Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Русский Христос Юрия Кузнецова
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Русский Христос Юрия Кузнецова

    Русский Христос Юрия Кузнецова

    Культура
    Июль 2021

    Об авторе

    Александр Балтин

    Александр Львович Балтин родился в 1967 году в Москве. 
    Впервые опубликовался как поэт в 1996 году в журнале «Литературное обозрение», как прозаик — в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик — в 2016 году в газете «Литературная Россия».
    Автор 84 книг (включая Собрание сочинений в пяти томах) и свыше 2000 публикаций в более чем 150 изданиях России, Украины, Белоруссии, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Испании, Чехии, Германии, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США.
    Лауреат и победитель многочисленных конкурсов, проводимых в России и за рубежом.
    Член Союза писателей Москвы

    К 80-летию со дня рождения Юрия Кузнецова
     

    Глобальность задачи, поставленной Кузнецовым, вероятно, не может иметь однозначного решения: ибо поэт взялся стихом, организованным в поэмы, осмыслить путь Христа, истолковать самое значимое событие в истории человечества.

    Само пребывание сознания в этом силовом поле есть область риска: можно уйти так далеко, что возвращение станет условным.

    Тем не менее толкование Юрием Кузнецовым величия огненных столпов событийной силы изначально окрашено собственным участием в грандиозной мистерии, в чем нет ничего предосудительного: каждый задумывающийся в определенной степени становится частью вселенского явления и вселенской катастрофы распятия.

    Памятью детства навеяна эта поэма.
    Встань и сияй надо мною, звезда
                                                     Вифлеема!
    Знаменьем крестным окстил
                                            я бумагу. Пора!
    Бездна прозрачна. Нечистые, прочь
                                                           от пера!

    Нечистых, разумеется, много. О, в нашей жизни они повсюду: хоть в бизнесе, жадно готовом прибрать к рукам все, не должное ему принадлежать, хоть в поэзии, где количество пустых экспериментаторов и шутов гороховых, объявленных маяками, чрезмерно.

    Прозрачная словесная ткань поэмы словно наброшена на события двухтысячелетней давности, восстанавливаемые кропотливо и с такой любовью, что не удается усомниться: для поэта путь Христа — тема тем.

    Мы словно вступаем с поэтом в недра вифлеемские, чтобы кожей сердца — или сердцевиной души — почувствовать огонь и весть времен:

    Час Назарета склонился в почтенной
                                                              печали.
    Помер старейшина — плотнику гроб
                                                          заказали.
    Только Иосиф лесину во двор
                                                            заволок,
    Ангел явился и молвил: — Исход
                                                       недалек! —
    Плотник с бревном, дева
                       с милостью — так и бежали.
    Груди Марии, как в мареве горы,
                                                           дрожали.
    И наконец под звезду Вифлеема
                                                               вошли,
    Но в Вифлееме приюта нигде
                                                         не нашли.

    Кузнецов сознательно, вероятно, избегает сложной метафорики, следя за течением прозрачности повествовательного стиха; он уходит от ярких эпитетов, чтобы не застили сути, и пользуется только простыми, как работа плотника, рифмами.

    Он концентрируется на главном: духовной силе Христа.

    Он точно провидит: для нас, сегодняшних, важно то, что мы можем применить к себе: из арсенала Христовых речений и притч, из образов, данных Его жизнью.

    Вместе с тем это, что и понятно, очень русский Христос, словно путь Его совершался в пределах родной нам, мучительно жившей все века земли, и колыбельная, какую напевает мать, именно от русских колыбельных над зыбкой младенца:

    Солнце село за горою,
    Мгла объяла все кругом.
    Спи спокойно. Бог с тобою.
    Не тревожься ни о ком.
    Я о вере, о надежде,
    О любви тебе спою.
    Солнце встанет, как и прежде.
    Баю-баюшки-баю.

    И чудеса, происходящие внутри стиха, тоже слишком русские, будь то Египет или странный странник:

    Ратные люди играют огнем и мечом.
    Мирное детство играет
                                           веселым мячом.
    Дети мячом запустили в Христово
                                                           оконце,
    Он поглядел и увидел, что мяч —
                                                    это солнце.

    Тайну Христа не разгадать стихом, не просветить лучами инакой мудрости; евангельские тексты темны сквозь простоту и подлежат многим толкованиям, часто запутывающим суть корнями ложных посылов; сердцевинный для человечества образ Христа сконцентрирован в сердце каждого поэта, и едва ли можно утверждать, что в русских сердцах он особенно горяч; но дерзновение Юрия Кузнецова — давшего мощный свод, идущий и от древнего, не ветшающего «Слова...», и от былин-старин, и от старообрядческой традиции — завораживает, как поражает многое в отдельных частях поэмы, как удивляет повествовательная ее стройность — без провисаний, лакун, словесных срывов и оскользов; и думается, справедливая оценка поэм — дело далекого будущего, которое должно отличаться от сегодняшнего мелкого, иссуетившегося времени, где Христос и деньги-комфорт-карьера давно — искусно и искусственно — подвергнуты дьявольской рокировке...
     

    * * *

    Юрий Кузнецов рассматривал реальность через две призмы: лирического взрыва и метафизического осмысления; и надрывные, криком рвущие пространство стихи об отце не исключают момента постижения всеобщей тайны: зачем все так устроено?

    Что на могиле мне твоей сказать?
    Что не имел ты права умирать?
    Оставил нас одних на целом свете,
    Взгляни на мать — она
                                      сплошной рубец.
    Такую рану видит даже ветер,
    На эту боль нет старости, отец!

    И мать, обращенная в рубец боли, и боль, не имеющая возможности постареть, — реалии, учитывая их мощь, чуть ли не от ветхозаветного словаря — как знать, может быть, и давшего возможность существовать мировой поэзии...

    И ярый крик, завершающий стихотворение, обрывается холодной пустотой... за какой вдруг мерцает метафизически: неправда! Именно отец принес счастье: жить.

    Поскольку жизнь есть столь щедрый дар, что оправдывает все лихолетья, муки, горести, и существование стихов, совершенно исполненных и вибрирующих многими смыслами, подтверждает это.

    А вот отец — идущий через минное поле солдат, идущий, живой, целостный, невредимый, превращающийся в следующий миг в дым...

    Шел отец, шел отец невредим
    Через минное поле.
    Превратился в клубящийся дым —
    Ни могилы, ни боли.

    Вероятно, тема отцовства основополагающая в мире; без нее и мир бы не состоялся, но многие завихрения боли и мысли, связанные с этой темой, делают ее не столь простой и ясной, как хотелось бы...

    Желание расшифровать свои корни равносильно попытке понять загадку отца.

    Большие исторические катаклизмы превращают людей в заурядную плазму, оптом лишая их жизней; стихи Юрия Кузнецова о войне даны под острым углом осознания общей трагедии через частную боль.

    А не было бы боли — не было бы и победы.
     

    * * *

    В начале первой части своей монолитной поэмы о Христе Кузнецов, декларируя: «Бездна прозрачна», — определяет во многом сущность своего творческого метода: заглядывание в бездну, прорыв в необычайное через волшебное собирание слов.

    Все пошатнулось, а может, идет
                                                       напролом
    В рваном и вечном тумане меж злом
                                                     и добром...

    Туман рван в не большей степени, чем может из прорех выглянуть та или иная маска, неведомая сущность, но если речь идет о нечисти, то, впечатанная в строки поэта, как в смолу, едва ли она когда высунет нос из них и уж тем более не решится на кошмарные шалости.

    Кузнецов творил свой сказ с самого начала своей поэтической биографии, понимая, сколь опасна реальность познания, и осознавая, что другой у нас нет:

    И улыбка познанья играла
    На счастливом лице дурака.

    Так завершается «Атомная сказка», ибо любое проникновение внутрь запретного чревато (для поэта в том числе), ибо любой прорыв в запредельность двойственен: будучи ступенькой прогресса, он отбирает нечто важное, обедняя душу.

    А поэзия может апеллировать только к душе, иные, вспомогательные ее возможности малоинтересны.

    Мелкость мухи предстает огромной, если учесть, как она способна задеть мистическую струну — сознания или пространства?

    Смертный стон разбудил тишину —
    Это муха задела струну,
    Если верить досужему слуху.
    — Все не то, — говорю, — и не так. —
    И поймал в молодецкий кулак
    Со двора залетевшую муху.

    О! Муха в сознании разрастется до символа, до существа, способного барахтаться во Млечном Пути, чья огромность коррелирует с его же таинственностью; и тайна творимого Кузнецовым сказа-мифа щедро проступит словами, никогда не раскрываясь до конца.

    Концентрация смысла поэзии в трех словах блестяще дана у Кузнецова:

    Серебристая трещина мысли, —

    ибо только подобная трещина может объяснять суть пространства и времени, насколько вообще уместны будут объяснения.

    Каталог невероятного — вот как стоит обозначить сумму стихотворений и тем более поэм Кузнецова; каталог сложный, разветвленный, рассчитанный скорее на потомков, чем на современников, и, будучи снабжены всеми достоинствами, какими обладает поэзия, стихи его, переливаясь серебром и перлами мыслей, выстраивая собственную систему, играющую то древлерусскими яхонтами, то новозаветным алмазным блеском, мощно вмещены в действительность, ныне столь равнодушную к поэзии вообще.
     

    * * *

    Думается, Юрий Кузнецов одолел высочайший пик, создав свои евангельские поэмы, проследив путь Христа — вполне уже русского Христа — в дебрях дремучих лет: от корней жизненного, плотского начала до финала, раскрытого в бесконечность, преображающего мир.

    Поэмы — концентрация кристаллов его поэзии, в них мерцают, иногда кажется, отдельные стихотворения, суммируясь, выстраиваясь в грандиозные панорамы...

    Но движение стихов Кузнецова к этой громаде было логично: постепенно, поэтапно...

    Так, в «Атомной сказке» тело лягушки, наименованное «царским», подвергнутое пытке-эксперименту, — словно звучит живая укоризна многим нелепицам человеческого пути. Мол, можно иначе, без глупой улыбки якобы познанья на «счастливом лице дурака»...

    А вот муха, врывающаяся в реальность или взрывающая ее:

    — Отпусти, — зазвенела она, —
    Я летала во все времена,
    Я всегда что-нибудь задевала.
    Я у дремлющей Парки в руках
    Нить твою задевала впотьмах,
    И она смертный стон издавала.

    Муха — мелочь бытия с точки зрения человека — превращается в грандиозный символ соприкосновения всего, общей сопричастности чуду, если угодно. Или — открывает ту меру всеобщности, о которой писал старый русский философ Федоров.

    Я барахталась в Млечном Пути,
    Зависала в окольной сети,
    Я сновала по нимбу святого,
    Я по спящей царевне ползла
    И из раны славянской пила...
    — Повтори, — говорю, — это слово!

    Вот так через малое просвечивает великое, неистовое, соединяющее такие противоречивые данности.

    И малое, увеличенное поэтом до глобальных обобщений, причудливо играет смыслами, поражая читательское воображение.

    О, в стихах Кузнецова много величественного (часто рассмотренного через простоту момента), тут битвы звезд и неизвестные боги, тут клубящийся поток необычных образов, и если и мелькает ретивая нечисть, то плотно она впечатана в смолу строки или строфы, точно заговорена, не вырвется.

    Но величие лучше:

    Битва звезд, поединок теней
    В голубых океанских глубинах.
    Наливаются кровью моей
    Вечный снег и следы на вершинах.

    Но предчувствием древней беды
    Я ни с кем не могу поделиться.
    На мои и чужие следы
    Опадают зеленые листья.

    Листья лет мерцают в глубине таинственного поэтического повествования, слагающегося в современный эпос.

    Лаборатория Юрия Кузнецова совмещалась с чудесной кузницей, из которой, пройдя проверку в лаборатории, выходили чудесные изделия стихов, озаряющие пространство тайной и величием поэтического дела поэта.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог