При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Андрей Прошкин: наследник по прямой

    Андрей Прошкин: наследник по прямой

    Культура
    Октябрь 2014

    Об авторе

    Диляра Тасбулатова

    Диляра Тасбулатова родилась в Алма­-Ате. Кинокритик. Кино­обозреватель журнала «Итоги». Сотрудничала со многими изданиями. Обозреватель крупных кинофестивалей — в Канне, Берлине, Венеции.
    Лауреат премий «Критик года» и «Лучший киножурналист России».
    Член Союза кинематографистов России.
    Живет в Москве.

    Андрей Прошкин, сын режиссера Александра Прошкина («Холодное лето пятьдесят третьего года»), — наследник по прямой. Не очередной баловень судьбы из хорошей московской семьи, которому все жизненные блага падают с неба по факту рождения, а именно что — наследник. И таланта своего отца — в том числе. Не говоря уже об особом чутье на киноязык, профессиональной хватке, чувстве кино, которому не научишься даже в лучших киношколах мира.

    Между тем проявилось это родовое качество далеко не сразу: Андрей, повидимому, опасаясь стать тенью талантливого отца, после школы поступил на журфак МГУ, не подозревая поначалу, что любовь к кино и семейные традиции возьмут верх над вполне понятными сомнениями. Кстати говоря, редкий случай, когда все, о чем мечталось, вполне себе сбылось. И даже сверх того: уже его первый фильм, «Спартак и Калашников», о мальчикесироте и его собаке, стал событием, нахватал призов и навсегда, как писали в советских газетах, вписал имя молодого режиссера в «анналы» новейшей истории российского кино. Но вместе с тем, как это ни парадоксально прозвучит, случилось самое «страшное»: Прошкинмладший, выступив как яркий дебютант, сразу же подпал под подозрение: мол, дебют — это единоразовый выплеск накопленного, пока еще не столь обширного, жизненного опыта и художественных средств. Что, дескать, дальше? Многие, между прочим, ломались и поэтому тоже: от завышенных ожиданий, с одной стороны, и скепсиса — с другой. Прошкин же, честь ему и хвала, не только не сломался, но пошел еще дальше в разрабатывании «жилы» социального кино, где — не побоюсь этого слова — он, несомненно, первый.

    И возможно, до поры до времени единственный (сейчас «социалку» успешно освоил талантливый Андрей Звягинцев). Жаль, что «Игры мотыльков», доверенные недобросовестным кинопрокатчикам, так и остались неизвестными широкому зрителю (забегая вперед, открою вам тайну: если бы не это обстоятельство, мы бы не потеряли Прошкина как гениального «бытописателя»).

    Блестящая картина о провинциальных нравах, о неком местном рок­певце, который во что бы то ни стало хочет в Москву и «в телевизор», но случайно сбивает человека и попадает в тюрьму, сделана прицельно точно, режиссерски безупречно, без единого прокола. И что особенно важно — без той самой «чернухи», каковая могла бы обеспечить ему более удачную фестивальную судьбу в Европе. Ибо «Мотыльки» сделаны на полутонах, без возгонки трагизма: жизнь, как она есть, предстает перед нами в своей драматической убогости, тупости, повсеместном насилии — но, повторюсь, без пережима. И вот еще что: Прошкина всегда интересно смотреть: ЧТО и КАК, форма и содержание всегда уживаются у него поразительно сбалансированно, органично, о мощной сценарной основе и говорить не приходится. Через пять лет после премьеры «Мотыльков» на «Кинотавре» он покажет свой новый шедевр (говорю это безо всякого преувеличения) — картину «Миннесота» по сценарию Александра Миндадзе, драматурга милостью божьей. Который ко всему прочему на сей раз, похоже, превзошел самого себя. Киноповесть о двух братьях­хоккеистах из российской глубинки, для которых недоступная Миннесота, Мекка мирового хоккея, станет испытанием на прочность их родства, и написана, и снята с непревзойденным мастерством. Даже неловко писать такими «штампами»; единственное оправдание — в том, что эти самые «штампы» соответствуют действительности.

    На «Кинотавре» 2009 года, где показали непривычно сильную программу, «Миннесота» выделялась особо: и по уровню режиссуры, и по драматургии, и по игре актеров. Особенно был хорош Сергей Горобченко в роли старшего брата, подобно библейскому Исаву, отдавшего свое «первородство» брату младшему. Интересно, что многие восприняли эту картину как бытовую и чуть ли не «спортивную» — в жанре советских фильмов о «настоящих мужчинах на льду». Смешно. Обсуждение на Первом канале, в программе «Закрытый показ», обнаружило, кстати, неумение критиков считывать смыслы (присутствовавший здесь Миндадзе был поражен, более резкий Горобченко открыто высказал свое неприятие ведущему, Александру Гордону). Между тем такого «крепкого» (не в голливудском духе, конечно) сюжета, который сводит концы с концами и где в то же время дышит почва и судьба, где рок преследует героя от самого начала до конца и «ружье выстреливает» как раз в тот самый момент, в какой и должно выстрелить, — я что­то давно не припомню. Возможно, со времен шедевров старой школы, кинематографа времен пятидесятых... Многоуровневая драма: Миннесота как нечто вынесенное за скобки убогой нашей жизни и в то же время символ бегства, утери «самости», духовного, извините, «мещанства», предательство младшего брата, «Иакова» (библейские ассоциации напрашиваются, хотя не явлены), «купец» — заезжий тренер, и он же некий «дибук», дьявол, соблазняющий младшего на предательство, и, как результат, гибель старшего, только с виду случайная. Обреченность старшего, которого, правда, Миндадзе «обрек» сразу, с самого начала фильма, дав понять, что неисправные тормоза его щегольской красной машины дадут еще о себе знать...

    Жаль, что эта нервная, мощная, на едином дыхании снятая картина вновь — как и «Мотыльки» — потерпела фиаско в прокате. Опятьтаки изза жуликов­прокатчиков и «благодаря» объективным обстоятельствам — браку по звуку. Прошкин (знающий себе цену) был в бешенстве, и понять его можно.

    «Орда» — великолепный образчик «исторического» кино (хотя, разумеется, это фантазия со многими допущениями), сложнопостановочная, дорогая, в своем роде претенциозная, да еще и поставленная по сценарию самого нашего знаменитого драматурга — Юрия Арабова, не могла, естественно, пройти незамеченной. Став визитной карточкой Прошкина, отныне режиссера первого ряда, которому уже не могут помешать никакие жуликипрокатчики, да и вообще никто: слишком это большое предприятие, многомиллионный исторический «блокбастер»...

    Но... При всем блеске — постановочном, актерском, режиссерском, при всем размахе «Орды» мне почемуто страшно жаль дара Прош­кинасоциолога. Когда — как это было в «Миннесоте» — он мог скупыми средствами и не затрачивая миллионов, сказать об этом мире очень многое.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог