При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    «Пережить чужое как свое»

    «Пережить чужое как свое»

    Культура
    Ноябрь 2020

    Об авторе

    Сергей Федякин

    Cергей Романович Федякин родился в 1954 году в Москве. Окончил Московский авиационный инс­титут и Литературный институт им. А.М. Горького. Кандидат филологических наук, доцент кафед­ры русской литературы XX века Литературного института. Автор книг «Русская литерату­ра конца XIX — начала XX века и эмиграции первой волны: Учебное по­собие для учителей» (1999, со­в­мест­но с П.В. Басинским), «Скря­бин» («ЖЗЛ», 2004), «Мусоргский» («ЖЗЛ», 2009), «Рахманинов» («ЖЗЛ», 2009) и др. Лауреат литературной премии Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского в рамках юбилейного фестиваля «Вера, Надежда, Любовь…» (2005).

    «...В туманный день, когда все предметы сливаются друг с другом в петербургской осенней мгле, я ехал с С.А. Алексеевым (автором книги “Мысль и действительность”) по Гороховой улице на извозчике и был погружен в свои обычные размышления: “Я знаю только то, что имманентно моему сознанию, но моему сознанию имманентны только мои душевные состояния, следовательно, я знаю только свою душевную жизнь”. Я посмотрел перед собою на мглистую улицу, подумал, что нет резких граней между вещами, и вдруг у меня блеснула мысль: “Все имманентно всему”...»

    Что заставило Пиаму Гайденко, для которой это лишь факт философской биографии Николая Лосского, процитировать данный отрывок, когда она решила рассказать о философе? Что заставило тот же фрагмент цитировать (несколько более клочковато) Василия Зеньковского, автора знаменитой «Истории русской философии»? Что, наконец, заставляет читателя «Чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции» именно по этому мимолетному воспоминанию, вкрапившемуся в сухой «метафизический» текст, «пройтись» несколько раз?

    Здесь что-то «внефилософское», что-то живое, трепещущее, изначальное — само мгновение рождения мыслителя. До этой минуты не было ничего своего: каша из чужих мыслей, уверенность в разобщенности разных частей и элементов мира и унылое убеждение: «я» (то есть вообще человек) могу воспринимать и познавать лишь совокупность «моих ощущений и чувств». И в мгновение прилежный мученик философии, переживший искус материализма и еще не перешагнувший ужас солипсизма, вдруг стал самостоятельной величиной.

    Но есть и еще одна особенность этого отрывка. Он поражает тем, что Лосский — через описание тумана, мглистого и серого петербургского воздуха, — дает точный портрет всей своей философии, так же «сливающейся» из разных частей.

    Эта несводимость метафизики Лосского к единому началу («Систему Лосского нельзя... изъяснять, исходя из какого-либо одного корня») сбивала и путала Зеньковского. И он начал приглядываться уже не к самой метафизике, но к ходу мысли философа и, отдав должное всем достоинствам мыслителя, обескураженный, вывел: «Как ни странно, но у Лосского мы не находим каких-либо интуиций (в обычном смысле слова) — а вместо них он предлагает различные гипотетические конструкции, которые прилагает к объяснению тех или других тем». Вместо доверия к интуиции у «интуитивиста» Лосского движение мысли совершается путем опровержения «чужих построений», отчего возникает «печать условности во всех положениях».

    Автор «Чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции», словно предчувствуя такое мнение о самом стиле своего мышления, настаивает на своем: субъект «не конструирует познаваемый предмет», а «интуитивно созерцает»...

    Зеньковский, даже комментируя все тот же процитированный крошечный отрывок-воспоминание, где, казалось бы, нет никакого «опровержения чужих построений», где есть именно вспышка идеи, упорствует: «Все это довольно прозрачно — и типично для Лосского: он ищет разрешения философских проблем, как видим, вовсе не в интуиции, как непосредственно данных ему “созерцаниях”, а в различных конструкциях и построениях. Учение об “имманентности всего всему”... явилось просто “рабочей гипотезой”...»

    Мнение Зеньковского опровергнуть легко: можно постичь идею одним путем и раскрыть ее содержание — совершенно иным (вспомним «видения» Соловьева — и его же многотомное «изложение» этого почти неизъяснимого переживания). Но, как ни странно, замечания Зеньковского, словно бы от противного, заставляют отнестись с недоверием к тому, как объясняет свое «озарение» 1898 года сам Лосский, склонный через сорок лет видеть в своем давнем переживании (петербургский туман, смазанные силуэты предметов) лишь «случайное впечатление», способное «толкнуть мысль на совершенно новые пути».

    Эпитетом «случайное» Лосский снизил суть того, что с ним произошло. «Все имманентно всему», — в первичном зерне философии Лосского (идея «мир един и потому адекватно познаваем», помноженная на идею «проницаемой», «открытой» монады) проявились сущностные свойства его «я».

    Когда старший коллега, профессор Петербургского университета Введенский, шутки ради вводил в экзаменационную программу пункт «Заблуждения приват-доцента Лосского», а незлобивый приват-доцент с редким благодушием выслушивал разъяснения студента о его, приват-доцента, заблуждениях, в молодом Лосском жил тот же мыслитель, который много позже скажет: «Мы можем проникать в самый чуждый нам склад душевной жизни и усматривать его внутреннюю органическую связность не хуже, чем связность своей собственной жизни...» В Лосском нет «ясной, как солнце», гениальности (как у Флоренского), нет и скрытой от чужих глаз, тайной гениальности (как у Флоровского). Но в нем есть ценнейшее — особенно для нынешних времен — качество: воспринять и пережить чужое как свое. Не потому ль, двигаясь в познании через интуицию, он излагает добытое так, как этого хочет чужое, читательское сознание, — через «критику»? И не потому ль под видом критики он дает «выправление» неточных чужих интуиций (как «выправил» Лейбница, В.Соловьева, своего учителя Козлова)? Не потому ль к этому мимолетному петербургскому воспоминанию, вкрапленному в текст философской работы, хочется возвращаться снова и снова, что здесь — начало этого стремления все, что за пределами моего «я», вобрать в себя, ввести внутрь своей души и мысли?

    Лошади шли медленно. Он забыл о присутствии друга — настолько был поглощен неразрешимой проблемой. В сером тумане проплывали тусклые пятна фонарных огней и размытые контуры домов. И вдруг он ощутил эту мистическую связь с миром (не разрозненным, но «органическим целым»). На мгновение он почувствовал себя монадой. Не той, лейбницевской, «без окон», а другой, «лосской», «проницаемой» монадой, открытой навстречу миру, всем его «частям», другим «населяющим» его монадам. И признание через сорок лет: «С тех пор идея всепроникающего мирового единства стала руководящей моей мыслью».

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог