При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Культура
    Знаменитые москвичи. Иван Цветков и его галерея

    Знаменитые москвичи. Иван Цветков и его галерея

    Культура
    Июнь 2014

    Об авторе

    Олег Торчинский

    Олег Павлович Торчинский родился в 1937 году. Журналист, искусст-вовед. Окончил два факультета МГУ: журналистики и исторический (отделение искусствоведения), что помогло ему выбрать свою главную тему: культура и искусство.
    Почти 30 лет был сотрудником Агентства печати «Новости» (АПН). В течение ряда лет работал по направлению АПН в Индии.
    Автор статей по вопросам искусства в газетах и журналах и моно-графических альбомов о современных художниках. Книги и альбомы со статьями О.П. Торчинского изданы, помимо России, в Финляндии, Индии, Гонконге. Одна из них, «Россия», краткий обзор истории и культуры Рос-сии, включена в фонд Библиотеки Конгресса США.

    Кто такой П.М. Третьяков, знают все: создатель знаменитой галереи национального искусства, которой гордится не только Москва, но и вся Россия. Не забыты имена и других московских меценатов былых времен, собирателей искусства — Остроухов, Морозовы, Щукин. А вот имени Цветкова сегодня не помнит никто, хотя во времена оные оно стояло в одном ряду с вышеупомянутыми. И была в Москве галерея — Цветковская.

    Иван Евменьевич Цветков (1845–1917), сын бедного священника из крохотного села Симбирской губернии, был типичным российским самородком, упорством, способностями (особенно математическими), нахрапистостью сумевшим с самых низов социальной лестницы выбиться наверх и стать человеком уважаемым (занимал ряд крупных должностей в банках) и очень богатым. Он был очень экономен, а попросту говоря, скуп, как человек, долго живший впроголодь и привыкший считать каждую копейку. Но настало время, когда в жизнь этого рассудительного господина вошла страсть к искусству.

    Сам Цветков точно помнил эту дату. В 1871 году, будучи студентом Мос­ковского университета, он однажды попал в Голицынский музей (частное собрание князей Голицыных) и впервые увидел большое собрание шедевров искусства. Позже он вспоминал: «Они были для меня откровением... дали мне новое неведомое наслаждение и новый интерес к жизни». Цветков стал посещать московские музеи, во время поездки в Европу в качестве репетитора сына князя Гагарина побывал в музеях Берлина, Вены, Берна. А в 1874 году познакомился с коллекцией П.М. Третьякова, впервые открытой для публики. «Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой», — вспоминал позже Цветков. Он уже твердо решил посвятить себя коллекционированию искусства. И нашел, говоря современным языком, свою «нишу»: стал собирать не столько полотна, сколько графику — рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников. К тому времени он был уже хорошо знаком с П.В. Третьяковым и нередко прибегал к его компетентным советам. К 1898 году коллекция Цветкова уже не умещалась в маленьком домике в Кривоарбатском переулке, и он решил строить для нее новый дом.

    Осенью 1898 года И.Е. Цветков приобрел за 14 тысяч рублей «пустопорожнее место» на Пречистенской набережной Москвы-реки, сам составил план будущего дома, с точным расположением комнат, а по поводу проекта обратился к В.М. Васнецову, не только знаменитому художнику, но и прекрасному архитектору, основателю особой линии в русской архитектуре стиля модерн — так называемого неорусского, использовавшего традиции древнерусского и народного зодчества (жемчужины его — фасад Третьяковской галереи, нынешний Дом-музей В.М. Васнецова, церковь в Абрамцеве). Васнецов подошел к делу очень ответственно и с любовью, столяры дважды делали маленькие макеты здания. В течение двух лет Васнецов следил за строительством, сам выполнил эскизы всех четырех фасадов, изразцов, раскраски. Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году Пречистенскую набережную Москвы-реки украсил сказочный красно-белый терем (ныне № 29). Вот как описала его писательница и публицистка Н.Нордман-Северова (жена И.Е. Репина):

    «Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. Н.Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат — все приспособлено для нее... Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся увешана. Вдоль стен витрины с рисунками».

    Все 12 комнат на втором этаже были оформлены в древнерусском духе, также по эскизам Васнецова: резные деревянные украшения, скамьи, лари. Люстры — копии новгородских паникадил эпохи Ивана Грозного. Прямо над лестницей гостей встречало большое полотно В.Перова «Ловля рыбы бреднем», за которым Цветков охотился 20 лет. Далее по залам размещались остальные сокровища — рисунки и акварели почти всех знаменитых художников: К.Брюллова, А.Лосенко, П.Федотова, В.Маковского, И.Левитана, И.Репина, В.Васнецова, В.Поленова... Будучи человеком, жаждущим известности, и мечтая достигнуть славы Третьякова, Иван Евменьевич все же понимал разницу масштабов и как-то признался газетчикам, постоянно вившимся вокруг него: «У Третьякова — это громадное, дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект». Тем не менее в 1915 году, за два года до смерти коллекционера, этот «конспект» насчитывал 1819 единиц хранения: 450 картин, 1373 рисунка, 36 скульптур.

    Жилище свое Иван Евменьевич очень любил. Особенно нравилось ему летом сидеть на балконе и любоваться прекрасным видом на Замоскворечье и Кремль. Гостям он непременно показывал видневшуюся вдали стеклянную крышу Третьяковской галереи. Кремль и Третьяковская галерея были для него двумя самыми священными местами Москвы.

    В 1909 году И.Е. Цветков широковещательно объявил о намерении передать свою галерею городу (несомненно, памятуя о Третьякове). Но сделать этого так и не решился, и собрание его продолжало быть недоступным широкой публике до его смерти в феврале 1917 года. После Октябрьской революции оно было национализировано и открыто для посетителей. В 1926 году Цветковская галерея была расформирована, коллекция передана в Третьяковскую галерею. Особняк сначала передали одному ведомству, потом другому. Обстановка была расхищена. Сегодня о Н.Е. Цветкове и его галерее знают лишь специалисты.

    Судьбе было угодно еще раз вспомнить о старом особняке. В марте 1942 года в Москву прибыли представители Национального комитета «Сражающаяся Франция» для приема авиаэскадрильи, той, что прославилась впоследствии в боях на советско-германском фронте и стала авиаполком «Нормандия–Неман». Главе военной миссии генералу Эрнесту Пети был выделен особняк Цветкова.

    Военная миссия Франции находится здесь и сегодня. На стене старого особняка помещена беломраморная плита с фамилиями 42 французских летчиков, погибших в русских небесах в боях с фашизмом. Под ней расположена другая доска, из темно-серого гранита, на которой высечены слова: «Вы жили недолго, но ярко» — скупой воинский салют русских летчиков своим французским братьям по оружию.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог