При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Счастье бренное-бренное... Поэтическое обозрение журнала «Москва» (№ 11. 2023)

    Счастье бренное-бренное... Поэтическое обозрение журнала «Москва» (№ 11. 2023)

    Культура
    Февраль 2024

    Об авторе

    Александр Балтин

    Александр Львович Балтин родился в 1967 году в Москве. 
    Впервые опубликовался как поэт в 1996 году в журнале «Литературное обозрение», как прозаик — в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик — в 2016 году в газете «Литературная Россия».
    Автор 84 книг (включая Собрание сочинений в пяти томах) и свыше 2000 публикаций в более чем 150 изданиях России, Украины, Белоруссии, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Испании, Чехии, Германии, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США.
    Лауреат и победитель многочисленных конкурсов, проводимых в России и за рубежом.
    Член Союза писателей Москвы

    Поэтическое обозрение журнала «Москва» (№ 11. 2023)

    Бесконечно разнообразная, своеобразно пахучая, умиротворяющая и дарующая радость специфического движения зима раскрывается по-своему в созвучиях каждого поэта, и картины, что нарисованы Ольгой Качановой, достаточно впечатляют:

    Какая странная погода,

    Какая странная зима...

    Дома плывут, как пароходы,

    И пароходы — как дома.

    И отличаются немногим

    Иллюминатор и окно,

    В них чувства дома и дороги

    Соединяются в одно.

    Впрочем, и метафизика здесь вспыхивает ярко и ясно: вровень с необычностью увиденного — ведь окно, превращенное в иллюминатор, соответствует изменению движения, в котором, как известно, жизнь.

    Из сердцевины сердца, из потаенной глубины идут созвучия, посвященные маме:

    Бедное мое сердце

    плачет о тебе, мама.

    Вот уже и солнце село,

    только мне дня мало.

    Мало мне ночи душной,

    год прошел — а мне мало...

    Я прижмусь щекой к подушке,

    вышитой тобой, мама.

    Здесь искренность приобретает окрас трагедии, и нежное вращение стиха клубится дымчато, вливаясь в океаны человеческого горя, за которыми — так хочется верить — открываются бездны света.

    Поэзией Качановой открывается ноябрьский номер «Москвы».

    «Счастье бренное» — знаковое название подборки Кристины Крюковой, и то, как нарисован образ-остров счастья, составленный из мечтаний и конкретики, отливает янтарным уютом:

    Я мечтаю: отельчик маленький,

    Снегом улочки занесены,

    Зимний вечер,
                               диванчик старенький,

    Никого вокруг, только мы.

    И глотать эту новь бездонную:

    Даугавы, залива, огней,

    Где-то бодрую, где-то сонную

    Меланхолию рижских дней.

    Счастье — вершина человеческих устремлений, и ведь не так уж разнообразно оно: самореализация, положенная в основу оного, трактуется вовсе не столь многими полюсами.

    Крюкова размышляет:

    Счастье бренное-бренное

    Проливалось, как сок.

    Время пенное-пенное

    Уходило в песок.

    И дышать — не дышать

    Мне на этом пути,

    И бежать — не бежать,

    И идти — не идти.

    Небо синее-синее

    Над моей головой,

    И белесую линию

    Выдыхает прибой.

    И пейзаж порой соответствует счастью — бренному-пенному-тленному... всякому, хоть и с одним стержнем.

    Картины от обратного, рисуемые словом Михаила Попова, свидетельствуют о специфике метафизического восприятия мира поэтом и прозаиком:

    Ужасное несчастье —
                                            справедливость,

    Аж нагоняет на меня сонливость,

    И все живут по Библии вокруг,

    Нет богатеев, даже нищих нету,

    И, сколько ни ходи по белу свету,

    Ничто тебя не возмутит, мой друг.

    «Утопия» стихотворения, постепенно превращаемая в антиутопию, по мере развития вспыхивает огнями авторской мысли, заставляя работать читательскую на повышенных оборотах.

    Интересно обращаются в поэзию воспоминания — обращаются, используя градус мысли, раскалывающий историю, чтобы добыть код оной:

    Помнишь, дружище, уроки антички,

    Когда в институт мы брели
                                                   по привычке,

    При всякой войне и при всякой
                                                               погоде,

    И каменный смех золотой
                                                       Тахо-Годи!

    При всей своей лени, при всей
                                                     своей стуже

    Россия имела античностью ту же

    Эпоху, что древние римляне, греки.

    Отсюда пошли все на свете огрехи.

    Вновь возникает тема счастья — в данном случае в поэзии Владимира Теплякова:

    Счастливый миг
                         как драгоценный камень:

    темна его искрящаяся суть.

    Потрогай счастье голыми руками —

    и будешь до конца на пальцы дуть...

    И то, что искрящаяся суть оказывается темной, свидетельствует о зыбкости феномена человеческих перспектив.

    Интересно — со своеобразием юмора — работает мысль поэта, крепко связанная со звукописью, игра которой подчеркивает важность говоримого:

    Губам труднее стать устами.

    Белеть устали паруса.

    Нет сил парить под небесами —

    Пегасы требуют овса.

    В ноябрьском номере «Москвы» представлена поэзия разная, напитанная и насыщенная индивидуальностью судеб и голосов, но всегда ее определяет подлинность — звука, чувства, мысли...

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог