При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Искусство страдания

    Искусство страдания

    Культура
    Декабрь 2011

    Об авторе

    Вероника Васильева

    Вероника Олеговна Васильева родилась в Москве. Студентка факультета политики и культуры Института бизнеса и политики (ИБП).
    Печаталась в газете «Литературная Россия», в журналах «Моск­ва», «Свой» и интернет-журнале «МОЛОКО».
    Живет в Москве.

    Почему-то сейчас очень мало стало появляться хороших стихов. Таких, чтоб хотелось завернуться в теплый плед и читать их весь вечер — на одном дыхании, а по окончании литературного вечера в голове прокручивать мелодию — мотив как будто бы знакомой песни, навеянной стихами, — песни души поэта.

    Он удивительный, Антон Васильев. И вроде не наивный подросток, но столько света, веры, любви в его стихах. Много печали, но все это, как говорил Пушкин, «светлая печаль». Он способен раскрасить красками рифм будни современности и превратить их в настоящую сказку. Его стихи словно написаны улыбкой и омыты слезами на ладонях, которые поэт распахивает миру, и летят слова сквозь воздушные стихии в поисках адресата, так сказал и сам поэт: «Это крылья, а не листы!»

    Поэзия Антона Васильева имеет свой голос, который невозможно спутать. Звонкий, задористый тембр воспевает русскую природу (ну кто еще сегодня способен на это!), он не желает вставать в строй жильцов каменных джунглей. Словно маленький ребенок, герой не утратил «Способность радоваться ветру, / Небесных стран голубизне / И принимать душой на веру / Их откровения ко мне...» («Остановка»), он упорно не хочет видеть серость мегаполиса и раскрашивает мир фантазией: «Акварелью — сполохи в небе над районом, / Голубеет марево, розовеет высь...» («Сполохи»). Настолько сильно его чувство любви к природе, что герой тянется вовсе не в невиданные миры, а к земле — упасть в траву «...и травою белою тихо зарастать», чтобы воссоединиться с чем-то давно утерянным...

    Нет в его поэзии какого-то надрыва, накала страстей, герой страдает, но изнутри, постоянно подшучивая над своей тоской и даже кокетничая. Его печаль — это не вопль отчаяния, а улыбка на губах у старого мудреца: «И тоска моя стала не в моде, / Не поют нынче песни — орут, / Я забыл наше прошлое вроде, / но меня и таким не берут» («На бешеных конях»), хохотуна: «Мне готовиться надо к концу бы / Так сложившейся плохо судьбы, / Класть на полку железные зубы / И смиряться без всякой борьбы, / Подводить под чертою итоги, / Завещанье идти заверять...» («Владимирский тракт»), сатирика: «“Жизнь прожита!” — она сказала, / Мою в виду имея жизнь. / Под сводом Курского вокзала / Случился этот катаклизм» («Эльмира») и, наконец, задиры: «И давление подскочило, поднялась температура, значит, все еще я мужчина, ну а Нюра, простите, дура» («Мария Каллас»). Лирический герой Антона Васильева часто тоскует в одиночестве об ускользающей жизни и ушедшем прошлом, вспоминая, какой же раньше красавицей была Москва, как же громко в детстве он смеялся, катаясь на велосипеде, но и здесь не обошлось без иронии: «Жалко, что сегодня не сажают, / Не берут из дома по ночам / И не бьют в дороге, не пытают, / Поднося донос к твоим очам. <...> Так бы было счастливо, однако, / Что тебя сегодня не берут... / Каждый день — уныло одинаков, / Разве что — покажут про Бейрут» («Пенсионер»).

    В сборнике стихов с грустным названием «Пока мы здесь» скрывается многоженство сильных слов и образов. К примеру, в стихотворении с весенним названием «Букет» фигурируют искусственные цветы: «И плачут веточки берез / Над неухоженной могилой... / Как много в мире этом слез, / Как мало слов для мамы милой!» Дорога жизни как листвой усыпана грехами, слезой наполненные лужи, между людьми — распятое расстояние, обессиленный герой «прозрачен, как весеннее облако», плачущее дождем стекло, разливающаяся печаль по инею окон и уходящий в небо потолок в пустой квартире.

    Печаль одиночества гложет сердце, и боль рождает самые важные слова:

    Почувствовать себя неодиноким
    В большой стране полуденных
    снегов —
    Иначе невозможно нам, двуногим,
    Как взяв пример смирения с Него.
    Отбушевав греховными страстями,
    К истоку света сердцем припадем
    И станем пить и лить его горстями,
    Очами устремляясь на подъем!

    («Один в лесу»)

    Магистральная тема нового сборника стихов Васильева — скоротечность жизни, что и подчеркивается в названии этим на взгляд неярким наречием «пока», содержащем слезы печали. Героя часто душит одиночество, но одиночество Васильева — это не демон Лермонтова, коим он упивается, а скорее вынужденность, ведь потому предательски молчит телефон, что столько друзей уходит из жизни, закрывая плотно за собой дверь. Ощущая бег времени, сожалея и трепеща, герой отмечает, как скоро «Уходит день в позавчера, / Восход течет в архив, / Вчера кричали мы “ура”, / Сегодня — слышно хрип» («Хрип»). Так быстро и незаметно для человека июль превращается в апрель, а настоящий день — в прошлое. Смертность человеческой природы невозможно преобразовать, ибо закон жизни установлен высшими силами, которые не под силу людям. Человеческая конечность — главный страх любого жильца, наш рок, а потому день рождения с этой точки зрения — еще один шаг к смерти: «Нас каждый час к развязке приближает, / И каждый вдох торопит этот миг, / В часах судьбы — единственное — тает, / Но словно бы того не видим мы» («Время»). Необратимое время ни на миг не остановить, оно стремится к финальной точке, к конечной станции своего пути: «Наша жизнь пронесется, как поезд, / Растворится последний вагон, / Нашей жизни печальная повесть / Устремится в забвенья огонь...» («Наша жизнь пронесется, как поезд...») Однако фатальный исход жизни умножает значимость человека во сто крат, ведь жизнь нельзя воскресить, перезапустить, обратить, жизнь — одна, а значит, и каждый прожитый день необыкновенно ценен и уникален, ведь другого такого не будет.

    Тем не менее среди сотен грустных мыслей всегда есть два-три слова, в которых заключены вера в счастье и желание жить:

    Я жить еще хочу, оно еще возможно,
    В пороховницах порох все еще,
    а не песок,
    Как лист осиновый, душа дрожит
    тревожно,
    Но не березовый струит по жилам
    алый сок

    («Высокий штиль»)

    Страдание — это ведь искусство, когда дух уносится в пространства рассуждений и эстетически наслаждается трагедией, когда душа ходит по лезвию ножа, на грани отчаяния, но сохранить баланс, не сойти с ума, не упасть в пучину уныния — великое мастерство. Для этого надо иметь христианское отношение к жизни и видеть свет или, как герой Антона Сергеевича, уметь черпать душевные силы из соприкосновения с природой:

    Когда тоска крестом ломает плечи
    И догоняет сотворенный грех,
    Я утишаю собственные речи
    И слышу ваш счастливый в прошлом
    смех.
    Когда во снах я вижу образ правды
    И постигаю, где я был не прав, —
    Стелюсь под светом на полу, как
    травы
    Под ветром стелятся, стоять устав.

    («Когда тоска крестом ломает плечи...»)

    Антон Васильев обладает уникальной способностью в своих стихотворениях смешивать современный мир высоких технологий с бесконечными проводами, виртуальными компьютерными мирами, абсолютно непривлекательным бытовым миром чайников, лампочек и вилок с миром волшебным, причем волшебство возникает именно благодаря этой контрарной полюсности — интерференции в мир обывательский фантастического видения. Что может быть более очаровательным: «Залетают в окно бабочки, / Пропорхают и вылетят вон, / Сиротливо твои тапочки / Под открытым пылятся окном. / Зажигаются вновь звездочки, И гитара бренчит в гаражах, / В напоенном грозой воздухе / Тень улыбки твоей хороша» («Бабочки»).

    В принципе в поэзии Васильева преобладают радужные цвета, слова словно источают свет и тепло. Они очень личные, эти стихи, очень лиричные, словно в каждом стихотворении заключена частичка души автора. Открывая книгу с черной обложкой, вы точно берете в руки чей-то забытый ежедневник. Иллюстрации книги — это сканированное изображение со страниц настоящего дневника поэта, оттого еще сильней эффект наложения личности читателя на личность автора. Каждая строфа — каждая страница рассказывает о пережитом дне, о мучающих переживаниях или же о каком-то смешном случае, записанном с улицы.

    Искусство страдания подарило поэзии Антона Васильева безграничную любовь к земной жизни, научило ценить простые человеческие будни, радости и печали. «Чем же пишут поэты поэмы свои? / Страхом смерти, мой друг, и земною любовью / И еще — золотым, словно солнце, аи» («Листопад»).

    Так и в его поэзии страх соседствует с искристым шампанским счастья, а сокровенные слова о самых интимных переживаниях говорятся под звон бокалов.

    Стихи Антона Сергеевича пропитаны желанием чудес и раскрашивают серость обыденности. Векторы тем все обращены к добру, правде и справедливости — по этим стандартам автор призывает упорядочить свои собственные жизни, причем это не назидание, а скорее дружеский совет. Поэт опечален современной тенденцией к бегству в виртуальные миры и потому так красочно описывает жизнь реальную, природную, душистую, в надежде, что читатели вслед за строками стихотворений унесутся прочь из городской клетки в лес, ступать по тропинкам и вдыхать запахи трав.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог