Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. И свет вокруг...
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    И свет вокруг...

    И свет вокруг...

    Культура
    Июнь 2021

    Об авторе

    Александр Балтин

    Александр Львович Балтин родился в 1967 году в Москве. 
    Впервые опубликовался как поэт в 1996 году в журнале «Литературное обозрение», как прозаик — в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик — в 2016 году в газете «Литературная Россия».
    Автор 84 книг (включая Собрание сочинений в пяти томах) и свыше 2000 публикаций в более чем 150 изданиях России, Украины, Белоруссии, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Испании, Чехии, Германии, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США.
    Лауреат и победитель многочисленных конкурсов, проводимых в России и за рубежом.
    Член Союза писателей Москвы

    1

    Искусственная насыпь из пустых пород — с острым кустарником и терракотовыми проплешинами:

    Террикон мой старенький
    Дорог мне по-прежнему:
    Понизу — кустарники,
    Поверху — проплешины.

    Террикон потресканный,
    Утро ясноглазое...
    Мы, мальчишки резвые,
    На вершину лазили.

    Стихи по-разному фиксируют время, и Виктор Мостовой предлагает свой взгляд: из бездны сегодняшнего, где террикон хоть и дорог, но уже не выглядит столь привлекательно, как в то время, когда...

    ...для мальчишек подобное место — остров таинственного счастья и захватывающих игр;

    ...коли нет тишины и жизнь превращается в череду полос, ложащихся по принципу: страшно и очень страшно, остается немногое — в том числе действующее магически слово:

    У нас не гостит тишина,
    Живем мы под грохот орудий:
    То вздрогнет от страха жена,
    То жмется к ногам моим пудель.

    Луганские картины не могут быть представлены ныне иначе, как только так: через ужас и огонь; мирное время отходит в пласты воспоминаний, как детство с его играми, с различными формами веселого неистовства.

    Стих крепок, и, запуская его, Мостовой рассчитывает на очевидную читательскую отдачу, ибо при открытости стиха огонь его подразумевает оную...

    Край шахтерский в кровавых
                                                 зарубках,
    И от взрывов трещат перепонки.
    Люди брошены в мясорубку,
    Смерть заглядывает в воронки.

    Отсутствие гармонии — высшая форма жизненной каверзы, но поэт, фиксируя свое пространство и время крепко сделанным, литым стихом, точно восполняет таковое отсутствие...
     

    2

    Веточка герани, становящаяся персонажем стихотворения, точно оживает, вспыхивая по-новому, более ярко, но и трепетно, испуганно, если представлена в такой атмосфере:

    Собрались тучи возле дома,
    и сумерки стирали грани,
    и вдалеке раскаты грома
    пугали веточки герани.

    Валерий Мазманян предлагает мир вроде бы такой же, какой известен суетящемуся большинству, но... данный под своим углом, под острым градусом своего восприятия:

    И монотонный стук баюкал
    и память прошлого тревожил,
    а дождь на ниточках, как кукол,
    водил по улицам прохожих.

    Как часто приходится исполнять роль куклы, до обидного часто, но если в роли кукловода выступает дождь — вполне терпимо...

    Мир природы — и храм, и лаборатория, где проводятся таинственные исследования: такое причудливое сочетание дается стихами Мазманяна:

    Отгудел пчелиный улей,
    журавлям пора за море,
    синеву хранит июля
    увядающий цикорий.

    В этом мире все конкретно — до ощущения запахов, до оттенков, но и за пределом его чувствуется многое: гудящее, ведущее поэта...

    Образность стихов пестра и насыщена, и многие их позитивные качества превращают процесс чтения в интересное удовольствие.
     

    3

    Легкая бесхитростность стиха определяет смысловую нагрузку оного: где воспоминания, замешенные на боли, точно расширяются волной, предлагая проявить сострадание к малым сим:

    Мама маки вышивает.
    Мама тихо плачет.
    Мама маму вспоминает,
    бабу Лену, значит.

    Мама степи вспоминает,
    Таврию и хату,
    деда Лёню выкликает:
    «Тату, милый тату...»

    А кто не малый?
    Кто...

    Стихи Елены Фроловой, чередуя легкость и конкретику, вспыхивают волшебными фонариками... то детства, то осознания невозвратности оного:

    В сумках холщовых, сшитых
                                 из старых передников,
    хранились шуршащие
                                        золотые луковицы.
    Бабушка говорила с Господом
                                            без посредников,
    когда пришивала мне к сарафану
                                                         пуговицы.

    Вещественность мира сочетается с такими возможностями бабушки, к осознанию которых придется идти всю жизнь...

    Простота и мудрость, мудрая кротость простоты хорошо показаны Фроловой, раскрыты весомо, но и нежно.

    Музыка ведет, жажда ее, точно определяющая жизнь, высока и, зафиксированная в стихотворение, становится хорошим образом высоты сердца и тонкости души:

    А нам хотелось музыки во всем.
    Мы очень не любили тишины.
    Мы камушки бросали в водоем,
    в их отраженье чуть искажены.
     

    4

    Тонок баланс между зыбкостью и конкретикой, сложно его почувствовать, но... поэзия не существует без оного, может быть, даже базируясь именно на этом балансе:

    Над Раменками небо голубое
    И снег вокруг. Хоть март уже
                                                      в чести.
    И я роняю робкое «прости»,
    Как лепестки стыдливого левкоя.

    Левкой из данности, хоть и представленный лепестками, но «прости» особенно робкое, как нежное сияние внутреннего мира человека, его произносящего.

    Стих Алексея Низовцева строится именно на балансе сил: шаровой, с которой не поспоришь, конкретики и тайных вибраций души.

    Порой фибры напряжены, порой волнами проходят золотистые мерцания.

    Над храмом Бориса и Глеба
    Пронзительно-синее небо,
    Покой, чистота и любовь.

    В шкатулочном городе этом
    Хранится немало секретов
    Под крышами старых домов.

    Картинка Боровска — старого, ветхого, милого — дана через призму храма, отчего делается более яркой и словно очищенной от низовой мути жизни.

    Жизнь, однако, гулко врывается в стихи Низовцева: по-разному, различными проявлениями, как ей и положено; и стихи, представляя ее, звучат той мерой собственной интонации, когда одаренность автора не вызывает сомнений.
     

    5

    Есть бодрая, звонкая поступь стиха, услышанного человеком, идущим по городу, что раскрывается, будто своеобразный каменный цветок, нависающий суммой лепестков над бездной памяти и плазмой жизни:

    Припомнив все, что смолоду
    сберег к такому случаю,
    в день города по городу
    иду и верю в лучшее.

    Сквозь толпы пешим слаломом
    бреду по шумной площади,
    недостает мне малого —
    чего-нибудь попроще бы...

    Вероятно, в этих строках Александра Шуралёва выражено стремление столь же логичное, сколь и насущное: переусложненность мира порождает желание вырваться из технологического калейдоскопа, перенагромождения, уйти к чему-то основному, связанному с альфой бытия, а не с постоянным ускорением жизни.

    Поэзия Шуралёва тяготеет к гармонии, ясности, цельности; в ней золотистыми нитями мелькает хорошая метафизика: стремление осознать на уровне глубин все, предлагаемое реальностью:

    Время толкает нас в гору —
    и над враждой, и над злом.
    Кладбище в давнюю пору
    кто-то вознес над селом.

    Видно с любого крылечка,
    как над скопленьем домов
    крыльями тянется в вечность
    тихая стая крестов.

    Не зря кладбище показано именно так: оно вознесено, и кресты, посмертно приближающие покинувших мир к важнейшему для человечества кресту Христа, крыльями подчеркивают необыкновенность дальнейшего пути.

    Есть розоватые разводы счастья в этих строках: мир бесконечен, смерть невозможна; и поэзия, лучащаяся гармонией, помогает обретать запредельность уже здесь, на земле... И Шуралёв хорошо показывает это своими стихами.
     

    6

    Поэзия не слишком востребована в современном мире, что отчасти логично: технологическое время и гонка на выживание, в которой вынуждены участвовать практически все, противоречат углубленному восприятию мира, которого требует поэтическая высота; тем не менее в оной невостребованности есть значительная доля вины и современных пиитов, слишком увлекшихся филологическими игрищами и стёбными вывертами, будто отрицающими необходимость относиться к жизни (не говоря — смерти) всерьез; поэтическая часть второго номера журнала «Москва» голосами пяти поэтов доказывает, что можно сохранять верность благородной традиции высокого русского стиха, говоря по-своему: оригинально, глубоко, веско...

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог