Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. «Москва» в преддверии весны... Поэтическое обозрение номеров 2 и 4 журнала «Москва»
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    «Москва» в преддверии весны... Поэтическое обозрение номеров 2 и 4 журнала «Москва»

    «Москва» в преддверии весны... Поэтическое обозрение номеров 2 и 4 журнала «Москва»

    Культура
    Июль 2024

    Об авторе

    Александр Балтин

    Александр Львович Балтин родился в 1967 году в Москве. 
    Впервые опубликовался как поэт в 1996 году в журнале «Литературное обозрение», как прозаик — в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик — в 2016 году в газете «Литературная Россия».
    Автор 84 книг (включая Собрание сочинений в пяти томах) и свыше 2000 публикаций в более чем 150 изданиях России, Украины, Белоруссии, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Испании, Чехии, Германии, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США.
    Лауреат и победитель многочисленных конкурсов, проводимых в России и за рубежом.
    Член Союза писателей Москвы

    И это еще не конец....


    * * *

    Густо играя, причем совершенно всерьез, разойдется кругами образности — плотной, но и лучами легкости пронизанный предметный мир в поэзии Наташи Кинугавы:

    Мурлыкает аквариум, рождая
                                                             пузыри.

    В окно сочится зарево
                                            неутренней зари.

    И выметает улицу без устали таджик,

    И улица-красавица под окнами
                                                           дрожит...

    Раз дрожит, два дрожит, три дро-жит!

    День прожит, год прожит,
                                                  век про-жит...

    Все одушевлено, и аквариум, точно торжественная, ставшая вдруг фантастически прозрачной кошка (привет исчезающему чеширцу!), рождает не только пузыри, но и множественные ассоциации, как и интересный ритмический сбив, делающий механизм стихотворения более ярким.

    Именно подборкой Наташи Кинугавы открывается февральский номер «Москвы» — месяц метелей и пухлого зачехления пространства, сияющих совершенно, переливающихся алмазными и рубиновыми крошками сугробов...

    «Книга перемен», дающая — своеобразным камертоном — настрой мысли, вдруг причудливо в интеллектуальном орнаменте пересекается с Шахерезадой, и стих вьется, рассыпая зерна мудрости, распространяя гармонию печали, зыбко вибрируя усложненным ритмическим рисунком:

    Соль — в зерне. А зерно — это то,

                 что у нас в ладони

    с начала самого: неприметная мышка

                  в большом-большом доме.

    Первый шаг на дороге, значит, важнее

    Тысяч ли, что последуют дальше,

                если не пятиться задом.

    Ладно, мама! Хоть ты
                                           и не Шахерезада,

    Ты пропой-расскажи мне ту сказку,

                 Где тот молодец,

    Кто уселся послушать сначала,

    У причала

                   со шляпкой соломенной,

                                             лапка на лапку...

    а в конце ты объявишь:

             и это еще не конец!

    * * *

    Перекликаются, ликуют, шепчутся, гранят воздух звуки, организованные Евгением Эрастовым:

    У стрекоз, крупнотелых, безбашенных,

    Глаз направо, налево косит.

    Сколько их, тишиной ошарашенных,

    Над травою высокой висит!

    Все глядят на шершавое крошево

    Желтой ряски, следят за игрой

    Удальцов-плавунцов, огорошенных

    Аномальной июльской жарой.

    Великолепие мира, словно рассмотренное сквозь детски-прекрасные, не омраченные взрослым опытом окуляры.

    И, исследуя, анализируя пристрастно собственную судьбу, поэт выводит своеобычную формулу везения:

    Повезло мне — тюремных обид

    Я не знал и гулял без конвоя.

    Синий плат над моей головою

    На квадратики не был разбит.

    Ты меня миновала, беда,

    Злополучный удел доходяги.

    Как светла облаков череда!

    Как безвылазны наши овраги!

    * * *

    Резко взметнется «Парус» (так названа подборка) Сергея Сущего; однако брейгелевские охотники, вечный свой, застывше-великолепный путь свершая, будут пронизаны современностью:

    Смеркается. Сыпет снежок, и мороз
                                                   все крепчает.

    Сейчас бы в свой дом, к огоньку
                                              и горячему чаю.

    А впрочем, поселок все ближе,
                                           и машут плечами

         дубки и березы. Сороки по веткам
                                                                снуют.

         Из леса охотники склоном
                                                 покатым идут.

         Собаки, добыча, густая усталость
                                                              в ногах.

         Из впадины неба все пуще
                                           серебряный прах.

    Сергей Сущий создает стих, завораживающий конкретикой панорам, словно мерцающих из-под янтарной пленки тайны — пленки, организованной разлитой в пространстве гармонией созвучий, и поэт, как сейсмограф, улавливает оные.

    Насколько человек алхимическая смесь, вмещенная в самое сердце сердца, в ту бездну, где обитает душа, хорошо показывает противоречиво-парадоксальное стихотворение:

    В один и тот же миг, в одной
                                                  и той же мере

    ты юноша-старик
                                     и Моцарто-Сальери.

    Порочный и святой, флегматик
                                                        и холерик,

    горяче-ледяной, как
                                        Моцарто-Сальери.

    * * *

    Авторы АСПИР представляют — традиционная рубрика...

    Сергей Гоникберг погружается в дебри и лабиринты самых потаенных глубин — мифа и мысли:

    Законы прави, законы хтони —

    Кто их нащупает, кто откроет?

    Какими стали, какими будем?

    Сокрылись дали арийских судеб.

    Юлия Логвиненко открывает чудо бытия в самых, казалось бы, обыденных моментах:

    У солнца села батарейка,

    И наступили холода.

    В саду заледенела лейка,

    Застыла в озере вода.

    Елена Сальникова запускает разноцветные словесные фейерверки, пронизанные музыкой бодрости и своеобразной мудрости:

    Хорошо жить на свете в одном
                                                           башмаке:

    лужи, деревья, гром —

    голуби врозь, песок в кулаке.

    Но лучше жить босиком.

    Таков состав нынешнего, второго номера журнала, и он, сияя разноцветными огнями и переливаясь разноплановыми красками мысли и чувств, полновесно предлагает богатство современного поэтического слова.

    «Месяц пробуждения — апрель...»

    Поэтическое обозрение номера 4
    журнала «Москва»

    * * *

    Сильно воссоздан образ бытия, представленный... портретом старухи, «месившей век руками», — и сила строки вибрирует в читательском сознании, словно показывая все несправедливые тяготы жизни:

    Среди окраин и разрухи,

    где шифер мхом оброс на крышах,

    живет иконная старуха —

    молись на лик, и Бог услышит...

    Она месила век руками.

    Все было: голод, униженье,

    почет — ведь вровень с мужиками

    пахала до изнеможенья.

    Подборкой Сагидаш Зулкарнаевой открывается апрельский номер «Москвы», и подборка эта, густо организованная, как соты медом, наполненная питательной мерой слова, вспыхивает множеством разнообразных, ассоциативных огней:

    Будто раздвинули времени занавес —

    ночью приснился аул.

    Степь серебристая, юрта с казанами,

    посвист камчи, саксаул.

    Великолепно воссозданный пейзаж перекипает опалово-жемчужными красками жизни...

    * * *

    Нежностью потаенной силы разносится молитва, своеобычно исполненная Илиной Гумеровой:

    Господи, продли дни смиренной
                                     дочери Твоей Нины,

    сохрани подольше мерцающий
                                во тьме жизни ее атом!

    Как сухой цветок меж хрупких
                          страниц книги старинной,

    источает она почти неземные,
                                          забытые ароматы:

    доброты бескорыстной (о, преданное
                                            анафеме слово!),

    речи головокружительно правильной
                                                          русской...

    Вот стоит у резного стола в залитой
                                     солнцем столовой —

    волосы золотою короной,
                            под муслиновой блузкой

    светится нежно алебастровая
                                               кожа молодая...

    Шорохи и шепоты слов, их живая и такая горячая плоть — и тугое млеко надежды бьет в сознание читающего, отменяя бездны безнадежности.

    * * *

    Одушевленность природы зажигается своеобразием ритмов, и плавно исполненный рисунок стихотворения-сопоставления словно переливается полнотой бытия:

    Тоскует дождь над белым
                                              майским садом,

    и яблони в слезах его чисты.

    Деревьям дождь — желанная отрада,

    хоть с ним теряют лепестки цветы.

    Вот так и мы теряем дни и жажду

    прожить светло. Стал чужд
                                             наивный взгляд.

    Но в сердце тайно верим, что однажды

    нам распахнутся двери в райский сад.

    Марина Щенятская использует мир сада как сон высоты, как сияние образа, нет которого щедрее.

     Счастье перевивается лентами горечи, какая в свою очередь оттеняет сложно миры счастья, столь необходимого всем на земле:

    Все быстротечно. И все отцветает.

    Что же останется мне?

    Отблески звезд и земля золотая

    в солнечном раннем огне...

    * * *

    Играя разнообразно вибрирующим звуком, Эдуард Побужанский трактует альфу чувств — любовь с той мерой подлинности, которая не оставляет сомнений в доле дара:

    В моей реальности все подлинно,

    Пока она тобой дополнена!

    В ней все — от близости до дальности —

    Мне дорого без срока давности.

    И беспричинные условности,

    И благочинные формальности —

    Все это милые подробности

    Тобой дополненной реальности!

    * * *

    Тьма со светом, счастье с горестью сходятся, насыщая образный строй борьбой, где победа не бывает однозначной; но тонкость фиксации ощущений, демонстрируемая Федором Масловым, подкупает:

    Радуется снежный вечер.

    Шелковая тишина.

    Душу мне впервые лечит

    Чувства легкого весна.

    Прошлой ночью ты смиреньем

    Дьявола прогнал во тьму,

    В сердце поборол презренье,

    Веря счастью своему.

    * * *

    Характер, проявляемый через разговор, да и разговоры внутри поэтических текстов интересно разносятся на онтологическом ветру бытия:

    — А что такое земляника?

    — Ягода.

    — А вкус у ней какой? Похож на что?

    — Не знаю.

    Я всегда любила яблоки.

    Боялась штилей. Обожала шторм.

    — А снег тогда — к чему?

    Зачем он падает?

    — Играет в рай. И тает там, вдали...

    Ты эту полночь вычеркни из памяти!

    Оставь пустым тетрадный
                                                    чистый лист.

    Так компонует стихотворения, вбирая в них множество житейских подробностей, медленной цепочкой и организующих быструю жизнь, Светлана Зайцева, и интересно постигать чужие миры, раскрываемые поэтессой...

    * * *

    Месяц пробуждения апрель, месяц звонов и новости зелени, месяц, в большей мере связанный с надеждой, чем какой-либо другой: и поэтический мир, представленный номером журнала, как нельзя лучше отвечает оной световой силе.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог