При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Антология одного стихотворения. Дельвиг Антон Антонович

    Антология одного стихотворения. Дельвиг Антон Антонович

    Культура
    Май 2014

    Об авторе

    Вячеслав Киктенко

    Вячеслав Вячеславович Киктенко родился в 1952 году в Алма-Ате. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького, семинар Льва Ошанина. После школы работал на производстве: монтировщиком сцены, сварщиком, экска­ваторщиком, а после окончания института — в издательствах, журналах, Союзах писателей Казахстана, России. Автор поэтических книг и переводов, подборок в периодике разных стран. Лауреат литературных премий. Член Союза писателей СССР. Живет в Москве.

    Дельвиг Антон Антонович (1798–1831)

    Антон Антонович Дельвиг в памяти современников и в нашем сегодняшнем представлении о нем фигура двояковогнутая. Линза времени преломила его творчество несколько странно, словно какой-то оптический фокус приключился с близоруким бароном, представляющимся ныне чуть ли не академическим ученым в неизменных очках, автором антологически-тяжеловесных гекзаметров, идиллий в античном духе. Они и в самом деле занимают немалое место в творчестве, его элегиями восхищался Пушкин и другие современники, в особенности пластичной живописью, которой Дельвиг, прекрасно знавший античные образцы, владел в совершенстве и создавал по-настоящему живые стихи на русской почве:

    ...зеркало, чаши златые, ларцы из кости слоновой
    Женщины чинно за ними несут. А младые рабыни,
    Резвые, громкоголосые, с персей по пояс нагие,
    Около блещут очами лукавыми в пляске веселой,
    Скачут, кто с бубном, кто с тирсом, одна ж головою кудрявой
    Длинную вазу несет и под песню тарелками плещет...

    Наверное, сыграли свою роль и знаменитые стихи Пушкина, обращенные к своему другу, вернейшему соратнику по цеху, основателю и первому издателю «Литературной газеты»:

    Кто на снегах взрастил Феокритовы нежные розы?
    В веке железном, скажи, кто золотой угадал?
    Кто славянин молодой, грек духом, а родом германец?
    Вот загадка моя: хитрый Эдип, разреши!

    Вот, кстати, и продолжение — уже полтора века спустя — загадки: кто додумался в угаре перестройки снять портрет Горького, как основателя советской «Литературной газеты», с первой ее страницы? Ныне, к слову, Горького вернули. А ведь Горький действительно возобновил эту, знакомую всем нам «Литературку». Это — первая загадка. А вот вторая: почему вместо Горького возник портрет Пушкина, великого, конечно, поэта и активного сотрудника той, первой «Литературной газеты», но не основателя же? И третья: почему, «восстанавливая» историческую справедливость, не поставили на логотипе портрет истинного основателя и учредителя — Антона Дельвига? Вот три идиотские современные загадки. хитрый Эдип, разреши! Но это к слову, несколько отвлекаясь от темы. А разговор шел о странном оптическом обмане — да вовсе же не был Дельвиг сугубо академическим человеком в глазах современников! Это был живейший деятель, крепкий литературный и общественный боец, энергичный издатель, которому ранняя смерть помешала, к несчастью, развернуться во всю мощь. Для современников и друзей Дельвиг был, наверно, самым разносторонним поэтом, порою пугающе разносторонним. Он, как мало кто еще, свободно переходил от жанра к жанру, от античных гекзаметров к русскому фольклору, от фольклора к любовным посланиям и романсам. Вообще-то как автор романсов и песен Дельвиг более всего остался в памяти народной. Не всегда его имя соотносится с авторством той или иной песни, но так уж, однако, завелось у нас — память коротка. Попробуем перечислить наиболее популярные его вещи: «Соловей мой, соловей», «Не осенний частый дождичек», «Пела, пела пташечка», «Когда еще я не пил слез из чаши бытия», «Я вечор в саду, младешенька, гуляла», «Как за реченькой слободушка стоит», «Голова ль моя, головушка» — и это только часть песенного наследия Дельвига! А какие композиторы писали музыку на его стихи! Глинка, Алябьев, Рубинштейн!.. Ничего себе академизм. Его песни пели, поют и долго еще будут петь в России, не всегда, впрочем, памятуя об авторе, сыне немецкого барона, изрядно обрусевшего на царской службе.

    Антон Антонович Дельвиг был настоящим авторитетом, глубочайшим знатоком русского народного творчества, к нему не считали зазорным обращаться за советом по этому вопросу просвещенные друзья-лицеисты, поэты-современники. И, пожалуй, именно в этой области достигал он наивысших творческих удач.

    Для нашей антологии я решил отобрать одно из самых глубоких произведений, основанных на русском народном творчестве, пронизанное вечно-скорбными предчувствиями сновидений. Это стихотворный диалог «Сон», где обрядово-песенная трагедийная нота взята столь высоко, столь напряженно, что не верится в строго поэтический исход, — где-то вот-вот прервется эта нота-вопль или же свернется на полуфразе. Но однако же — не прерывается. Не прерывается сама по себе, на монологическом захлебе, а разрешается печально-рассудительным голосом суженого, голосом откуда-то оттуда, столь же сновидческим и темным. Дивное дело, но тьма, схлестнувшись с тьмою, высекает свет — неясно почему, непонятно как, но ощущение высокого трагического света остается с тобой по прочтении этой «простой» и вечной песни двух любящих, неутоленных душ.


    Сон

    «Мой суженый, мой ряженый,
    Услышь меня, спаси меня!
    Я в третью ночь, в последнюю,
    Я в вещем сне пришла к тебе,
    Забыла стыд девический!
    Не волком я похищена,
    Не Волгою утоплена,
    Не злым врагом утрачена:
    По засекам гуляючи,
    Я обошла лесничего,
    Косматого, рогатого;
    Я сбилася с тропы с пути,
    С тропы с пути, с дороженьки,
    И встретилась я с ведьмою,
    С заклятою завистницей
    Красы моей — любви твоей.

    Мой суженый, мой ряженый,
    Я в вещем сне впоследнее
    К тебе пришла: спаси меня!
    С зарей проснись, росой всплеснись,
    С крестом в руке пойди к реке,
    Благословясь, пустися вплавь,
    И к берегу заволжскому
    Тебя волна прибьет сама.
    На всей красе на береге
    Растет, цветет шиповничек;
    В шиповничке — душа моя:
    Тоска — шипы, любовь — цветы,
    Из слез моих роса на них.
    Росу сбери, цветы сорви,
    И буду я опять твоя».

    — Обманчив сон, не вещий он!
    По гроб грустить мне, молодцу!
    Не Волгой плыть, а слезы лить!
    По Волге брод — саженный лед,
    По берегу ж заволжскому
    Метет, гудет метелица!
    1828

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог