При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Литературный дневник

    Литературный дневник

    Культура
    Март 2023

    Об авторе

    Владимир Кузнецов

    Владимир Кузнецов родился в 1960 году. Окончил военное училище морской авиации и Литературный институт имени А.М. Горького. Публиковался в журналах «Пост­скриптум», «Мы», в еженедельнике «Домашнее чтение» и в других изданиях. Автор сборников рассказов «Катастрофа» (2006), «Эволюция мещанства» (2011). Член Союза писателей России.

    2003 год

    20 января. Прохладно. Был в Ясной Поляне. Говорил с Толстым. Ему не понравилась «История...». Взвалил на себя неподъемную тему — смесь художественного с публицистическим, отсутствие цельности — журнальные обоймы. Я поблагодарил его за мнение. С тем и разошлись. В общем верно. Но за его спиной зубры: Курбатов, Золотусский, Анненский. А этим подавай классику или похожее на нее.

    «Пропади он пропадом, этот хилый век кастратов...»

    А вот и нашел цитату Шиллера: «Самый дух буржуазного мира с его меркантильными интересами противоречит существу поэзии как таковой».

    1 февраля. День солнечный. Целый день читал Батюшкова, Ломоносова, Державина для «Комментариев к “Е.О.”» Чулков не оценен достаточно по причине «низкой прозы». «Пригожая повариха» — шедевр, достойный кисти автора «Сатирикона». Поверхностная читка разлаживает мою внутренность, тело начинает гореть.

    21 февраля. Мороз, солнце. Ночью маялся, обострение болячек. Прочитал «Русские очерки», послереформенный период. Повтор наших дней.

    Думал, что сильная воля может быть и опасна. Волевой обычно добивается намеченных целей в жизни. А цели на 99% дутые.

    Как Гоголя, так и Даля вытащил на свет Пушкин. Даль в письме к Кошелеву заметил, что грамотность убьет в народе тягу к словотворчеству (пользование штамповкой). За что Шевченко, Салтыков-Щедрин и прочие облили Даля помоями (Шевченко о Дале: «Дрянь человек»).

    «Журнализм — могила гения» (К.Леонтьев). Отсюда вывод: гениев сейчас нет: в могилах.

    9 апреля. Агрессия США против Ирака. Международное право — блеф, как и дутые права человека.

    В России уже 12 лет беспредел — жестокий, кровавый. Народ уменьшается ежегодно на 2 млн человек. Ценность человеческой жизни нулевая.

    5 июня. Чудил очень много и пил — веду себя отвратительно. Сегодня дождь. Убирал в комнате. О скотстве своем вспоминаю с дрожью.

    7 июля. Земное бессмертие полностью обмещанило бы жизнь. И что такое жизнь без смерти? Это уже не жизнь, а нечто другое.

    23 июля. Читал «Игру в бисер». Кнехт (слуга) и не святой, и не человек — манекен. Все у Гессе выдумано.

    24 июля. Читаю трилогию А.Белого. Сам он, конечно, путаник. Лев Тихомиров поставил ему диагноз «соблазн талантами» — он отмахнулся и всю жизнь метался от философии к естествознанию, от поэзии к антропософии, от социал-демократии к мистическому анархизму. Мемуары лучшее, что он написал. Семья безрелигиозна.

    На Христа моды не было, зато на Канта и Маркса была. «Безответственность свободы превращает в балаган самое творчество» (Блок).

    Человечество все больше и больше живет произвольно — прячась и от Бога и от земли.

    Золотой и Серебряный век. Золотой — отцы пьянствовали; Серебряный — дети опохмелялись. Толстой, Чехов, Достоевский, Лесков натуры цельные; Кузмин, Блок, Белый, Брюсов — двойственные. У первых сначала трогает творчество, затем начинает интересовать их личность. У вторых — надо изучить личность, чтобы задело их творчество.

    Или как папаша дуб с крепким костяком, железными нервами, а дети — все мелковатые, слабые, вторичные.

    7 октября. На улице дождь. Вчера очень болезненное состояние — смена погоды. Перечитываю «Люди лунного света» Розанова. Тоже раздвоенный лунатик и язычник. Пол — сакральное явление. Вывод: бесполость аномальна, и, следовательно, христианство — аномально. Смешивает животное и человеческое. Христианство тысячи лет выделяло и отделяло животное и человеческое, а он разом все смешал. Логичный и совершенно безответственный в мысли философ.

    Был на представлении книги Сушкова о русских гениях. Бред, психически нездоровые люди. Продал квартиру, чтобы издать книгу. Истеричная актриса лживая чудовищно и сам он лукавый, начитанный и необразованный человек — куча всяких научных степеней и месиво в голове. Я, я, я утер нос Белому и т.д. Тяжелое впечатление.

    19 ноября. Читаю Кафку. Люди лунатики, а не злодеи. Не ведают последствий. Это до Освенцима. Капитализм состояние мира и души. Ну, душа уж точно ни при чем. Кафка сказал, еврей уже рождается стариком, а Бог не очень-то откровенничает со старостью.


    2004 год

    2 февраля. Два дня голодал. Читал дневники Есина. Поражает его работоспособность. При скромном таланте, при всем наборе писательской зависти, тщеславия, самомнения — и все-таки написал документ. Читал с удовольствием. Я же совсем ничтожество.

    Писателем себя не считаю. Литературе, конечно, надо было посвятить всю жизнь, а не вторую ее половину. Литература — это тяжелый крест, и взвалил я его на себя, когда нервы и душа были подпорчены, и не выдержал.

    У Есина: «...это исполнение детско-еврейской мечты о западном оазисе под боком, рядом с огромным, пышным телом России, которую можно кусать и грабить».

    6 февраля. День тяжелый. Взрывы в Москве. В метро 30 человек погибло, 70 ранено.

    13 февраля. Мороз. Выгуливал собак. Читал Лескова «Смех и горе». Русь какая была, такая и есть. Разброд, раздрай.

    7 мая. Жизнь растительная. Читаю очень мало. Душевная — я не говорю о духовной — жизнь общества такова, что душа не требуется. Художественная литература где-то в Москве, в упадническом состоянии, для узкого круга людей.

    5 сентября. Вчера дождь, ночью холодно. 1, 2, 3 сентября Беслан в Северной Осетии. Захват школы чеченцами. Погибло 320 человек, из них 150 детей. Кровавое месиво. Сильно переживал. Речь Путина об укреплении государства. Народам нужна справедливость, а не абстрактное правовое государство.

    17 сентября. Пятница. Ночью дождь. В который раз перечитываю дневники Толстого. За словами несчастный, одинокий старик, не понимаемый женой, детьми и современниками. У Толстого: ум материальный и ум духовный. Первый — жизнь во внешнем, второй — во внутреннем. Уменьшение одного, увеличение другого. У Отцов Церкви нет такого разделения, есть понятие «обожение» ума.

    7 октября. Жил на даче. Жизнь скучная и совершенно беспросветная. Был в церкви. Холоден. В библиотеке Солженицын все по второму ряду: Ал. Толстой, Носов, да и сам второстепенен.

    Литература — это в первую очередь молитва к Богу (Отче наш сущий на небесах), и, когда она достигает Его (хлеб наш насущный дай нам днесь), она может называться великой. Поэтому писатели (Чехов, Лесков, Толстой, Бунин) достигали если не просветленности, то осветленности (есть фотографии и свидетельства очевидцев). И кто способен через слово воспринять эту благодать, тот и сам сподобится творцу.

    Я ненавижу русское мещанство, так же как и немецкое и еврейское. Но русское только мешает мне жить лично, с еврейским все намного сложнее.

    Читал Пруста «Содом и Гоморра». Интересно, но не впечатляет. Метафоры не точны (или плохой перевод), рассуждения не глубоки. Гениальность в сложной структуре предложений, легкомысленности литературных приемов (не в плохом смысле), утонченность мелких чувств уводит от истины. Завораживает.

    15 октября. «Я всегда искал уединенной жизни — берегов, песков, полей, лесов, — чтобы убежать от этих извращенных и подлых умов, которые потеряли дорогу на небо» (Петрарка).

    Как обидно — чудным даром,
    Божьим даром обладать,
    Зная, что растратишь даром
    Золотую благодать.
    И не только зря растратишь,
    Жемчуг свиньям раздаря,
    Но еще к нему доплатишь Жизнь,
    Погубленную зря.
                              (Г.Иванов)

    Поэзия вне категорий зла и добра, как у О.Хайяма. Вечная поэзия.

    18 октября. Не читаю, не болею, не пишу. Дождь.

    По телевизору убийства, обсуждение, мне кажется, глупейших вопросов: политика, религия. Иногда завидно от мелкой суеты и значительности, которые придают люди ей.

    Трудным подросткам показывают колонию, куда они, возможно, попадут.

    Какие-то маньяки, которые пачками убивают людей просто так.

    Чеченцы, которые режут людей, как скот.

    Писатель, написавший шесть книг на основе убийств, совершенных им самим, и получивший премию.

    И безумные американские фильмы. Что их изобретают сумасшедшие — в этом нет сомнения.

    Когда человек по-настоящему серьезен — он или любит, или умирает.

    28 октября. Перечитываю «Мысли» Паскаля. Давно не испытывал духовной радости от чтения. «Людскому разуму надо дать хотя бы немного свободы, но это распахивает двери самой гнусной распущенности».

    Передача о «детях индиго» — детях с уникальными способностями. Говорят, эволюция. Дети умнее, талантливее. Влияние техники, магии обездушивает людей, и природа начинает волноваться.

    Когда зло и ум в одной связке, ум выставляется во всем своем блеске. Сейчас умных хоть пруд пруди.

    Читаю Псалтырь: «Блажен, кто не ходит на совет нечестивых (сейчас и ходить не надо, все пришло в твой дом), и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратных».

    25 ноября. На Украине «бархатная революция». Какие эпитеты раздают. Еще бы персиковые ядерные войны, братские теракты и т.д.

    24 декабря. Читаю А.Зиновьева. «Западоид есть высший продукт эволюции человека. Это искусственно выведенное существо, а не результат чисто биологической эволюции». Это не продукт эволюции, а выведенная порода людей с определенными способностями, как выводят породу собак. Только для каких целей?


    2005 год

    12 января. Проснулся ночью и почувствовал жжение во всем теле. Перед Новым годом напился как свинья: по-хамски обошлись со мной, моими рукописями. Откровенным быть, искренним в наше время стало чуть ли не синонимом вульгарности. Я смирился, что живу в безумном мире, но за этим безумием просматривается определенная логика. Болезнь дана мне в поучение — и крест этот я несу слабовольно, — но не дай мне Бог сойти с ума.

    15 марта. Выплачешь горе. Горе гнездится внутри души, снаружи его нет, там просто жизнь. Вот и выплачешь горе и, может быть, останешься жив. Очищение души.

    «Радость моя, стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся!» А сколько вокруг меня погибло.

    6 мая. Смотрел о предателях и карателях. У всех долгая, плодотворная жизнь где-либо на чужбине, в кругу внуков и внучек. Некто из дворян, знание языков — культура и гестапо. Советское государство уничтожали всем миром не потому, что оно тоталитарное, а потому, что его существование угрожало материальным интересам и частной собственности (стимул к жизни) как институту, на котором построено все мироустройство.

    28 сентября. Читаю пророчества Флобера «Письма»: «Через сто лет всему прекрасному, словом, всему, что есть поэт, придется от безделья перерезать себе горло». Как в воду глядел. Или вот еще: «Правосудие человеческое всегда казалось мне шутовством, еще более отвратительным, чем человеческая злоба; понятие судьи — по-моему, самая дикая идея, какая только может прийти в голову».

    30 сентября. Жил в Туле. «Милая» беседа с В.Ф. Пахомовым. Всех полили грязью — и Толстого, и критиков. Говорил в основном я. О чистой литературной репутации многих. Стыжусь. Нет ничего глупее ненависти, в особенности к лицам историческим. Все, что происходит, должно произойти.

    17 октября. В газетах ностальгия по прошлому. Киоски завалены «Мурзилками», «Авто», «Порно», «Астро». Ни одного духовно-душевного журнала, для души, для духа. Нет спроса. Ужасно. Взяточничество, воровство, мошенничество, клановость — норма жизни. Русских купили побрякушками, тряпками, компьютерами, мобильниками, как когда-то покупали бусами дикарей. Буржуазность — узаконенная преступность. В Евангелии буржуа — хищник и лихоимец.

    13 декабря. Сестра Е. 13 лет жила с мелким, пустым человечишкой, который ее постоянно предавал и обманывал. Наконец решилась от него уйти. Он, разумеется, пустился во все виды мелкой мести, на которые способен его умишко. И вместо того, чтобы испытывать к нему презрение или хотя бы недовольство, она слезно объясняется ему в любви и говорит, что не может без него жить.

    20 декабря. Общественная жизнь в стране такова, что это уже не общество. Это свора выживающих и наживающихся людей. Ложь, взятки и безразличие к судьбе страны и русскому духу, который выстрадал русский народ. Виной тому — городское мещанство, пускающее слюни по западной жизни. «Нельзя уподобляться злым оттого, что их много».

    21 декабря. Обильный снегопад. –5¸    –6, снежные заносы. Все думаю о бессмысленности своей жизни. Люди не интересны, природа не волнует. Я — болен и физически, и нравственно. Надо:

    — не общаться с теми (то есть не идти на контакт с моей стороны), кому я стал не нужен за душевной немощью;

    — ежедневно трудиться и привести себя в творческое состояние;

    — с людьми больше слушать, чем говорить, и перестать заниматься хвастовством.


    2006 год

    12 января. Сегодня грустно. Слабеет память, выпадают зубы, старею. Старый человек в большинстве, за редким исключением, становится безобразен, а я и порочен: пью, курю, лгу — полный букет.

    «За каждым крупным состоянием стоит преступление» (Бальзак). У нас преступное государство.

    22 января. Сильные морозы. Психическое состояние ужасное.

    «Дьявол в словесном оперении» (Белинский о Бакунине). Ныне весь дьявольский мир приобрел себе красочное словесное оперение. Подлинный признак демонического человека — для него ничего нет серьезного.

    8 февраля. Сильный мороз. –35. Плох и страдаю. Читаю Чалмаева «Тургенев». Добротный литературоведческий труд.

    О городе, о мещанах (мещанин, как и бюргер и буржуа, — житель города). Как далека эта «сыпучая масса», подавляющая дух, от понятия народ — организм, народ — растение, народ — дитя тысячелетней истории.

    Гаспаров, Аверинцев — кумиры «профессорской» культуры. Некто Кантор (председатель еврейских общин) сказал так: «Лица, позволяющие себе негативные высказывания о евреях, будут выключаться из общественной жизни». Что и делается. Забыли выключить из общественной жизни Шекспира, Пушкина, Гоголя, Достоевского. Впрочем, извратили достаточно. Будь человек хоть трижды гений, необходимый Родине, Отечеству, народу, — не прозвучит, затопчут.

    20 февраля. Утром храм, но слаб и пуст. В храме стоял и думал черт знает о чем, но только не о молитве и Боге. В библиотеке читал Аксенова (пишет хорошо, но выдумывает и не знает современной российской жизни). Пьецуха «Письма к Тютчевой» (хорошо, но заигрался с мыслью). Статья о наркотиках: здоровый организм и сам способен выработать любые наркотические состояния («пьян от любви»). Общее впечатление от статей: «День», «Литературка», «Завтра» — мерзкое.

    Телевизор: Ч.Айтматов — хороший писатель, русскоязычный, «обласканный», куча всевозможных премий, должностей — поливает грязью советскую власть. Сейчас бы работал на стройках в России гастарбайтером, то же и Солженицын. Наша эпоха предоставила бы его талантам место нищего, спивающегося учителя в провинциальной школе.

    Мир настолько сейчас подл, что грехи советских времен и людей просто мирные шалости перед тем, что вытворяет нынешняя сволота. А Айтматов всё: «советские манкурты», «манкурты»... Несколько раз повторил «манкурты».

    17 декабря. Две недели до Нового года и странная зима: снега нет, +8.

    Депрессия. Огромное количество самоубийств. Люди в тревоге, что-то не так.

    Телевидение о планетах — впечатление ничтожности человека и своей собственной. Передача «Достучаться до небес», заплакал: дети с опухолями в голове. Господи! А их за что же?

    «Тюрьма вчера и сегодня». Волевые, мужественные «хари» уголовников, живущих по понятиям.

    Читаю Псалтырь: «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего, ибо чресла мои полны воспалениями и нет целого места в плоти моей».

    Пс. 38: «Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это».

    30 декабря. Читаю «Петербургские зимы» Г.Иванова. О Кузмине:  «Судьба таких писателей зависит от воздуха, в котором он дышит, как бы талантливы они ни были».

    Рассказать обо всех мировых дураках,
    Что судьбу человечества держат
                                                            в руках?
    Рассказать обо всех мертвецах-
                                                          подлецах,
    Что уходят в историю в светлых
                                                           венцах?..
                                                       (Г.Иванов)


    2007 год

    Новый год. Так все нет снега, грязь. Тусклое душевное состояние.

    Читаю «Духовные основы общества» Франка.

    Определение кротости: «Кротость есть готовность терпеливо и даже спокойно переносить страдания и лишения, сочетание страдальческого пути с радостью, даруемой любовью».

    27 января. День хороший, солнечный. Но хандрю. В прагматический век таким, как я или Елена, лучше прятаться. Мы и живем на даче. Об этом сказано еще у Конфуция: «...если пути Неба и пути государства не совпадают — тогда спрячься».

    6 февраля. 7 лет назад умер отец. Многое не могу себе простить.

    20 мая. Делаю глупости: выбрали председателем садоводческого некоммерческого товарищества.

    31 мая. Жара, духота, косил целый день. ТВ-передача «Сука любовь» — нечто мерзкое, с ведущим трансвеститом.

    1 июня. Полнолуние. Похолодало, сильный ветер. К вечеру обезумели глаза — то ли от солнца, то ли от смены погоды.

    20 июня. Погода солнечная. Тепло. Три дня как вышел из крупнейшей пьянки по поводу установки спутникового Интернета. Был на грани белой горячки. Трое суток не спал. Начались видения: художественные кинокартины с уродливыми лицами: ясно увидел в голубом небе силуэт подвыпившего матроса, с залихватской походкой подходившего ко мне. Открываю учебник для медвузов «Алкоголизм»: симптомы одной из разновидностей белой горячки — первый звонок на пути к безумию. Испугался. Елена вообще была ужасна. Еле выкарабкались. Искал по всему городу психиатра. Самодовольный, лощеный и недалекий. Приехал. Узнал, что я член Союза писателей России, спросил: «А вы верите в загробную жизнь?» Как тут не верить, если иная жизнь наяву, в глазах.

    23 июня. Пропалывал огород. Что такое запой? Болезнь. В литературе у Розанова в мемуарах он вспоминает, что самый добрый человек — учитель гимназии, которого он встречал в жизни, страдал запойным алкоголизмом. Выбросился из окна с третьего этажа.

    Страдали запоями Фадеев, Твардовский, Есенин, из русских классиков Фофанов, Помяловский, оба Успенских, многие талантливые актеры. У Лескова: на Валааме он встретил маленького, добренького мужичка-мастерового, который сбежал от семьи на остров, чтобы не доставлять хлопот своим запоем семье. У Бунина: в эмиграции он описывает казака, страдавшего страшными запоями, в состоянии которых был ужасен. Среди мастеровых в дореволюционной России было много запойных пьяниц. Большинство из них были талантливы. Один предприниматель сделал на «запойных» состояние. Предчувствуя, что работник впадает в запой, он выгонял его и принимал назад на работу, когда тот выходил из запоя. На него работали сотни «запойных». Если оставить в стороне психиатрию (разновидность шизофрении), то запой один из способов выключиться из мира, от обыденности, пошлости. Второе: в каждом из нас сидит ангел и бес (добро и зло), и когда ангел силен в человеке, то и бес не так слаб; когда человек отдает предпочтение одному, а другого просто не замечает — он теряет цельность. Тут еще генетическая предрасположенность. Впрочем, запой — страшный грех, и с ним надо бороться любыми способами. Господи, избавь меня от подобного состояния!

    26 июля. Вчера сильная гроза, размыло печки. Сегодня сыро, прохладно. На огороде анархия. Купил Бодлера «Цветы зла».

    17 сентября. Дождь, холодно. Читал В.Пелевина «Чапаев и Пустота». Осуждающее мышление при бессодержательной иронии разрушительно. В общем-то тонкая философская проза. Один из лучших современных писателей.

    Жить полуотшельником, как живу я, надо вести абсолютно нравственный образ жизни. Я не могу.

    6 ноября. Снег. –7. Как заведенный: не могу отвлечь ни мысли, ни чувства от ненавистного Е. Сколько хамов за мою жизнь меня пытались травить, и все, как близнецы, на одно лицо. Как будто дьявол посылает на землю определенный сорт бесов для таких, как я.

    15 ноября. Снег. Месяц разбирался с бывшим председателем СТО. Прикрытое образованием хамство. У меня обычно перехватывает горло и трясутся руки, гносеологическая гнусность в камуфляже интеллигента. Предлагает сделать какую-нибудь пакость и, когда я отказываюсь, наивно спрашивает: «Ты что, идеалист?»

    Пророчества Флобера: «И потом, надо сказать правду: в мире существует постоянный сговор против двух вещей: поэзии и свободы; люди со вкусом взялись истребить первую, как люди порядка — преследовать вторую».

    И еще: «Пройдет немного лет, и люди настолько поглупеют, что этак лет через двадцать... буржуа эпохи Луи-Филиппа будут им казаться изысканными... аристократами. Все будут восхвалять свободу, искусство и манеры этой эпохи, а ее подлости оправдают, так как далеко их превзойдут».

    16 ноября. Холодно. Погода морозная. ТВ о сектантах: зарылись под землю вместе с детьми и ждут конца света. Вчера фильм о молодом французе (лягушатнике), изучавшем экономику в Барселоне. Замечательные актеры, замечательно обыгрываются жизненные ситуации. Но чего-то нет. Половая жизнь и достижение оргазма, обыкновенная жизнь ради достижения оргазма через половую жизнь.

    Другие радости? Все сводится к половой жизни.

    Дух напирает изнутри на форму — тело — и изменяет ее по себе.

    «Язычество, христианство, хамство — вот три великих этапа в развитии человечества» (Флобер).

    26 ноября. Дождь, снег тает. Чтобы понимать настоящее глубокое чувство любви к России, надо читать изгнанников (Бунина...).

    С разрушением техники, а оное когда-нибудь наступит, люди будут еще беспомощнее, чем в каменном веке.

    Первый том писем Флобера. Высота духа, подъем мысли, пророчества и т.д. до публикации «Бовари». Потом снижен, мелкие дрязги с издателями, критиками, писателями. Погружение в жизнь и снижение. Чего боялся, то и вышло. Читать второй том писем уже скучно.

    Лимонов писатель искренний, сильный по стилю, по оригинальности мысли, но совершенно мало метафизики. Пелевин — наоборот, много метафизики, и смешал ее с обыкновенным человеческим говном.

    28 ноября. Снег. –3. Красиво. На душе тупо, спокойно.

    Дочитал письма Флобера. Сам написал мало. Зато Золя, Мопассан, Доде — все через его руки. Своего рода святой в литературе.

    3 декабря. Ночь. –7. Читаю «Ницше и пустота». Хам всегда ищет опору в язычестве. Там проще: поклонение золотому тельцу, физической силе, науке, технике.

    У Хайдеггера: «...требуется такое человечество, которое в самой своей основе сообразно уникальному существу новоевропейской техники и ее метафизической истине...». Зиновьев о западоиде: «...такой человек нуждается в машине для учреждения безусловного господства над землей». Какие они все наивные.

    Покончил жизнь самоубийством Игорь Прокофьев (из родственников Елены). Один из современных предпринимателей. Обобрал огромное количество людей. Весь запутался в долгах, грехах и любовницах. Наехали. Все ждал кого-то из Москвы, кто его спасет.

    Умирать пошел не к отцу, а к старухе матери некогда погибшего его товарища по бизнесу. Зажал, сидя в ванне, оголенный электрический провод зубами. Или, говорят, его просто убили. Был, вероятно, талантливым человеком.


    2008 год

    10 января. Потеплело. Читал библиотеку Мошкова. Арсёнов, Белковский, Бек, Битов, Юз Алешковский. Все скучно, многословно. Еще Астафьев, Бакланов. Астафьев в интервью громил коммунистов, Бакланов — Солженицына за «Двести лет вместе». У Шаламова: Пастернак — жертва холодной войны, Солженицын — ее орудие. Все эти дрязги: как они могли мне когда-то быть интересными?! Я же жил ими. Да, евреи специфическая нация — но тут рядом подлец с чисто русской фамилией и душой.

    24 января. Смотрел передачу о бомжах. Ужасно: талантливые люди, кандидаты наук, художники, артисты, капитаны дальнего плавания выкинуты на улицу. Государство, где для мошенников, подлецов, проходимцев созданы все условия, существовать долго не может.

    19 апреля. Все зеленеет. Читаю Галковского. Единственный из современных авторов, кого у меня есть желание перечитывать.

    15 июня. Тепло, дождь, трава. Был на птичьем рынке в Москве. Собачья торговля. Этот чертов бизнес испоганил все сферы человечьих отношений, в том числе и собачьих. Разговаривал с майором-вертолетчиком. Недоволен, говорит, могут быть бунты. Путин все только обещает.

    12 сентября. Был в Москве. Пьянствовал два дня с В. и Г. Совершенно другие люди, чем пять-шесть лет назад. Другая психология людей. Прямо насаждаются бедность, богатство, нищета. Я уже не только бедный, я по современным меркам — нищий. Вот так. Сплошное нравственное уродство. Подлость, предательство ближнего ради выгоды и денег чуть ли не новый кодекс чести. ТВ: интересные, увлекательные фильмы, но везде геи, лесбиянки и секс, секс. Талантливые актеры и игра — и ничего божественного.

    «Бесконечный тупик» Галковского. Много бредятины, философской особенно, но давно не получал удовольствия от чтения. Оказывается, и Розанов может вдохновлять.

    Розанов авантюрист в мысли, в чувстве, и рассматривать мир через оптику Розанова — муть. Мысль может бродить такими извилистыми путями, забредать в такие дебри, и прикладывать ее к России, русской литературе, истории... не могу подобрать слово... кощунство. Должны быть твердые устои, платформа (Евангелие), на чем плясать, а иначе «съедет крыша». Конечно, много верного, оригинального и кощунственного.


    2009 год

    17 января. Лень вести дневник. Ничего не переживаю. Тупо смотрю в экран. Дешевые американские фильмы. Газовый кризис с Украиной, финансовый кризис. Вряд ли дела Божьи. Игры авантюристов — экономистов, финансистов, юристов, играющих земной жизнью. Ленив до безобразия. Нет совершенно стимулов чего-то добиваться. Живя на даче, не видя людей, и ничего не хочешь, и ничего не надо.

    1 мая. Первомай. Вся Европа беснуется. День лежал и читал о буржуазии Бердяева, Леонтьева, Блуа, Эвола.

    О буржуа Блок: плотоядное двуногое, вызывающее «патологическое истерическое омерзение». Чуяли торжество буржуазного духа, истребляющего подлинно великую культуру.

    Блуа о буржуа: он верит лишь в этот мир, не способен жить в иных мирах; идолопоклонник, живет в рабстве у видимого. Это буржуа распял Христа.

    О Солженицыне: публицистика направлена на разрушение, а когда разрушено, его невозможно читать. Мещанский дух Солженицына даже в том, что, разбогатев на Западе, он купил своему брату «мерседес» в тогда еще СССР. На ТВ: приезд в деревню, где он родился. Его ждали, накрыли стол. Он в камеру: поцеловался с родней и уехал, предварительно сказав, что Россия ждет его служения. Тут и мания величия, и пошлость.

    КПСС сложилась и была построена как церковная иерархия, большевики ничего не изобретали.

    Патриарх — ген. секретарь.

    Св. Синод — политбюро.

    Собор — пленум ЦК.

    Епископат — секретари обкомов.

    Священник — парторг.

    Везде существовали духовные надзиратели, в том числе и за нравственностью. В армии — политотделы, молодежь — комсомол.

    Церковь ждет, когда в нее придут, и зависима от денег. КПСС имела власть над деньгами. Страна была построена по законам Иоанна Златоуста и Льва Толстого, а не Маркса и Ленина. Страна была выстроена напряжением русского человека.

    5 декабря. Зима никак не наступит. Читаю много, до психических расстройств.


    2010 год

    6 февраля. Изучал для «Эволюции мещанства». Написал плохо. Зи

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог