Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Китеж-град Александра Проханова
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Китеж-град Александра Проханова

    Китеж-град Александра Проханова

    Культура
    Сентябрь 2023

    Об авторе

    Александр Балтин

    Александр Львович Балтин родился в 1967 году в Москве. 
    Впервые опубликовался как поэт в 1996 году в журнале «Литературное обозрение», как прозаик — в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик — в 2016 году в газете «Литературная Россия».
    Автор 84 книг (включая Собрание сочинений в пяти томах) и свыше 2000 публикаций в более чем 150 изданиях России, Украины, Белоруссии, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Испании, Чехии, Германии, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США.
    Лауреат и победитель многочисленных конкурсов, проводимых в России и за рубежом.
    Член Союза писателей Москвы

    К 85-летию Александра Проханова

    * * *

    ...Плоская, желтая, страшная, пыльная Афганская война как она есть, без всякого патриотизма, от ура- до подлинного, война как бред настоящего, как мышцы безумия и вместе — абсолютно прозаическая, темная...

    Таков сборник А.Проханова «Седой солдат»: жестко фиксирующий правду — для необходимостей истории...

    Сложно поверить, что тот же писатель, когда-то, уже в другой эпохе, в недрах ушедшей под метафизические воды советской Атлантиды, дебютировал рассказами о деревне, тоже, кажется, затонувшей вместе со всей советской спецификой.

    Тема Родины, во всех проявлениях, не была для Проханова игрой, данью моде, попыткой обрести те или иные выгоды: он из тех, кто болеет Россией, даже Русью. Отсюда — пламенное, и вместе такое бытовое дыхание тех связанных с деревней рассказов...

    «Свадьба», «Красный сок на снегу»...

    Позже в рассказы вторгались очерковые интонации — особенность, связанная с поездками по стране, с погружением в необъятность недр Сибири...

    Своеобразие таковых произведений слоилось узловатыми зигзагами подлинности; и правда их была жесткой, шероховатой...

    Проханов одержим идеей империи. Что ж... Если посмотреть в корень истории, станет очевидно, что все наиболее значительное в человечестве производилось именно в периоды империй.

    Крупно ставились слова.

    Ярко вспыхивали краски.

    Военно-политический роман становится... своеобразным открытием Проханова: начиненные необыкновенной, взрывной силой, книги этого жанра врываются в общество, вызывая огни споров.

    «Господин Гексаген» — с блестяще и пестро смещенной симметрией, с напластованием происшествий, с объемным, сочным и цветистым письмом...

    Коммунистический градус «Господина Гексогена» высок: роман пропитан субстанцией стремления к небывалому — к справедливости, ради которой и бушует столь цветастая людская плазма...

    Качество письма таково же, как в ранних рассказах, но метафизический разброс настолько велик, что не верится, что перед нами произведения одного писателя.

    Ужас и надежда смешиваются, переплетаясь волокнами.

    Неистовство не снижает накала...

    И горит, бурлит, переливается всеми оттенками психологии и бытия грандиозный мир, созданный Александром Андреевичем Прохановым.

    * * *

    Нежно касается слов, прежде чем поставить их в строки... и возникает образ, исполненный тайного очарования, поэтической магии, силы, скрытой до поры:

    Дождь — это капель стеклянных ряд,
    И в окне на стекле полоса.
    Это в ночь голоса,
    Это травы в лесу говорят
    Про нее, что идет сквозь леса,
    Разбросав свой наряд,
    Распустив до колен волоса.
    Это капель стеклянный ряд —
    Дождевая роса.

    Тугое натяжение стеклянных капель вспыхивает, словно отливая подлинной поэтичностью.

    В прозе Проханова много своеобразной поэзии: и в тугом плетении словесных орнаментов, и в избыточности красок; поэзия его дышит собственной субстанцией правды.

    Алые ритмы рвутся, завораживая:

    Мой стих упал на дно сухого моря.
    Ушел на фронт, забыв полить цветок.
    Лицо жены, померкшее от горя.
    Блокпост, стрельба, алеющий восток.

    Сухо, живописно и актуально. А были и юношеские стихи:

    Серебром осыпаются злаки,
    И шуршит неспроста
    Береста.
    И на ней появляются знаки,
    И горят в палисаднике маки,
    И над всем — косяки журавлей.
    Дождь, скорей эту землю залей!

    Играют звуки, плещась рыбами в водоемах строк.

    Таинственно проступающие на бересте знаки словно призваны истолковать предложенную реальность.

    И нежность — родного, отчего, хлебного-млечного — проступает весомо и властно: нельзя отказаться, отринуть.

    Снова зажигаются обнаженные ритмы современности:

    Комбат убит. Мы молча пили водку
    В прифронтовом дешевом кабаке.
    А рядом минометы драли глотку,
    И мины разрывались вдалеке.
    .......................................................................
    Пронзенный в грудь,
                                 лежал на дне воронки.
    Я был один, заброшен на земле.
    В заре летели черные вороны,
    И что-то хриплое они кричали мне.

    Неожиданная перекличка с Есениным в последней строке разрывается жесткой начинкой оной строки...

    Стих мускулист и полон шероховатой правдой бытия.

    Поэзия Проханова живет своеобразным феноменом многообразия писательского дара, равно как огненными вспышками — силовых молний, различных эффектов, которые отразятся в массивных зеркалах вечности.

    * * *

    Его литые, туго наполненные фразы поэтичны. О чем бы ни писал, мастерство, полифонично-полнообъемно звучащее, дает вариант поэзии прозы.

    Первая книга Проханова «Иду в путь мой» вышла с предисловием Ю.Трифонова: и отмеченное им — русская тема, проходящая красной нитью, пронизывающая онтологическим ветром сочинения Проханова, — было абсолютно точно.

    Знаково и название: путь — только свой, и какие бы повороты ни были, их необходимо совершить, оставаясь собой же.

    Русская нить калится, делаясь металлической, требуя служения.

    Первый сборник был посвящен деревне, которую не встретишь сейчас: стала черно-мертвой, будто и не играла такой немыслимой роли в русской жизни, будто не сияла собственной, избяной философией, тайной, расписной надеждой.

    Но у Проханова крупно и выпукло сверкает то, что было: и старомодная, чистая в скромности своей и какой-то подчеркнутой опрятности этика, и стародавние обряды, и неспешность уклада — все, соединяясь, суммируясь, образует своеобразный круг бытования, недоступного избытку лоснящихся соблазнов и чрезмерному шуму мегаполисов.

    Первый роман — «Кочующая роза» — своеобразно использовал очерк, точно разводя его в субстанции романной формы; впечатления от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии соединялись в пеструю сюжетную ткань.

    Политика и война постепенно все гуще и гуще насыщают прозу и публицистику писателя; и яростное горение, очевидно бушующее в недрах его личности, выплескивается огненным расплавом на страницы книг.

    «Господин Гексаген»... точно смещает симметрию, столь редкую в асимметричной жизни, и причудливо обращается с перспективой.

    Цветисто, будто византийские ткани пылают, сочно написанный роман держится суммами ассоциаций, и конспирология, угрожая крючковатыми лапами, наползает на скучную, всю в параграфах истории, фактографию; а заговор имущих власть, связанный с событиями 1999 года, столь же возможен, сколь и нет.

    Ощущения двоятся, и создается впечатление прохода по лабиринту, где стены заменяют зеркала; в отражение смотрится другое отражение.

    Но чувство истории — жизни именно в ней, а вовсе не в суетливо мчащейся повседневности — отмечает многоцветную ткань прохановского романа. Как и ряда других его книг.

    История и Россия — два пламени, палящих художника; в «Поступи русской победы» предложена история страны в ликах четырех империй: Киево-Новгородской Руси, Московского царства, Российской империи Романовых, Сталинской империи...

    Восстанет ли из-под метафизических вод Китеж счастья, воплощающий собою Царство Божье на земле?

    Проханов и в заблуждениях (разная оптика оценок возможна) размашист, стилистически богат, неистов.

    Он боец и борец — всегда, во всем: от кипящих передовиц «Завтра» до полотен своей крупной прозы...

    И таковое горение, сопровождающееся невероятным выбросом творящей энергии, не может не гипнотизировать даже оппонентов, слишком несогласных с курсом его книг, мыслей, жизни...

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог