Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Антология одного стихотворения. Крылов Иван Андреевич
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Антология одного стихотворения. Крылов Иван Андреевич

    Антология одного стихотворения. Крылов Иван Андреевич

    Культура
    Декабрь 2013

    Крылов Иван Андреевич (1769–1844)

    «Дедушку Крылова» знает, наверное, каждый — от мала до велика (а может быть, я слишком хорошо думаю о юном поколении и это прежде — «до несчастья» — каждый знал?). В любой школьной программе он занимал свое почетное место, на утренниках и праздничных концертах читались его знаменитые басни «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и моська», «Тришкин кафтан», «Стрекоза и муравей». Впрочем, последняя — это очень вольный перевод из Лафонтена. В оригинале Муравей — бессердечный скупец, ценящий только земное и попрекающий небесное создание. Но в русском изводе мы имеем то, что имеем, басня прижилась на нашей почве, и слава богу. Чуждое народу не прижилось бы.

    Десяток-другой наиболее известных басен — это, пожалуй, все, что осталось в широком хождении от прекрасного поэта, драматурга, сатирика, великого баснописца Ивана Андреевича Крылова.

    Для нас он уже как бы и не писатель в расхожем понимании, а нечто иное — домашнее, родное, свое, что трудно отнести к разряду литературного творчества, к изящной словесности. Он словно бы возник из ничего, сам по себе — материализовался из духовной жизни народа, из опыта его, из накопленной веками мудрости. Вот именно что — «дедушка». Сразу и навсегда дедушка. И не очень-то вникается в перипетии его трудной, вначале полунищенской жизни: ученичество у «мятежника» Новикова, последующее сотрудничество с ним (вплоть до ареста Новикова), неоднократные издательские его начинания, крушения и взлеты. Нам он видится всегда ласково улыбающимся, добрым старцем в уютном халате, в окружении челяди и домашних зверушек — прототипов его сочинений. Ну прямо памятник на Патриарших! Да, собственно, он и есть памятник. Он стал им еще при жизни — легендарным старцем, чуть ли не прямым прототипом великого Ильи Ильича Обломова. Ходили ведь легенды о его баснословной лени. Он крайне неохотно расставался с любимым своим диваном, над которым долгие годы висела огромная картина в массивной раме. Картина была сильно перекошена на стене, и когда кто-то из гостей посоветовал однажды укрепить опорный гвоздь во избежание возможного увечья (и не дай бог — погибели!) классика, тот произнес воистину классическую фразу о том, что им давно рассчитана траектория предполагаемого падения и что в любом случае голова останется вне повреждения, ибо целых несколько сантиметров свободного пространства охранят его от оной неприятности. Эта фраза обрела самостоятельную литературную жизнь. Думается, что впоследствии она-то и стала тем зерном, из которого развился величайший русский роман Гончарова, прекрасно осведомленного об этой фразе и вообще пристально всматривавшегося в монументальную фигуру баснописца. Это, несомненно, была божественная лень!

    Так ведет себя небожитель, которого Крылов описал в своей басне «Безбожники». Именно ее мы включили сегодня в нашу антологию одного стихотворения. Басня не из самых популярных в народе, чему есть причины как социального, так и нравственного порядка. Во-первых, она не очень-то поощрялась в целях атеистической пропаганды двадцатого столетия, а во-вторых... Вот тут куда сложнее. Тут дело упирается в духовное состояние общества. Ведь если вдуматься поглубже в причины нашего «великого кризиса», всмотреться попристальнее в его лукавые основы, мы увидим то же самое безбожие, охватившее если не большинство народа, то очень и очень многих, и, к несчастью, наиболее активных его представителей. Это красиво названо — «кризис»! По-импортному, как завелось, названо. А по-русски это не что иное, как Воровство. С большой буквы, глобальное Воровство на необозримых просторах нашей земли.

    Воровство было всегда и всюду, но не в таких же масштабах! И что удручает более всего, так это реакция, внутренняя реакция многих наших соплеменников на воровской разбой, на обкрадывание их же самих. Костеря знаменитых, высокопоставленных воров, подлинных героев массмедиа, мы вполне искренни в своем негодовании, но как же нередко в откровенной беседе за чарочкой-другой «веселящей воды» прорвется вдруг подлинная причина этого негодования — зависть! Да-да, именно зависть к большим ворам, так удачливо и ловко отхватившим очередной куш. И — злость, злость оттого, что не ты был на их месте. «Вот повезло, вот ведь гады!» — читается порою в подтексте не то ненависти, не то восхищения очередным громким «делом». Помилуйте, родные, да какая тогда польза от всех этих разоблачений? Ну, посадят Вора, ну, придет на его место воришка и тоже со временем станет Вором — какая стране-то польза от этой перетряски? И зачем она, если в глубине души очень многие сами воришки и завистники, только лишенные власти и возможности осуществить хищь, а если посмотреть в корень — безбожники. Ибо от безбожия все нелады, никак не наоборот. А безбожие ведет к бунту — «бессмысленному и беспощадному». Причем намерения бунтовщиков идут в таких случаях по самому большому счету, по высокому сценарию — как в 1917 году — против Бога, затеявшего этот «несправедливый мир» и не желающего его «исправить». Куда падут каменья бунта — об этом предельно точно сказано у Крылова, глубоко осознавшего первопричину всех несчастий — гордыню и безбожие. И покуда они стервенеют в душах, куда как нелишне почаще вспоминать уже полумифический образ смиренного ленивца — не то Обломова, не то самого баснописца, если нет в действительности образа по-настоящему сильного, честного, энергичного человека, способного объединить народ и повести за собой. Нет, не пресловутого Штольца, а — Пушкина. То есть истинно русского человека в его провиденциальном развитии.


    Иван Крылов


    Безбожники

    Был в древности народ, к стыду земных племен,
    Который до того в сердцах ожесточился,
    Что противу богов вооружился.
    Мятежные толпы, за тысячью знамен,
    Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле.
    Зачинщики из удалых голов,
    Чтобы поджечь в народе буйства боле,
    Кричат, что суд небес и строг, и бестолков;
    Что боги или спят, иль правят безрассудно;
    Что проучить пора их без чинов;
    Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно
    На небо дошвырнуть в богов
    И заметать Олимп стрелами.
    Смутяся дерзостью безумцев и хулами,
    К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил,
    Чтобы беду он отвратил;
    И даже весь совет богов тех мыслей был,
    Что, к убеждению бунтующих, не худо
    Явить хоть небольшое чудо:
    Или потоп, иль с трусом гром,
    Или хоть каменным ударить в них дождем.
    «Пождем, — Юпитер рек, — а если не смирятся
    И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь,
    Они от дел своих казнятся».
    Тут с шумом в воздухе взвилась
    Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных,
    Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,
    На собственные их обрушились главы.

    Плоды неверия ужасны таковы;
    И ведайте, народы, вы,
    Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,
    Чем против божества вооружают вас,
    Погибельный ваш приближают час
    И обратятся все в громовые вам стрелы.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог