Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Не закат и не мрак, а пока...
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Не закат и не мрак, а пока...

    Не закат и не мрак, а пока...

    Культура
    Август 2016

    Об авторе

    Лев Аннинский

    Лев Александрович Аннинский родился в 1934 году в Ростове-на-Дону. Окончил филологический факультет МГУ.
    Работал обозревателем в журналах «Дружба народов», «Родина» и в газетах «Культура», «Версты».
    Публиковался в журналах «Искусство кино», «Советский экран», «Кино» (Рига), «Театр», «Литературное обозрение» и др.; в газетах «Экран и сцена», «Литературная га­зета», «Московские новости» и др.
    Автор книг «Ядро ореха» (1965), «Обрученный с идеей» (1971), «Зеркало экрана» (1977), «Лев Толстой и кинематограф» (1980) и др. Автор сценариев и ведущий т/ф «А.Ахматова и М.Цветаева: “Одну с тобой мы землю топчем”», «К.Си­монов и В.Гроссман: сын и пасынок», «В.Шукшин и Ю.Трифонов: молчаливый диалог» и др.
    Лауреат премии «ТЭФИ» (1996, 2004).

    Пролог

    За свои полвека с небольшим Григорий Вихров успел пожить в разных краях: от Коломны, где родился, до Иркутска, где оперился, и от Тулы, где осуществился как блестящий профессор-преподаватель и где опробовал для себя новую стезю — поэта-переводчика, до Москвы, где осуществил первый итоговый сборник своей лирики.
    За четверть века профессионального стихослагательства он выработал манеру письма, которая узнается не столько даже по внешним признакам и строкам, сколько по складу души, а чувствуется этот склад души — во всех строках.
    Беру в пример — для демонстрации этой творческой манеры и этого творческого духа — стихотворение, написанное за три года до скончания двадцатого века и прихода нового тысячелетия. К хронологической мистике я не склонен. Я склонен думать по другой логике: написал это стихотворение Вихров, переходя через черту пушкинского возраста... То, что заложено в этих двенадцати строчках, я и попытаюсь почувствовать, уложившись в жанр критического пролога.
    Итак, к делу.

    Качайся, сердце, на веревке,
    На нитке шелковой трясись.
    От взгляда ласковой воровки
    И, зависая, не завись.

    Первое, что отмечаешь в этих четырех строках, — абсолютно выверенный, классический размер. Никакого модерна!
    Не странно ли? Уже второй десяток лет лирика, выкарабкавшаяся из-под канона социалистического реализма, на все лады экспериментирует, так что классика просодии воспринимается уже чуть ли не как чудачество, — а Вихров упрямо держится канона! Точные рифмы, точная музыка размера!
    Точные рифмы?! Да в этой точности тихо ворочается вольная консанонсность! «Веревке — воровки»! Это уже не традиционная петля на кончике строки, это же глубинно-корневой консонанс «эпохи Евтушенко и Ахмадулиной»! А «зависая, не завись»? Это смысловая петля, явно закрученная в «эпоху Вознесенского».
    А смысл петляния?
    Поэзия — «ласковая воровка»? Скорее — обманутая наследница. Вроде бы унаследовало поколение Вихрова железное, всемирное, героическое богатство великой эпохи — а обнаружило на излете этой эпохи, что наследие — призрачно и определяться надо — «от нуля».
    Дразнятся смыслы, обманывают. Кажется, что оборвать ласковую шелковую ниточку ничего не стоит, а попробуешь — веревка. Думаешь, что ты на прочной веревке, а она — ниточка. Удержит ли душу, когда наступит... что?
    Что наступит? Рай, чаявшийся спасенным послевоенным мечтателям? Нет, совсем другое. Но в тех же райских размерах.

    Растопчет в праздничную слякоть,
    Изрежет тонким каблуком
    Судьбой надорванную мякоть,
    Чуть отдающую дымком.

    Каковы обороты смысла! Если слякоть, то праздничная, если праздник, то слякотный. «Острый каблук» не ангелу «вчерашнему» принадлежит, а нынешней... как ее назвать...
    Да судьба же это, судьба! И она жизнь твою изрежет, как мякоть, лишенную скелета. Да еще и спалит. Чтоб следов не осталось.

    Поставь надежную запруду.
    Пустое время проведи.
    Тебя люблю. Тебя забуду.
    Чужому дитятко роди.

    А вот и шанс на спасение. Запруда на пути неудержимого потока, смывающего все. Привычные заботы, заполняющие пустое время, ставшее невменяемым. И гарантия от грозящего опустошения — любовь.
    «Любовь» — всеразрешающее слово?
    И все? Конец испытаниям?
    Да не тут-то было! Срывается у Вихрова любовь в нелюбовь, память — в забвение, спасительный морок — в какую-нибудь бытовуху... всплывает что-нибудь вроде повседневного греха, досадного соблазна, чужого ребенка. Этакий веселый прикол в конце света.
    И все это — в железном стиховом размере!
    Почерк Григория Вихрова. Пароль его жизнешествия.
    Зная пароль, можно попробовать пройтись по этапам.


    Не зря ли ты плачешь?

    Сибирь — без края. Не различишь, где небо, где река. Не различишь, мгновенье или век.
    Сквозь школьные уроки и студенческие семинары — силуэты прошлого, забытые страсти, балы, жемчуга...

    Жить да быть — в девятнадцатом
                                                                    веке
    и очнуться — с двадцатым в тоске
    на эстраде дрянной дискотеки
    с побледневшим червонцем в руке.

    От эстрадной дряни — спасение в народной песне, расчесанные кудри. Нет, непокорный, буйный чуб. Нет, не чуб — чупрына. За чупрыну оттаскает жена. Нет, не чупрына — очуб. За очуб оттаскает отец.
    Черная дорога сгинула. Черным дегтем ворота вымазаны. А может, не вымазаны. Невеста ждет. Но некому отворить калитку певучую. Ждет красотка. Но некому отдарить ее страстью. Смеется девка дальняя.

    Безумное время по жилам течет
    и души сжигает дотла.
    Не черт я, не ангел, и ангел, и черт.
    Ты счастье лихое нашла.

    Не спасет народный склад чувств от лихого времени. Вроде бы боевой колчан качается за плечами... а ну, как чужой? Вроде бы могущество прирастает Сибирью, а вдруг — обман?

    Свободную шубку надень.
    Сапожки примерь, непоседа.
    Ведь ясно, как божий день:
    отныне свободная тень
    летящего велосипеда
    все дальше и дальше от нас.
    Проснешься — и скроется с глаз.
    Ты спишь. И в тебе умещается лето,
    погожие дни сентября...
    Ты плачешь не зря!


    Трепещущая строчка


    Переехал странник.
    Из тени яснополянского дома яснее, где небо, где река. Мировые культурные ценности обретают новый масштаб. Рядом с Моной Лизой обнаруживается танцующий ди Каприо. По свету идет Эдгар Алан По. Гуляют где-то на горизонте богини, изваянные то ли Праксителем, то ли Фидием.
    А грех, по обыкновению, тоже гуляет рядом. И, по обыкновению же, на подмогу приходит народная песня. Слуги верные, крылья жаркие.

    На дворе — людское пение,
    а в дому — лампады яркие.

    Обманчиво пение? А что не обманчиво? Только страсть.

    Бесстрастное время не в силах
                                                           украсть
    невинного пенья животную страсть.

    Животная — значит всамделишная. Простительная. Ясная. Звучная.
    Только звук. Тишь, обнаженная зву­ком.
    Пепел страшнее свинца. Смиреннейший агнец хрипит под железом. Знобит!

    Недолгая вьюга — неверной
                                                          зазнобою.
    Над городом холмиком сердце
                                                              встает.
    Откинута древом, изломанным
                                                          злобою...
    на проводе голом рябина поет.

    «В Москву! В Москву!» — по-че­ховски стонет душа, покидая холмики яснополянского укрома.

    Еще почти в империи живу.
    И в ней невинным мальчиком слыву.
    И дочек от меня не берегут,
    невест не прячут и мужьям не лгут...

    Империя грехи прикроет? Тогда бы имя не перепутать.

    ...Пою взахлеб утраченное имя.
    Над пустырями соколом кружу.
    И все ж глазами страстными,
                                                            живыми
    в батистовое прошлое гляжу.

    Батистовые видения остаются в школьном, университетском, профес­сорском-провинциальном далеке.
    А тут, если вослед Пастернаку выглянуть в окно и спросить, какое нынче тысячелетие? Что ответят?
    «Жара».
    Соседка с третьего водою на асфальте заливает трепещущую строчку: «Я люблю...»
    Это столица.


    Слезы ровесников

    Столичный житель отнюдь не спешит вписаться в новый имидж, — напоминает себе, что он вовсе не житель, а странник. А если и предстает в оседланном обличье, то примеряет на себя, как всегда, роли, сплетающиеся в потешной несовместимости.
    То ли коронный, то ли ковёрный.
    А если прижмет ситуация к коронной, государственной, официально признанной роли — что тогда спасет?
    Правильно, народная попевка. Все та же мачеха и все тот же отчим, расчесывающие непокорную вихровскую чупрыну.

    Маковки счастливые отчим погасил.
    Мачеха отравное пойло налила.
    Что ж у балалаечки не хватает жил?
    Сил для воскрешения кровного села?

    Кровное село то ли прикрыто, то ли открыто. «Полотенчик» белый прикрывает от черного добра.
    Добро — черное?!
    Узнаю вихровский зачес! Ад и рай не разъять. Родные грехи переплетаются с чужими. История пишется вилами, которые ждут дела, то есть бунта, и приравнивается граблями, которые после дела ложатся в ожидании, когда на них вновь наступят.

    Грех в Отчизне жизнь прожить,
    не скупясь и не воруя.
    Грех, с дружиною пируя,
    с вражьей силой не дружить...

    До такой выворотной ясности дело, кажется, еще не доходило. Надо что-то отвечать на этот фатальный для русских союз с вражьей силой против своей слабости, против магии самообмана, против прелести вранья.

    — Врешь! Княгиня подтвердит!
    Видишь чистые светлицы!
    Видишь чистые страницы!
    Сокол к соколу летит.

    Что же кричит сокол соколу (или ворон ворону?) в чистом поле продолжающейся русской истории?

    Это, друг мой, не закат еще, не мрак.
    Просто сердце поднимает алый стяг...

    Может показаться, что алый стяг, добавленный к черно-белой неразрешимости и синей небесно-речной неразличимости, — политическая присяга. Но Вихров никогда не клялся в верности властям или вождям, он не знает (не хочет знать) этого рода поэтической деятельности.
    Алый цвет не цвет стяга, это цвет крови.
    Кровь сорок первого года вопиет из-под земли. Каждый год начинается с 22 июня. Цветы всходят на минных полях. Сединой ветеранов обведены границы. Солдатский шаг мирного времени встраивается в это наше время, диктуя ему ритм — прочный ритм памяти сквозь ералаш псевдобытия.

    От жирной ваксы сапоги стареют.
    У пастухов ржавеют «калаши».
    Ровесники живут. И слезы зреют.
    Ты утирать их, Боже, не спеши.


    Эпилог. Вкус моченой морошки

    На рубеже веков и тысячелетий написано Вихровым стихотворение, в котором пушкинские предсмертные слезы высветляют темную загадку предназначения поэзии. В каждом поколении — как с нуля.
    Потрясающие строки:

    И звездочка к солнцу проложит
                                                          дорожки,
    И Пушкин устало попросит морошки.
    Великое лето любви и вины.
    Кому мы нужны? Никому не нужны.
    Зачем же собрата тревожит поэт?
    Зачатие песни — рожденье на свет.

    А конец света? Отменяется? Не может того быть!
    Ну, тогда откладывается.
    Апокалипсис? Апокалипсис!
    А пока... Так поживем еще?

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог