При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Дети и война

    Дети и война

    Культура
    Май 2021

    Об авторе

    Нина Тихомирова

    Нина Константиновна Тихомирова родилась в деревне Малое Туманово Арзамасского района Нижегородской области. Окончила Кировский государственный педагогический институт, Смоленский госуниверситет, очно-заочные двухгодичные курсы по Мировой художественной культуре при Академии последипломного образования в Минске и с отличием Витебское Православное училище.
    Работала учителем в школе № 33 Воркуты, в средней школе № 1 поселка Лиозно Витебской области. Одновременно с этим занималась краеведением и поисковой работой. Является руководителем школьного музея народной славы, которому в 1996 году присвоено звание «Народный».

    «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Такими словами Твардовский начал 15-ю главу «Дети и война» в книге «Родина и чужбина». Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шён». Мальчик лет двенадцати, в больших, широких, как ведра, немецких сапогах, подбитых гвоздями-шурупами... Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненную, когда шел бой за их деревню. Девочка с ребенком на руках и с двумя меньшими у трупа матери. Меньшие плачут. Маленький на руках плачет, видя, что все плачут. Девочка Анютка лет десяти-одиннадцати, с усталым и по-взрослому сердитым лицом, в рваных больших ботинках.

    Стены русской избы оклеены немецкими газетами, журналами, плакатами. «Каким сложным впечатлениям подвержена душа ребенка, глядящего на эти картинки!» — восклицает автор книги «Родина и чужбина».

    Армейского сапожника «сынишка сидит сиротою // С немецкой гармошкой губной // на чьей-то холодной печи...».

    «В пилотке мальчик босоногий // С худым заплечным узелком», уставший отвечать на одни и те же вопросы взрослых: «— Ну, сирота. — И тотчас: — Дядя, ты лучше дал бы прикурить».

    И конечно, самый памятный для нас с детства, самый первый для нас бесстрашный герой Твардовского «лет десяти–двенадцати, когда

    Огонь врага был страшен,
    .......................................................................
    И вдруг к машине подбежал
                                                      парнишка:
    — Товарищ командир, товарищ
                                                      командир!
    Я знаю, где их пушка. Я разведал...
    Я подползал, они вон там, в саду...
    — Да где же, где?.. — А дайте я поеду
    На танке с вами. Прямо приведу.

    Для скольких тысяч мальчишек и девчонок военного и послевоенного времени этот юный безымянный герой стал примером мужества, чести и отваги:

    Стоит парнишка — мины, пули
                                                             свищут,
    И только рубашонка пузырем.

    В Лиозненском районе около ста детей замучено, сожжено, расстреляно, угнано в концлагеря, десятки детей наравне со взрослыми сражались с фашистами в партизанских отрядах. Один из них, Володя Кострицкий, попал в руки гитлеровцев. Они пытали его, страшно мучили, допытываясь об остальных оставшихся в живых партизанах, но ничего не добились от мальчика. Он никого не выдал. Когда позднее уже друзья Володи вышли из болота, они увидели жуткое: руки у него были вывернуты, глаза выколоты, тело изрезано ножами, исколото штыками и пробито многими пулями.

    И что знаменательно: как бы ни издевались фашисты над юными мстителями, они никогда никого не выдавали. Среди детей предателей не было.

    Не прошел Твардовский и мимо трагедии семьи организатора партизанского движения на Витебщине — Миная Филипповича Шмырёва. Имя батьки Миная наводило ужас на фашистов. Уже осенью 1941 года оккупанты объявили, что устанавливается награда в 100 тысяч марок тому, кто поможет поймать «главного белорусского партизана». Предателей не нашлось. И тогда фашисты пошли на неслыханную подлость — захватили в заложники четверых детей Миная Шмырёва, рассчитывая, что вынудят его явиться с повинной. Таковы были условия освобождения детей.

    Родительский долг и долг перед Родиной, народом, поставленные на одну доску, терзали душу Миная.

    Про мужество и трагедию семьи Миная Филипповича Твардовский написал в книге «Родина и чужбина». А его друг по перу белорусский поэт-фронтовик Аркадий Кулешов написал «Балладу о четырех заложниках». В русском вольном переводе звучит она так:

    Их ведут по ржаной тропинке.
    Четверых. Под конвоем. Из дому.
    Четырнадцать —
    Старшей девчушке,
    Три года мальчишке малышу...
    Их солдат к стене приставляет,
    Целит палач в льняные головы,
    Начинает с сына Миная. Выстрел.
    Упал мальчишка трехлетний...
    Палач опять пистолет поднимает...
    На стене заложников тени...
    Вот и всё. Перед батькой Минаем
    Станьте, все отцы, на колени.

    Обратимся к главе «Перед боем» поэмы «Василий Тёркин». Командир с небольшим сборным отрядом окруженцев пробирается к фронту. По пути его родная деревня. Ну как тут не навестить свою семью, оказавшуюся в фашистской оккупации?

    А пришли туда мы поздно,
    И задами, коноплей,
    Осторожный и серьезный,
    Вел он всех к себе домой.

    Для жены, уже не чаявшей видеть мужа живым, это все-таки праздник:

    Дети спят. Жена хлопочет.
    В горький, грустный праздник свой.

    Но вот наступает утро — приближается момент встречи детей с отцом, момент радостного, казалось бы, узнавания:

    А под свет проснулись дети,
    Поглядят — пришел отец.
    Поглядят — бойцы чужие,
    Ружья разные, ремни.

    Детям стало ясно: это не регулярное воинское подразделение, идущее на боевое задание, а несчастные окруженцы, каких уже немало прошло через их деревню, и среди них — родной отец...

    И заплакали ребята.
    И подумать было тут:
    Может, нынче в эту хату
    Немцы с ружьями войдут...
    И доныне плач тот детский
    В ранний час лихого дня
    С той немецкой, с той зарецкой
    Стороны зовет меня.

    Василию Тёркину, столь легко, казалось бы, переносящему все тяготы и невзгоды военной жизни, детские слезы глубоко запали в душу...

    Я б мечтал не ради славы
    Перед утром боевым,
    Я б желал на берег правый,
    Бой пройдя, вступить живым.

    А по пути на запад вновь зайти в знакомый дом, поклониться матери этих детей, «доброй женщине простой».

    Про хозяина ли спросит, —
    «Полагаю — жив, здоров».
    Взять топор, шинелку сбросить,
    Нарубить хозяйке дров.

    Есть еще одна глава в этой поэме, раскрывающая трагедию солдата-сироты, гибель его семьи, гибель единственного ребенка.

    А у нашего солдата, —
    Хоть сейчас войне отбой, —
    Ни окошка нет, ни хаты,
    Ни хозяйки, хоть женатый,
    Ни сынка, а был, ребята, —
    Рисовал дома с трубой...

    Через много лет после войны поэт А.Жигулин принес Твардовскому стихотворение, кончавшееся словами:

    Я сам теперь не верю в слезы,
    Я верю в мужество людей.

    Твардовский посоветовал: «Перепишите конец! Сделайте его теплее, тоньше, человечнее. Зачем эта твердокаменность — “не верю в слезы”? Слезам тоже нужно верить!»

    На четвертом году войны А.Т. Твардовский написал стихотворение-обвинение «Возмездие»:

    Проси у тех, кого ты сжег,
    Зарыл в земле живыми, —
    Не шевельнется ли песок,
    Притоптанный над ними?
    Проси у тех, кому велел
    Самим копать могилу,
    Проси у тех, кого раздел
    В предсмертный час постылый.
    Проси у девочки у той,
    Что, в дула ружей глядя,
    Спросила с детской простотой:
    — Чулочки тоже, дядя? —
    У той, худое тельце чье
    У края рва поставил.
    Проси пощады у нее,
    А мы щадить не вправе.

    Дети в произведениях Твардовского, какую бы степень тяжести военного лихолетья они на себе ни несли, все они — участники Великой Отечественной войны. Почти не осталось живых свидетелей и участников войны, и новым поколениям не от кого узнать всю истину о ней. Но останутся произведения выдающегося поэта и писателя, фронтовика — Александра Трифоновича Твардовского.

    Великий, талантливый, правдивый и честный человек, он оставил всем нам заповедь от мира сего:

    Не лгать.
    Не трусить.
    Верным быть народу.
    Любить родную землю-мать,
    Чтоб за нее в огонь и в воду.
    А если —
    То и жизнь отдать.

    Таким жизненным и непоколебимым было его писательское кредо.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог