Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. «С этой верою жить мне не страшно...»
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    «С этой верою жить мне не страшно...»

    «С этой верою жить мне не страшно...»

    Культура
    Март 2018

    Об авторе

    Татьяна НЕРЕТИНА

    Татьяна Александровна Неретина родилась в Москве. Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
    Работает редактором в журнале «Москва».

    Недавно издательство «У Никитских ворот» в серии «Академия поэзии. Поэтическая библиотека России» выпустило книгу стихов Марины Котовой «Сквозь вещий шум дубрав».

    Наталья Егорова в предварительной статье характеризует Марину Котову как «одного из самых ярких и значительных поэтов, работающих сегодня в русской литературе». И это действительно так. Своими стихами М.Котова продолжает линию развития классической русской поэзии в лучших ее образцах, представленных М.Лермонтовым, Ф.Тютчевым, И.Буниным, C.Есениным, П.Васильевым, Н.Рубцовым. Главное в ее стихах — глубинное ощущение своей русскости, неразрывной связи с родной землей, ее историей, народом, характер которого во многом был сформирован вольным духом бескрайних равнин и могучих лесов (о чем очень хорошо сказано в статье Н.Егоровой). Но ко всему этому следует добавить еще несколько существенных, на наш взгляд, замечаний. Прежде всего следует сказать, что в новом сборнике стихов М.Котова раскрывается как гражданский поэт, понимающий свою миссию как служение России и ее народу. В этой связи книга М.Котовой становится довольно интересным явлением. Поэт, создавший множество замечательных стихов-прозрений о жизни души, ее порывах к прекрасному и к вселенской гармонии, заговорил о вопросах общественных, волнующих всех нас.

    Открывает книгу примечательное стихотворение, в котором М.Котова описывает состояние современного мира, как она его видит и понимает:

    Как лес, источенный угрюмым
                                                         короедом,

    Больной и чахлый, с сердцевиною
                                                             гнилой,

    Мир, вынесший тысячелетий беды,

    Сегодня рушится, становится трухой.

    Все сдвинулось, горят костры
                                                           кочевий.

    Бегут, стреляют, подрывают, жгут.

    Лениво ждут обильной пищи черви,

    И тянет сладким смрадом новых
                                                                  смут.

    Зияют реки черной рваной раной,

    Срывают вихри почв отравленный
                                                             покров,

    Трещит кора земная, копят гнев
                                                           вулканы,

    Не влагу облака несут, а кровь.

    Но зачумленным все прикол да лажа.

    И день и ночь, пресытившись игрой,

    Дикарь гигантским пальцем тычет
                                                           в гаджет,

    Ждет откровений ленты новостной.

    И страшно жить средь общего
                                                             распада,

    И как представишь, прошибает пот:

    Чернорабочих ангелов бригада

    В спецовках грубых только знака
                                                                  ждет.

    Повырубят, сожгут — следа
                                                   не сыщешь —

    С нездешней яростью в пылающих
                                                                   очах,

    Чтоб новое взросло на черном
                                                         пепелище,

    Как на горельниках кровавый
                                                          иван-чай.

    27 октября 2015

    Это ощущение близящегося краха, переустройства мира, социальной катастрофы заставляет автора пристально всматриваться в окружающее, чтобы понять дух времени.

    Душевное состояние современников, пожалуй, более всего беспокоит поэта. Притупленность реакций, безотчетность действий, дремотность сознания хорошо обрисованы в стихотворении «Спит черный люд в электричке рабочей...». Здесь «никто не возропщет», хоть в вагоне и «душно и смрадно», «дремлет сознание в коконе ватном».

    В стихотворении «Шпиль Ярославского призрачен в мороси...» дано точное определение этих бесчувственных масс — «человеческий жмых», «выжатый, вымотанный, одурманенный», мечтающий «только б до места скорее добраться, / Плюхнуться, шлепнуться, тяжко осесть». «Движутся толпы без лиц и без голоса, / Встроены в ритм привокзального космоса, / Зельем нечувствия опоены». Ничто не отзывается в них при виде «поруганной новейшим печенегом», «запроданной» земли за окном поезда: «Молча, привыкшая к рабству и горю, / Смотрит истерзанная земля».

    Закономерно, что стремление к быстрому обогащению, подражание чужому образу жизни, поклонение золотому тельцу привело не только к эмоциональной глухоте, черствости сердец, но и к настоящему безумию — братоубийственной войне. Эгоизм и самоволие — также характерные черты современника.

    Мир обезумел. Брат идет на брата.

    Родная кровь теснит родную кровь.

    И ради чего был разрушен создававшийся нашими отцами и дедами мир? Сочны и ироничны социальные зарисовки с натуры:

    Орут в лицо рекламные щиты,

    Бросаются собаками цепными.

    В витринах манекены восковые

    И те нездешней злобой налиты.

    «Москва». 2008

    В этом обезумевшем мире, где «брат восстает на брата», «жалеть ли тварь, коль тонет мир в крови?» (этой теме в сборнике посвящен целый раздел под тем же названием). Что тут говорить о любви к земле, о жалости к зверям и птицам, когда мы не воспринимаем уже саму войну и гибель наших собратьев в Донбассе. Тем не менее поэт утверждает:

    Но Русь жива, жива Святая Русь

    Под темной кровоточащей коростой.

    .........................................................................

    В чьей памяти калиновы мосты

    Из сказок слиты с песней о приволье,

    Расслышит звук призывный
                                              колокольный —

    Так бьется сердце русское Москвы.

    «Москва». 2008

    Хранители Руси по-прежнему на страже. Это и блаженная Ксения Петербуржская, утешительница: «ты здесь, живая, ходишь между нами», и Сергий Радонежский

    ...в валенках, в метельной тьме
                                                      кромешной

    Бежит на плач спасать нас, дураков...

    «Русь»,

    и святой Георгий «объезжает шагом Москву небесную по склонам облаков», и сама Матерь Божия, простирающая свой плат над русским небом:

    Но я верю в тебя. С этой верою жить
                                             мне не страшно.

    И пока не иссякла в нас память,
                                                   до этой поры

    Есть защита у нас — все небесное
                                             воинство наше...

    Белый плат Богородицы русскую
                                              землю накрыл...

    2005

    Вообще, все пространство русского пейзажа у М.Котовой одухотворено. В ее стихах земля, травы, реки, лес, небо, звезды — все живет и дышит. Здесь явственна связь с философской лирикой Тютчева, у которого природа также одухотворена и вызывает размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.

    Прообраз нашего — нездешний
                                                       дышит мир

    И с лунным светом входит в наши
                                                               мысли.

    Лишь изредка, воздушный слой
                                                              пробив,

    К нам забегают огненные лисы.

    В их лес таинственный, как в дивные
                                                                  сады,

    Воротимся ль, чтоб вновь поднять
                                                         соцветья?

    И зверобоем ярко-золотым

    Пылают радостно высокие созвездья.

    2013

    Все это единый цветущий организм, дивный Божий мир, напитанный Его вечным светом. И красота — его сущностная черта. Всюду присутствие красоты говорит о присутствии Создателя, его любви и милости к своему творению. Именно так понимает М.Котова эту категорию и буквально прозревает красоту божественного замысла не только в пейзаже, природе, но и в самых естественных, повседневных вещах: в запахе буханки ржаного хлеба с прилипшим лепестком вишни, в занятиях рыбаков, развешивающих для просушки сети, в убогом быте таджикского барака:

    Но виден свет. Быт обнажен убогий.

    Вон кот, вон девочка сидит меж двух
                                                              старух.

    Окно горит. Метет крупой с дороги.

    И здесь житье, и тоже дышит дух.

    «На пустыре, где рос бурьян
    угрюмый
    ...», 2015

    Весь мир предстает в стихах М.Котовой одним большим храмом, в котором каждое дыхание Господа хвалит. Многие стихотворения сборника сродни фетовскому восторженному восприятию чуда жизни, его стремлению запечатлеть в слове невыразимое, прекрасные мгновения бытия природы.

    Сравнения и метафоры, описывающие процесс постижения Творения через создание стихов, также заставляют вспомнить Фета: «Как беден наш язык! Хочу и не могу...»:

    И представлялся мне родной язык

    Шумящей глухо дебрей
                                                   непролазной.

    И опасаюсь лишний раз вздохнуть,

    Чтоб чудо не спугнуть к досаде
                                                               вящей.

    А Слово открывается как Путь,

    Как просека в густой еловой чаще.

    «Нет для меня загадочней минут...», 2005

    Природа в стихах М.Котовой по контрасту с неустроенным миром вечно враждующего человека несет в себе светлое, жизнеутверждающее, врачующее душу, примиряющее начало. Это вообще сквозной мотив лирики М.Котовой. Она находит счастье в слиянии с природой, в естественном следовании и подчинении своей жизни всеобщим законам бытия, в ощущении себя органичной частью творения, в умении воспринимать гармонию и красоту мира и воспевать ее. Причем в ее трактовке любой человек, обустраивающий свою жизнь, будь он плотник, или рыбак, или воин — защитник родной земли, или строитель храма («Дмитриевский собор»), одухотворяющий и украшающий своим трудом землю, — каждый из них поэт в своем роде, каждый вносит посильную лепту в преображение мира:

    ...Пахнут доски смолой, всюду груды
                                         кудрявых опилок.

    И вчерашним дождем налиты
                                       на дорожках следы.

    И небесный строитель, на облачных
                                              стоя стропилах,

    Смотрит в сердце мое через толщу
                                              небесной воды.

    «Дремлют карпы в прогретой воде...», 2005

    Прекрасные пейзажные зарисовки становятся прологом к размышлению о том, что было, есть и будет на этой земле. При созерцании неизменного на протяжении многих веков пейзажа перед внутренним взором поэта возникают образы далекого исторического прошлого. История входит в ткань стиха органично, без излишнего надрыва, и растворяется в нем, углубляя смысл пейзажных зарисовок до высокого поэтического и философского обобщения, выводящего на широкий духовный простор:

    Желтый берег дик,

    Не птицы — время в нем пробило
                                                               норы...

    И в эти временные норы поэт проскальзывает своим духовным видением и воскрешает в памяти современников героические фигуры славного исторического прошлого Руси. Лирика приобретает свойства высокого гражданского служения поэта, осознающего себя частицей великого народа, пребывающего нынче в растерянности, потерявшего ориентиры, с надеждой поглядывающего то в сторону Запада, то в восточном направлении, забыв, что русские всегда были сильны собственным умом. Историзм мышления поэта проявляется и в выстраиваемых ею параллелях и сравнениях, характерных для ситуации становления русского государства в прошлом и настоящем.

    «Как перед Богом, пред равниной русской» — так называется первый раздел книги, посвященный былинным временам, походам Святослава, освободившим Русь от хазарской и византийской опеки, мести Ольги древлянам за погубленного мужа, князя Игоря. Однако история здесь вспоминается не ради красного словца, но как урок, предупреждение живым: «Мы хотим или нет, все равно нам придется сразиться».

    Мы родные с тобой, мы потомки
                                            твои, Святослав!

    Та же русская кровь, жарко-алая
                                   кровь в наших жилах,

    Та же тяга к простору и шуму
                                              зеленых дубрав,

    Что сказанья хранят про славянскую
                                                   гордую силу.

    Святослав, 2014

    Но главное, что открывается не сразу, а лишь по прочтении книги, — это цельность поэтического мировосприятия, масштаб видения М.Котовой человека как части единого, одухотворенного мира во всем его пространственном и временном измерении, в котором все подчинено единому закону творения и находится в нерасторжимой всеобщей связи. Вся природа живет и дышит, отдает любовь и тепло, и лишь человек, не зная конечной цели своего бытия и в поисках какой-то лучшей доли, не может жить в гармонии с этим миром. Он вечно бунтует, готовый поверить любому зазывале в сказочный мир всеобщего благоденствия, и вечно воюет, разрушая даже то, что создал сам, теряя завоеванное предками.

    Показательно в этом отношении стихотворение «Москва. Расширение пространства»:

    Каленым железом Москву выжигает
                                                                 закат.

    Какие пространства! Небесные
                                               стынут отроги.

    Сверкающий серп, тяжкий молот
                                             сжимая в руках,

    Шагают по гребням слепящим
                                               советские боги.

    Над ВДНХ, проржавевшим
                                         стальным колесом

    Сансары российской, над чадом
                                       и воем всегдашним

    Громады проспекта, над рвущейся
                                             ввысь напролом

    Обернутой светом рекламным Останкинской башней.

    О, как широко, как свободно шагают
                                                                    они!

    За ними тучнеют стада и поля
                                                        колосятся,

    Космическим ветром земные сдувает
                                                                   огни,

    Кричат кумачи про всеобщее счастье
                                                       и братство!

    Вот-вот и очнутся, и глянут, прозрев
                                                    в тот же миг,

    Железные боги, внезапный
                                     почувствовав холод,

    На мир бета-версий, фастфуда,
                                               убогоньких игр

    С размаху, не дрогнув, тяжелый
                                         опустится молот...

    2016

    «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает... Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело», — писал Л.Н. Толстой. Присутствие этого огня явственно ощутимо в стихах М.Котовой, которые производят сильное впечатление на читателя и вряд ли оставят его равнодушным. Хочется пожелать ей дальнейших творческих успехов и достижения новых поэтических вершин.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог