Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Над обрывом
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Поэзия и проза
    Над обрывом

    Над обрывом

    Поэзия и проза
    Июль 2020

    Об авторе

    Алексей Терениченко

    Алексей Александрович Терениченко родился в 1979 году в городе Донском Тульской области. Окончил исторический факультет Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого и аспирантуру Российского университета дружбы народов. Кандидат исторических наук. В настоящее время учится в Литературном институте имени А.М. Горького.
    Работает доцентом в Финансовом университете. Преподает исторические и правовые дисциплины.
    Автор двух книг стихов. Публиковался в «Литературной газете», в журнале «Москва», в альманахах «Пятью пять», «Муза», в сборниках «Современники», «Книжный сад».
    Член Союза российских писателей (Тульское региональное представительство).
    Живет в Москве.

    В аудитории

    «Семинар вам не забава,
    и сейчас пойдет к доске...»
    Третий ряд, вторая справа.
    Ты, дружище, не аскет.

    В каждой группе есть такая:
    после трех, пяти ли пар —
    глухарем при ней токуешь,
    а как вызвал, так пропал.

    Третий ряд, вторая справа,
    неограненный алмаз,
    подберут тебе оправу —
    не оглянешься на нас,
    однокашников бедовых,
    обучателя в очках.
    Белой лилией садовой
    ты купаешься в лучах
    обожания за право
    слушать чистый голос твой —
    мелодичную отраву,
    без которой — неживой.

    Наблюдаю за оравой,
    уплываю головой.


    После провинции

    Там труден, здесь отравлен хлеб,
    а сердцу так же неуютно.
    На серпентарий сменишь хлев —
    а здесь быстрей убьют.
                                                     Убьют, но
    не тесаками кустарей
    навозным, пьяным русским летом
    дадут цикуту в хрустале,
    заколют вежливым стилетом.


    * * *
    Только смелому? Смелому, говоришь,
    покоряется белый конь?
    Но Москва, к сожалению, не Париж,
    да и Тульщина — не Гасконь.

    Здесь посмотрят, под чьей ты рукой, сперва,
    а не сколь хорош или плох.
    Я всего лишь земляк писателя-льва
    да подковывателя блох.

    Мне бы дома подфаковцев обучать,
    вычисляя оплаты срок,
    лицеисткам свидания назначать
    под предлогом разбора строк.

    А уж если вступать в этот чертов град —
    не под возгласы медных труб,
    а флейтистом, не требующим наград,
    с тонкой дудкой у тонких губ.

    И, минуя засаду шатровых крыш,
    не задев ни звезд, ни орлов,
    осторожно войти в вековую тишь
    старых улочек и дворов.


    Пятистишия

    1

    Наконец-то осилил новый костюм.
    Не хватило на рубашку.
    На скучных переговорах с послами
    слежу за дерганьем секундной стрелки
    через дыру в истрепанной манжете.


    2

    За поздним возвращением домой
    в стучащем метро сморил тебя сон минутный,
    впервые положила ты голову мне на плечо.
    Читаю в восьмой раз одну и ту же страницу —
    боюсь перевернуть.


    * * *
    А зима стала шаткой, и можно без шапки,
    не боясь осложненья, по утрам выходить.
    И бегущий автобус подбивает на опус,
    развивая на спусках небывалую прыть.

    Рощи — черны и голы — плывут частоколом,
    а за ним, через щели слепя горячо,
    рыжий-рыжий мальчишка несется вприпрыжку
    и ведет по забору длинной палкой-лучом.


    * * *

    Памяти А.С.

    Уж не знаю, как что, этой ночью тиха квартира.
    Третий час, третий час, но страны своей сон не кажет.
    Ты, похоже, пытаешься выйти на связь, проныра,
    долговязый и неуёмный мой однокашник.

    Почему о тебе стало думаться чаще, тезка?
    Что ты хочешь сказать настойчиво из-за края?
    Заработал, поди, у небесных зрителей «Оскар»
    за нахальный кураж, без копейки с судьбой играя,

    завсегдатай приемных с портретами и коврами,
    бесподобный ловец двух и более зайцев сетью,
    безответственный исполнитель работ авральных,
    мастер спорта в перешибании обуха плетью.
    Упредить ли желаешь подкравшуюся угрозу?
    Помнишь, как в декабре каком-то, носы повесив,
    мы с занятий брели, деревянные от мороза,
    как Вийон и Корбо в одной подзабытой пьесе?

    Наши куртки на рыбьем меху пробирала стужа,
    было семь рублей, а большой пирог стоил восемь.
    Мне пожалуй что нет, а тебе бывало и хуже,
    ты встряхнулся первым и бросил зиме: «Прорвемся!»

    Прорывались. И в мае, разнеженные, с зевками,
    в опустевшем лектории вечером пить затеяв,
    обсуждали, с трудом ворочая языками,
    то подруг, то причины падения Византии.

    Позже ссорились, колких реплик уже не помню.
    Я как практик в твоих глазах ничего не стоил.
    Я не знал, что буду затянут Первопрестольной,
    ты не знал, что из курса всего, в двадцать семь неполных
    на итоговый гос самым первым пойдешь в пятерке.

    Ради старого братства, насмешник мой, друг мой ситный,
    намекни, простота голубиная или тёртость
    там сегодня в цене? Что поставили? Что спросили?


    * * *
    Ах, школьные подруги в тридцать пять!
    В усталой тетке сразу не узнать
    соседку, а фигуристая львица,
    которую мучительно желал,
    теперь толста и дышит тяжело,
    и снять сапог ей трудно наклониться.

    Кого ты видишь в зеркале сейчас?
    Кто мы и почему так мало нас,
    с «Титаника» мечты успевших в шлюпку?
    Смеется Таня тонким, бледным ртом,
    Светлана задевает животом,
    пройдя меж кресел, поправляет юбку.

    Сбежим-ка после чая в сонный сад,
    как в заповедный угол без утрат,
    дурачась и целуясь то и дело, —
    туда, где буквы снова на трубе,
    где жизнь не замотала Таню Б.,
    где Света М. еще не располнела.


    Письмо

    Мир был весом и удивителен
    без паутины сетевой:
    ты в ожидании томительном
    недели две — и сам не свой.

    И вот из жестяного ящика
    (вокруг и холод, и весна)
    в ладони падает хрустящая
    полоска свежего письма.

    Прольется солнечное пение,
    заспорят жарким говорком
    минутное оцепенение
    с желаньем вскрыть одним рывком.

    Скупой грошовым обладанием,
    а не игрой бывает пьян.
    Ты прячешь жгучее послание
    нераспечатанным в карман:

    пусть строчки адреса небрежные,
    конверта портящие лоск,
    согреют вымышленной нежностью
    и размягчат сердечный воск.

    Тебе неведеньем оставлено
    немного глупого тепла,
    пока морозом воск оплавленный
    игла отказа не прожгла.


    * * *
    Сгустившийся воздух — питье ледяное,
    топорщится иней кокосовой стружкой.
    Дома-двухэтажки неровной стеною
    сомкнулись, нахохлились, жмутся друг к дружке.

    Не чувствует камень, а дерево живо,
    приветливо, неприхотливо, степенно.
    И дверь, узнавая, скрипит под нажимом,
    и жалуется на погоду ступенька.

    Ты встретишь продрогшего, радость не пряча.
    Я сяду у дверцы печной раскаленной.
    Хрусталь отзвенит за любовь и удачу,
    заплачет гитара балладой Вийона.

    Потом, в полутьме, ты открыто и смело
    без слов позовешь на ночные качели,
    пройдешься нагая — крупна, полнотела,
    легка, словно грация у Боттичелли.

    Убогая комната — нет ее проще,
    стук огненной крови, горячие всплески.
    Тосканский эдем апельсиновой рощи,
    и войлок цветущий, и ветер апрельский.


    Ласточки

    Звон кампанилл[1] высок, не поют в басах:
    терция, квинта — и к тонике вновь уводят.
    Вихрем чаинок во взболтанных небесах,
    лишь развиднеется, ласточки хороводят.

    Чуть развиднеется, разъяснеется лишь,
    так что Дуомо ди Прато окинет оком
    красную черепицу пологих крыш,
    желтые стены и темную зелень окон, —

    «Скри!» — напряженно, призывно и резко. «Скри!»
    Стук раскрываемых ставен, пригрев и холод.
    Зри, северянин, пока есть возможность, зри,
    как просыпается древний и юный город,

    как прижимаются крыши — к щеке щека.
    Руку — «Бон джорно!» — в окно подавай соседу,
    в доме напротив живущему. Свысока
    кем мы покажемся вьющимся непоседам?

    Крупными дрофами, налепившими гнезд
    тесно внизу и боящимися умыться
    утренним золотом? Сгнил от безделья мост
    с нашего берега топкого к тем зарницам.

    «Где вы? — зовут и зовут. — Полубоги, где,
    жившие трудно, наполненно и тревожно,
    лезшие в небо, ходившие по воде
    и невозможное делавшие возможным?»

    Женщина в койке, потягиваясь от сна,
    грезит о том, чего никогда не будет.
    Если уж vita личная не ясна,
    кто же напишет новую?[2] Ладно, будет.


    Узкие, длинные via еще пусты.
    Темень палаццо, мраморный блеск соборов.
    Ранним гостям улыбнутся, почти просты,
    Джотто и Брунеллески — без разговоров.


    * * *
    Спокойный взгляд античных статуй
    направлен выше наших глаз.
    На неизбежное не сетуй —
    им виден тот, кто сменит нас.

    Довольно было бы проснуться,
    заметить в старом камне свет.
    Но тянет, тянет оглянуться:
    кто ты, идущий нам вослед?


    Дело не в размере

    Рассказывая первакам биографию Карла Великого,
    всякий раз немного внутренне напрягаюсь:
    отца героя звали Пипин Короткий.

    Умолчать о нем никак невозможно:
    основатель династии Каролингов,
    создатель Папского государства.

    Добро бы третий курс, а то первый:
    кто-нибудь обязательно: «Во веселый был малый!»
    Девчонки хихикают в кулачки,
    рдеют майскими розами.

    Справлялся о нем у Левандовского[3]:
    может, мы его неправильно транскрибируем
    и он какой-нибудь Пепин? — Нет, Пипин.
    И не Коренастый — Короткий,
    «le Bref».

    Впрочем, родить титана, взять Рим, построить попов
    это ему не мешало.


    Колыбельная святой Елены
    (вольный пересказ баллады Р.Киплинга)

    — Далека ли от Елены беззаботная пора?
    — Зной на улицах Аяччо, небольшой лагуны синь.
    Позови скорее, мама, хулигана со двора,
    надери засранцу уши, мир от Цезаря спаси.

    — Далеко ли от Елены до занюханных казарм?
    — Лямка службы и учеба — до утра скриплю пером.
    Сквозь безденежье и голод пробивается азарт.
    По баллистике конспекты, жить — потом, потом, потом.

    — Далеко ли от Елены до парижских площадей?
    — Не могу сейчас ответить. Канониры, по местам!
    Обезумевшие толпы. Где вы видите людей?
    За презренье и насмешки я картечью им воздам.

    — Далеко ли от Елены громовой Аустерлиц?
    — Ничего уже не слышу: рев орудий в сто стволов.
    Воплощай свои решенья без вторых и третьих лиц.
    Колесо того поднимет, кто схватить его готов.

    — Далеко ли от Елены императорский венец?
    — Как сияет этот обод! Ослепляет, но не всех.
    Хмелем вальсовым струится, шумом полнится дворец,
    и кружат по залу платья, как черемуховый снег.

    — Далеки ли от Елены лед и мрак Березины?
    — Вот не надо о просторах, поглотивших галльский дух!
    Ветераны и подростки — вы мне все теперь нужны.
    Вместо сгинувшего парня под ружье поставлю двух.

    — Далеки ли от Елены Ватерлоо и Россом?
    — До сих пор перед глазами этот ужас и распад.
    На борту «Беллерофона» — отупение и сон.
    Пусть везут куда угодно, если нет пути назад.

    — Далеки ли от Елены золотые небеса?
    — Не получит властолюбец ни прощенье, ни покой.
    Что останется услышать в смертный час, закрыв глаза?
    «Наигрался, Полеоне? Всё. Домой. Пора домой!»
     

     

    [1] Кампанилла (итал. колокольня) — в итальянской архитектуре Средних веков и Возрождения квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило, стоящая отдельно от основного здания храма.

    [2] «La Vita Nuova» — сборник произведений Данте.

    [3] Левандовский Анатолий Петрович (1920–2008) — советский и российский историк и писатель. Специализировался на французской истории.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог