При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Неизвестный поэт-диссидент

    Неизвестный поэт-диссидент

    Культура
    Февраль 2011

    Об авторе

    Дмитрий Черный

    Дмитрий Владимирович Черный родился в Москве в 1975 году. Окончил МГППУ. Первые стихи были опубликованы в журнале «Вавилон». Автор книг «Выход в город» (1999), «Революционный материал поэмы» (2000), «Поэма-инструкция бойцам революции» (2001), «Поэма столицы» (2008) (лонглист Нацбеста). В журнале «Москва» печатается впервые.

    Алексей Суханов, писавший стихи в 60, 70 и 80-х годах прошлого века, — поэт необычной, детективной судьбы (причем не своей волей). Как фигура Дантеса навсегда связана с именем Пушкина, так и честное имя поэта А.Суханова неотрывно сопровождает мрачное и скрытое имя тоже поэта, ли-тератора другого поколения, фигурирующего в романе Евгении Федоровой, неизвестном в России романе о ГУЛАГе «И время ответит...» под псевдони-мом Ефимов. Видный ученый-географ, имеющий фундаментальные научные труды, поклонник Рериха, Цветаевой и Пастернака и... агент ОГПУ–НКВД–КГБ с 30-х годов! Алексей Суханов — его зять по первой жене.

    Тоже географ, но молодой, полный романтики, оптимистической эстетики 60-х годов, Суханов вошел в дом «Ефимова» конечно же не зная, чем зарабо-тал себе шикарную кооперативную квартиру близ метро «Университет» в ста-линском «академическом» здании этот почтенный, длинноволосый, седой, калмыковатый скулами мэтр. В 60-х он выглядел, конечно, не так, как его опи-сала (по его доносу отправленная на Лубянку) Евгения Федорова: «Обаятель-ный мальчик, почти подросток на вид. Стройный, смуглый, в турецкой крас-ной фесочке с кисточкой, так идущей ему... На крутой, выпуклый лоб выби-лись кудряшки». Этот подросток-поэт был подослан к Евгении, чтобы «до-жать», что и выполнил с невиданным вдохновением. Но об этом роман Федо-ровой, а мы пытаемся сейчас просто создать фон для неизвестной пока в оте-чественной литературе (впрочем, как и роман Федоровой) фигуры Алексея Суханова. Фон мрачный, фон подлый, кромешный — и потому такими яркими выглядят голубые глаза Алексея Суханова на одной из немногих имеющихся в его архиве черно-белых фотографий. Простое, веселое русское лицо с не-сколько грубой, упрямой (что постоянно подчеркивал в шаржах на себя Алек-сей) линией широкого носа.
    Прямой в поэзии, в убеждениях и в любви, студент географического фа-культета МГУ Суханов выгодно выделяется на фоне Ефимова. Тот стал, имея самую надежную «крышу», чуть ли не академиком, ездил по заграничным конференциям и симпозиумам, выпускал монографии, выпустил сборник сти-хов... А Алексей, его зять, ничего не подозревая об истинном, стукаческом призвании и работе хозяина дома, не дослужился ни до каких ученых степе-ней, так и жил простым геологом, путешественником, профессиональным странником по необъятной родине и не издал при жизни ни одного стихотво-рения... Убеждения Алексея складывались самым передовым по тем меркам образом — то есть к концу 60-х он был уже вполне сложившимся диссиден-том. Не ведшим, правда, никакой подрывной работы — просто размышлявшим в стихах, пронизанных эстетикой одновременно и тогдашнего почвенничества, и западничества местами. Он был подлинным, полноценным воспитанником столичной студенческой среды 60-х и следил за поэтической модой — его ар-хив полон бережных вырезок со стихами мало тогда издававшихся авторов. Однако, находясь долгое время под одной крышей с сексотом Юрием Ефимо-вым, Алексей невольно был той нитью, которая выводила на более маститых диссидентов и сочувствующих антисоветским кругам студентов, аспиран-тов — да мало ли было тогда доверчивых, в силу советской честности своей, настроенных свободо- и правдолюбиво наивных личностей? Все, кто общался с Алексеем, приходил в серый дом близ метро «Университет», попадали в «разработку». Лучшего зятя Ефимову и выдумать нельзя было.
    Вот канва творчества Алексея Суханова, поначалу невидимая, неизвестная ему самому. Воистину, как демиург его судьбы, над ним нависал другой, тоже весьма талантливый поэт Юрий Ефимов — подталкивая зятя все дальше по линии антисоветчины, чтобы получать все новые знакомства с кандидатами для отправки в места не столь отдаленные. Алексей со временем все понял, однако, искренне вовлеченный в среду опасных знакомств, он сам оставался невредим, что со временем навело его на размышления. Неизвестно, что по-служило причиной разрыва Алексея и Ланы (дочери Ефимова). Может быть, и догадки Суханова. Кстати, они прямо прописаны в стихах:
    Он добился всего,
    Предавая друзей,
    И ложится спокойно в кровать
    В сером доме,
    Но где-то один из людей
    Этой ночью не будет спать.
    Этой ночью
    На севере где-то другой
    Вспомнит что-то под серой
    Холодной
    Пургой.
    И о нем будет долго еще
    Вспоминать,
    Тень отбросив
    На чью-то чужую кровать.
    А вот о расставании с женой:
    Что еще сказать тебе,
    След свой заметая?
    На душе морозный день
    И пороша злая.
    Я сейчас уйду к другой,
    Красивей и лучше,
    Был когда-то лес густой,
    А остались сучья.
    Это стихи из самиздатовской, машинописной брошюрки 80-го года при-мерно. К сожалению, год точно не указан Алексеем, но по событиям мы дога-дываемся. Это уже бушует в Польше «Солидарность», науськиваемая Кос-Кором и ЦРУ. Увы, в СССР, в среде Суханова, — одно воодушевление. Они хотят бунтовать вместе с теми, кто уже тогда запустил процесс распада соцла-геря, дискредитацию и сворачивание социализма в Европе. Но что-то и здесь выгодно выделяет поэта Суханова. Да то, что он не жертвует личным ради политики — причем зарубежной... Судите сами, это, видимо, о второй жене:
    Я говорил о плане пятилеток,
    А ты прижалась, стройная,
    К стене,
    Любимая хорошего поэта
    Не пятилеткам предана, а мне...
    Ты говорила, пишут из варшавы,
    Зовут к себе, там бой еще не стих,
    Туда мы выехать теперь имеем право,
    Там нужен стих, хороший злобный стих.
    Любимая,
    И здесь еще он нужен,
    Нам не уехать,
    Плача и скорбя,
    Моим стихом в декабрьскую стужу
    Я буду согревать тебя
    И говорить о плане пятилеток,
    А ты откинешься, прикрыв глаза,
    К стене,
    Любимая хорошего поэта.
    Вторая жена Суханова — действительно красавица, Татьяна. Помните По-лину из «Гостьи из будущего»? Вот такая же модельная внешность, фигура — о ее стройности с таким открытым, ясным вдохновением пишет Алексей не в одном этом стихе. Его стихи 1980 года все начинаются без заглавий, коротки, странно разбиты по строкам: Алексей был под влиянием футуристов в тот пе-риод. Именно в его архиве досталась мне уникальная тетрадка с его апплика-цией вместо состарившейся обложки — журнал «ЛЭФ» 1925 года с первым изданием знаменитой поэмы Маяковского о Ленине.
    Я-то думал, что так писать стихи могли только поэты круга минималиста Некрасова — другие шестидесятники, о которых Суханов, скорее всего, не подозревал. Впрочем, тогда большая часть новаторской поэзии так или иначе оказывалась в диссидентской среде — по крайней мере, при чтении вслух ав-торами... В данной связи нельзя не вспомнить здесь Леонида Губанова, по-скольку поэзия Суханова, формально совершенно непохожая на губановскую и смогистскую вообще, все же содержит какие-то коды своего времени, обра-зы, идеи, настроения — иначе, спокойнее расположенные в строках, но узна-ваемые. Это написано явно раньше цикла стихов 1980 года, по датировке од-ного из стихов — в 1967-м:
    Лежат убитые люди.
    И над ними стоят крестами
    Убитые их иллюзии,
    Абсолютные, как кристаллы.
    Галеры, галеры, галеры
    Старинно плывут и нескоро.
    С берегов наступает холера
    И тяжелые горы.
    Светит мрачно и светит пустынно
    Полнолуние с неба на реку —
    Красноватая твердь опостылеет
    Одинокому человеку.
    Потому что напомнит пожары
    И больную горячку,
    И про то, как орали татары,
    И про то, что в галере не спрячешь
    Ты убогое, хилое тело.
    Тяжелы деревянные весла.
    Не удрать от разбоя, и стрелы
    Ходят смело и остро.
    Подожди, не плыви ты на Каспий.
    Не рискуй ради дочки!
    Ты подвижен — окажешься распят
    И раздавлен, как почка.
    Галеры, галеры, галеры,
    Оставляя вдали поселенья,
    Красотою своей и манерами
    Поселяют волненье.
    И на смену убитым и старым
    Неизменно являются снова
    Облаченные воинским даром
    Земледельцы — по Божьему слову.
    Чтобы плыть за пределы и этим
    Раздвигать их до моря красивого,
    Чтобы самой беспутной на свете
    Расселилась Россия.
    В стихах Суханова — причем уже в конце 60-х, явно прорисовывается тот образ многовековой, а не только советской, электрифицированной России, что возобладал в итоге в среде поэтического слова, чаще называемой почвенниче-ством. Переплыв смутные 90-е в газетных корабликах «День», «Завтра», «Наш современник», «Литературная Россия», этот образ России-твердыни окреп — однако и стал заносчив по отношению к «западникам». Суханов не входил ни в какие поэтические и политические группы, и, если бы его стали нынче де-лить, вышло бы трудное занятие. Однако в его стихах как-то малословно, эко-номно, но очень ясно прописаны и блуждания интеллигенции в дебрях про-шлого (чтобы уйти от застойного настоящего), и очень многое, теперь уже хрестоматийное, но не вполне понятое жителями ХХI столетия. Вот, напри-мер, очень странно озаглавленный стих:
    Размышления у сваво под’езда
    насчет патриотического зуда
    Ах ты! Неведом и незнам!
    Чего! Ты ходишь по домам?
    Своей улыбкою кося,
    О милосердии прося.
    Ей-богу, зря. Ей-богу, зря
    Ты непременен, как заря,
    Бесплотен так же, как она,
    И так же чист. Пойди ты на...
    Куда зовешь? Ты думал, да?
    У нас и дети, и дела.
    О, дух отчизны! Ты — балда.
    Ведь не туда же, не туда...
    Где тяжелее облака,
    Чем стопудовая река,
    И где засохшие поэты
    Долбают наледь у клозета.
    О, дух отчизны, не кричи!
    Ты не младенец — научи,
    Как потихоньку, пядь за пядь,
    Свою свободу воевать.
    И без эксцессов, бога ради,
    Чтоб не убий и не укради
    Залезло в домы и в кровати
    И даже в головы собратьев.
    И без эксцессов, ради бога,
    Чтоб никого вокруг не трогать,
    Чтоб не забрали у порога,
    А то не вымолвить ни слога.
    А то Они стоят стеной.
    О, дух отчизны, ты не ной,
    А научи нас дипломатии,
    Как нас тебе учили матери.
    10–13 ноября 1967
    Тема ареста звучит отчетливо — снова встает тень Ю.К. Ефимова, эти не-минуемые «Они»... Этакая серая нить — тема стукачества — очень часто встречается и в стихах Леонида Губанова, правда, в такой гуще образов, что и не вычленишь. Кстати, на одной из машинописных пожелтевших страниц ар-хива Суханова — поразительно напоминающий губановский рисунок. Как тут не предположить, что они виделись либо что Алексей читал ходившие по ру-кам самиздатовские копии из-под копирки, иногда снабженные фломастерны-ми рисунками Губанова? На рисунке — Гумилев, Цветаева и почти младенец Пушкин. Стих назван длинно:
    На смерть Пушкина, Лермонтова,
    Гумилева, Хлебникова, Есенина,
    Маяковского, Марины Цветаевой,
    Максимилиана Волошина
    Земля твоя изогнута красиво,
    Моя Россия.
    Холмы твои прозрачные привольны,
    Как будто волны.
    В лесах осенних трепетны осины,
    Моя Россия,
    С уснувшим небом говорят неслышным слогом,
    Как будто с Богом.
    И в этом говоре рассеянном, Россия,
    Тебе спасибо,
    Рождаешь ты божественных поэтов.
    И ты воспета.
    Воспеты каждые дороги повороты
    И люди кроткие.
    Воспета каждая в лесу твоем береза
    И чьи-то слезы.
    Но почему-то не живут твои поэты
    В земле воспетой.
    Ты убиваешь их безжалостно и рано —
    И это страшно. И это странно.
    Но почему-то ты строга к их оперенью
    И к их неровному блестящему горенью.
    Но почему-то нет нужды тебе в поэтах —
    Ни в их вопросах, ни в их ответах.
    А в безграничности, столь свойственной для птиц,
    Ты видишь нарушение границ.
    И горбятся высокие сугробы:
    Идет Россия за новым гробом.
    Сама поэтов на земле своей ты множишь!
    Сама в могилу ты звезду свою уложишь!
    Сама поплачешь и леса пошевелишь,
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог