Ну-ка!

    Разольюсь

    На пятнадцать ладов,

    Прилечу к тебе из садов

    В золотом оперенье,

    Подарю тебе стихотворенье,

    А еще золотое колечко — носи!

    Так положено на Руси!

    Николай Иванович также рано стал заниматься литературным творчеством. Искал свою заветную тропу, с годами неуклонно совершенствуя мастерство. Его поэтической судьбы коснулась «волшебная влага» Провидения. Он признавался, что случилось это на далеком Севере, окуренном фимиамом старинных сказаний.

    Когда-то там, в лесах Устюги,

    Я неприкаянно кружил.

    Скрипела ель, стелились вьюги

    У староверческих могил.

    И на каком-нибудь починке

    Я находил себе ночлег

    И припадал к молочной крынке,

    Не протерев зальдевших век.

    И в смутном свете повечерий,

    Я погружался в древний быт,

    В медвежий сумрак, в дым поверий,

    В какой-то сон, в какой-то мыт.

    И постигал я те столетья

    И в том запечном уголке,

    И в хламе старого веретья,

    И в самодельном черпаке.

    А за стеной скулила вьюга,

    И прямо в дверь ломился снег.

    И стала ты, моя Устюга,

    Моим пристанищем навек.

    И в смутном свете повечерий

    Я закрываюсь в тайный скит,

    И несказанный дым поверий

    В моих преданиях сквозит.

    И на каком-нибудь починке

    Я источу последний пыл

    И слягу в старой веретинке

    У староверческих могил.

    Сквозь призму древнего быта и духа поэт «постигал» не только исторические «столетья», свое «пристанище» на земле, куда нужно потратить «пыл», но и свою причастность вечному Времени.

    В старину жизнь сельского человека мерялась песней: от колыбельной до плача. Устная словесность хранила в своих недрах и величественные сказания о мужественных героях, и молодую удаль, и мудрую печаль. Обращение к фольклору, интерес к простому человеку, по-детски непосредственному, но в то же время умудренному житейским опытом, окрыляли художников слова. Лирика поэтов, вышедших, а на самом деле «никуда не выходивших» из крестьянского рода, органически впитала мелодику и образность обрядовых, лирических, игровых песен.

    Это я на белом свете

    Прожил восемьдесят лет.

    Признаюсь, что в этом свете

    Лично мне замены нет.

    Петь могу! А кто не может?

    Весь вопрос: а что пою?

    Что меня в душе тревожит,

    На какой земле стою?

    Ну, конечно, на российской,

    Где песок и чернозем.

    Где я по траве росистой

    Тороплюсь с большим узлом.

    Это я переезжаю

    В подмосковный уголок.

    Никому не угрожаю,

    Не выпрашиваю в долг.

    По складу речи, по настроению лирический герой боковского стихотворения как есть коробейник — балагур, любимец публики. Каким, по воспоминаниям людей, знавших поэта лично, он и сам был. Жил по законам народной, в сущности, христианской морали: по труду, по совести, родителей почитал, душой не унывал, на чужое не зарился, талант в землю не зарывал. Однажды Боков сравнил душу поэта с орнаментом. В своих стихах он яркими красками метафор «рисует» образ поэтического творчества.

    В моем цеху почет стиху

    И рифме самой звонкой.

    Я к русской печке подхожу

    Чело закрыть заслонкой.

    Гудит огонь в печной трубе,

    Пылают жаркие поленья.

    Мне любо жить в простой избе,

    Надежней вдохновенье.

    Анапест вышел на крыльцо.

    Ямб, как петух, ярится.

    Тружусь я! Так в конце концов

    Рождается моя страница!

    Печка! Верное тепло и богатство русской избы, гармония русского мира. Коснись «челом», как благословение прими. И всего у тебя прибавится, прибавится душевного жара и вдохновения. Как это важно для поэта!

    Тряпкин, говоря: «Я — сам себе фольклор», — с особенным удовольствием рассказывал о своих походах «то в телеге, то пешком» за новыми впечатлениями, за рожком, за гармошкой. А потом напевал сложенные им «песенки» — так он называл свои стихи.

    Начинаю первую, начальную,

    Самую любимую пою.

    И воссели бубны величальные

    На мою широкую скамью.

    ...............................................................

    И вот кричит строка:

    Да расточится дым!

    А в сердце — песенка рожка,

    Идущая к живым...

    Понимание тряпкинских природных картин порой требует повышенного сосредоточения, так как его поэтика отличается нагруженностью образов, развернутых метафор. Но это и дарит удивление самобытной словесной стихией.

    Со сторон заката и востока,

    Захмелев от грома и воды,

    Золотая ключница сорока

    Отперла небесные сады.

    Теньти-бреньти! Огненные вышки!

    Голубой да синий кипарис!

    Запускали змея ребятишки

    И тянули небо прямо вниз.

    .......................................................................

    Теньти-бреньти! Луковка-махалка!

    Не галдите, галки, вразнобой!

    Закрутись, ты, солнечная прялка,

    Засверкай над нашею избой!

    Сильно и точно передается «хмельная» свобода детства, дерзость и неистовость мальчишек: «тянули небо прямо вниз». «Теньти-бреньти!» — в деревенской жизни балалайка всегда под рукой.

    И опять перекличка с Боковым. «Вся-то страсть моя — струна...», — писал поэт о себе, и писал правду. О чем только не поведала его верная трехструнка! Боковское многочасовое исполнение частушек и страданий под балалайку стало легендой. Песни, по народному обычаю, игрались, часто в них включались приговорки, диалоги. Бокову близка интонация разговорная, распевная. Он наследник «нежного, певучего наречия» матери Софьи Алексеевны — запевалы, замечательной рассказчицы, настоящей русской женщины-труженицы: «В сельской душе моей сохранились // Мамины мудрости, мамины песни...»

    У меня сегодня лучший гость,

    Лучший друг, испытанный годами.

    Нежность всей земли собрал бы
                                                           в горсть

    И отдал маме!

    Это от нее мое начало,

    От нее мой первый путь в Москву.

    Это ведь она качала

    Каждую мою строку.

    Было и Тряпкину кому поклониться за подаренное ему в детстве тепло души, за «сказки родовые» и «вирши духовные», петые «у печного корабля», благословившие судьбу поэта:

    Ах ты, бабка Настасья!

    Что бы было бы нынче со мною,

    Если б в детстве своем

    Я не ведал, старушка, тебя?

    Вспоминаются долгие зимы,

    Покрытые снежною мглою,

    И твое воркованье

    У печного того корабля.

    ................................................................

    Мы с тобой на печи.

    И сладки нам любые морозы,

    И любая метель за стеной

    Навевает блаженные сны.

    Да к тому ж еще кот

    Без единой крупиночки прозы

    Между нами урчит

    Про кошачьи свои старины.

    Ну а ты все поёшь и поёшь

    То ли сказки свои родовые,

    То ли вирши духовные,

    Коим не видно конца.

    И плывут на меня до сих пор

    Грозовые столетья былые,

    И в глаза мои смотрит Судьба,

    Не скрывая лица.

    И уж если теперь

    Мои песни хоть что-нибудь значат,

    И уж если теперь я и сам

    Хоть на что-то гожусь, —

    Ах, всему тому корень

    Тогда еще, бабушка, начат —

    Там, у нас на печи,

    По которой и нынче томлюсь.

    Виктор Федорович и Николай Иванович одинаково высоко ценили национальные традиции. Читая их произведения, хочется воскликнуть: «Там русский дух, там Русью пахнет!» В стихотворении «Николаю Тряпкину» Боков дал яркие творческие портреты и себе, и собрату по перу:

    Нам нечего делить!

    С зерном, с мукой сусеки наши,

    Не поскупилась жизнь налить

    Тебе и мне из полной чаши.

    В твоей строке сосновый дух

    И привкус тундровой морошки.

    В ней звонкий окрик молодух,

    Дыхание лесной сторожки.

    Ты песенный, как вольный струг,

    Ты — музыкальная шкатулка.

    Мы оба из деревни, друг.

    Мы оба с одного проулка.

    Я — в балалайку, ты — в гармонь.

    Я — за прибаску, ты — за песню.

    Родные — твой и мой огонь,

    И нам в одной избе не тесно!

    Стихи Бокова и Тряпкина хочется читать вслух, они «просятся» на народ. Издавна повелось: и горюем, и празднуем миром. То грустную песню затянем — «Славянская душа печальна исстари...»:

    Душа у России скромная,

    Отзывчивая, не темная,

    Душа у России полынная,

    Протяжней, чем песня старинная.

    (В.Боков)

    То пляску заведем:

    Эх, пол-доска!

    Пропадай, тоска!

    Ну-ка, Федя-избачок,

    Раскрывай-ка сундучок!

    Чтобы песенки оттуда

    Раздавалися!

    Чтобы цветики на сердце

    Распускалися!

    (Н.Тряпкин)

    Коллективная песня, и душа в ней общинная, хоровая, многоголосная. Хотя и называл Тряпкин шутливо свои сочинения песенками, некоторые из них скорее миниатюрные оратории с эпически широкой темой, рефренами и кодами. «Рокочут гуслярные струны», говорят о доле поэта-певца, об истории страны, о «вселенских» бурях. Это песнь времени.

    Старинные песни, забытые руны!

    ..........................................................................

    И только лишь кто-то кричит
                                                         и взывает:

    «По Дону гуляет, по Дону гуляет

                           Казак молодой».

    И снова поет пролетевшее Время —

    И светится Время, как лунное стремя,

                           Над вечной Водой.

    ..........................................................................

    И снятся мне травы, давно прожитые,

    И наши предтечи, совсем молодые.

                           А Время поет.

    И рвутся над нами забытые страсти,

    И гром раздирает вселенские снасти,

                           А колокол бьет!

    В 90-е годы грянул гром «российских страстей»... Боков и Тряпкин тяжело переживали перемены в стране. Рушилось то, что казалось незыблемым: уважение к труду, доверие к человеку. И советское прошлое не было безмятежным (семья Тряпкиных пострадала во время коллективизации, Бокова не миновала участь ГУЛАГа — по ложному доносу). Однако СССР они считали своей Державой, в которой талант народного поэта почитался культурной ценностью, «кладом». Новая Россия стала чужой.

    Ах вы, люди мои! Ах вы, люди мои —
                                                         человеки!

    Почему вы такие? И с чем вы
                                               кончаете путь?

    В словах Тряпкина горечь и досада: в чем найти духовную опору? Со всей искренностью поэта он пишет другу:

    Для нас ли дым взаимной чепухи?

    Поверь-ка слову друга и поэта:

    Я заложил бы все свои стихи

    За первый стих из Нового Завета...

    Жить по Новому Завету... За Россию православную радели Гоголь и Достоевский. Но это путь жертвенной любви, не каждый его принимает, хотя он и открыт для всякого, в ком теплится хотя бы огонек веры. «Усталому, омраченному» человеку близко признание Бокова, «бегущего» в храм как в свое «жилище».

    Не все в России забыли Бога,

    Не все заколотили Божий храм.

    Травой не заросла дорога

    К часовенкам, к монастырям.

    Идешь усталый, омраченный,

    На горизонте крестик золоченый,

    И ты прибавил шагу, побежал,

    Как будто храм тебе принадлежал!

    В каком-то смысле храм — мое жилище,

    Мы в нем себя спасаем, Бога ищем.

    А он от нас того и ждет.

    И постоянно молится весь год.

    В чем спасение России? — по-сыновьи тревожится поэт. И, не находя точного ответа, обращает к ней сердечное пожелание: «Россия, будь всегда собой!» За этим стоит: сохрани себя, не дай в обиду, пусть достанет сил дать отпор недругам, замахивающимся на твои святыни — веру, землю-матушку, культуру.

    Верю в тебя — ты выстоишь,

    Буря повалит — ты встанешь.

    Праведная, неистовая,

    Синего неба достанешь!

    Тряпкин не столь светел в своих раздумьях — не дают покоя разрушенный «дедовский храм», кривые дороги и обиды. Молитвой звучат слова поэта: «Да святятся уроки, внушавшие радость и боль!» Как ни тяжелы «уроки» сомнений и сожалений, покаяния и прощения, но через них приходит побеждающая сила, а с ней всеобщая радость.

    Ради веры такой хорошей

    Не запремся в своей избе

    И любую крестную ношу

    Понесем на своем горбе.

    Нельзя не признать, что Русь в самые тяжелые времена своей истории побеждала духом. Боков и Тряпкин укрепляют русского человека словом. В их песнях живет соборная душа России.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог