Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Не забывай меня, мама...
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Поэзия и проза
    Не забывай меня, мама...

    Не забывай меня, мама...

    Поэзия и проза
    Сентябрь 2023

    Об авторе

    Анна Долгарева

    Анна Петровна Долгарева родилась в Харькове. Окончила химический факультет Харьковского национального университета (2010), Луганский государственный университет имени Владимира Даля, кафедру политологии и международных отношений (2017), Институт прикладной психологии в социальной сфере по специальности «практический психолог» (2021). По профессии журналист. В 2016 году переехала в Донецк. В Луганске и Донецке написала множество материалов для местной и российской прессы. Выпустила две книги стихов: «Из осажденного десятилетия» (2015) и «Уезжают навсегда» (2016). Журналистская деятельность стала причиной включения ее в список сайта Миротворец. Публиковалась в журналах «Москва», «Дружба народов», «Нева», «Урал», «Крещатик», «Юность», «Дальний Восток», «Аврора», «День и ночь» и др. Член Союза писателей России. С 2018 года живет в Москве, ведет политическую колонку на сайте Взгляд.ру, пишет статьи для других сайтов и публикует стихи. В Москве издала три сборника стихов: «Лес и девочка» (2019), «Русский космос» (2019) и «Сегодня» (2021).

    * * *
    И если чума, и если война,
    И если горящий куст,
    И если в крови и пепле страна —
    Не я от нее отрекусь.

    Лол, нам в перспективе обещан рай,
    Но все чиновники врут.
    Но как я русский есть самурай,
    То я остаюсь тут.

    И вспашет «Градом» землю весна,
    И кровь побежит в ручьях.
    Но если рухнет моя страна —
    В обломках погибну я.


    * * *
    Хорошо, что я никогда не хотела детей,
    А то посмотри — бежит он на небеса,
    Дева Мария усыновит, укроет его теплей,
    Погладит по опаленным его волосам.

    А он бежит, а мне-то все кажется: мой.
    Потом облегченно вздыхаю: я ж пустоцвет.
    Сердце мое перепахано этой войной.
    Уже почти не болит, словно его и нет.


    * * *
    Из меня не получится хорошего русского.
    Вообще ничего хорошего.
    Мчит машина, бьется из окон музыка,
    По луганским дорогам изношенным.

    Едем с пацанами в форме, совсем молодыми,
    Между боевыми и боевыми,
    И вроде как смерти нет, и июнем веет.
    Никогда не любила лицо свое, не любила имя,
    Но, пожалуй, нашла что-то важнее.

    Двадцать седьмое мая, холмы, отроги,
    Отзвук ястребиного крика.
    Бьет на выход гаубица «Гвоздика».
    Это я, это Анечка, следы на луганской дороге,
    Цветущая ее земляника.


    * * *
    Его звали Максим,
    И он был контрабандистом.
    Когда началась война,
    Ему было тридцать.
    Меньше года
    Он продержался,
    Недолго.
    Под Чернухино
    Он вывозил гражданских,
    Его накрыло осколком.

    Мне потом говорили тихо:
    Вы не могли бы
    О нем не писать?
    Все-таки контрабандист,
    Бандитская морда,
    Позорит родину-мать.

    Ее звали Наташа.
    Она была из Лисичанска.
    Прикрывала отход сорока пацанов.
    Ей оторвало голову —
    Выстрел из танка.
    Они говорят о ней,
    Губы кривят,
    Чтобы не плакать снова.
    Она была повар и снайпер.
    У нее не было позывного.

    Ее звали Рая,
    Художник,
    Ей было семьдесят лет.
    Жарким августом
    Перед всей деревней
    В обед
    Ее били двое —
    По почкам и по глазам,
    Черный и рыжий,
    Искавшие партизан.
    Она ослепла,
    Но все-таки выжила.
    Даже успела увидеть
    На улице тело рыжего.

    ...а с тем,
    Кто предатель,
    А кому давать ордена,
    Разбирайтесь, пожалуйста,
    Как-нибудь без меня.


    * * *
    Мы думали, что живем в эпоху безволья,
    что мы кто угодно — но никогда не солдаты.
    Но потом наши братья взяли палки и колья
    и вышли на автоматы.

    Война выбирала нас. Мы были художники и поэты.
    Мы не умели воевать, но быстро учились.
    И нет у войны романтики, никакой романтики нету,
    только ветра степного примесь

    да горечь утрат. Мы стали злы и расколоты,
    научились делать перевязки, вставать по тревоге,
    и было сухое, безводное летнее золото,
    и были истоптанные дороги.

    И была дорога вперед — помалу, упрямо,
    через снега, через жгучее, злое солнце.
    Эпоха выбрала нас. Не забывай меня, мама.
    Я не знаю, кто вместо нас вернется.


    * * *
    Посудить по признакам по внешним —
    Время лета, радости и мира.
    Белое сухое и черешня.
    В батальоне сняли командира.

    Это не конец всему, конечно.
    Просто все любили командира.
    Белое сухое и черешня.
    Мирная московская квартира.

    Просто я вернусь туда, в сухое,
    В выжженное, желтое, степное.
    Пела девочка в церковном хоре.
    Вычищали сукровицу с гноем.

    Как там все при новом командире?
    Я хотела счастья и ребенка.
    Девочка считала: три, четыре,
    Прыгала по классикам к воронке.


    * * *
    Сказали: «Не говори “баба”.
    Плохое, некрасивое слово».
    Но любым другим меня обозначить — слабо.
    Я же не девка, замужем была, чего тут такого.

    Я же рыдала, когда муж уходил на войну.
    Я же его ждала, готовила щи-борщи,
    Какая из меня леди или там фрау, ну.
    Плачь. Снаряжай. Корми. И молчи.

    Я русская баба, плачущая о каждом,
    Кто не вернулся. Воющая в подушку.
    Бесплодная баба, что навеки однажды
    Кончится — и кто помолится за мою душу?

    Нет, я была поэтессой из Ленинграда.
    Шляпка, мундштук, открытые платья.
    Я до сих пор сыграю так, если надо.
    Но я — русская баба, всехняя мать я.

    Коли не подвезли другого мужа и сына,
    То вы, двадцатилетние, мои дети.
    Слезы капают на копье, такая судьбина.
    Не худшая, в общем, на свете.


    * * *

    Артему «Ли» Ященко

    Приказы в радиоволнах
    Летают, как горький стих.
    А мальчик уходит в подсолнухи,
    Воин уходит в подсолнухи
    И растворяется в них.

    В желтых их круглых лицах,
    В пыли иссохших степей —
    Уходит, чтоб раствориться.
    Смерть, он не твой. Ничей.

    Никому не принадлежащий,
    Только желтому морю сонному —
    Уходит под звук заряжания
    Пулеметных патронов.

    И солнце на желтых волнах
    Спорит с тенью и смертью.
    А мальчик уходит в подсолнухи,
    Воин уходит в подсолнухи,
    Становится степью.


    * * *
    Когда самый лучший уходит,
    Уходит за яблонев цвет,
    За реку Оскол и за реку Лету,
    За много оставшихся лет,
    Остается спасать котов
    Из Светличного и Попасной,
    Остается идти туда, где ты нужен,
    Туда, где опасно.

    Глаза у него были серые,
    Как Балтийское море.
    Прицельный взгляд —
    Как звук на затворе.
    Нет у меня больше слов.
    Остается спасать котов.

    Мы все тут само-
    Мобилизованы очень давно.
    Про нас покажут
    Патриотическое кино.
    И скажет критик: «Вот это лажа».
    А мы уже
    Ничего не скажем.

    Спасай котов,
    Люби и молись.
    Наши мертвые уходят за синие реки,
    За синюю высь.
    Мы увидимся и пригодимся,
    А пока остаются сны.
    Господи, мы такие маленькие.
    И все же зачем-то нужны.


    * * *

    Игорю «Закату» Алькину

    Пока превращалась в красную линию кровавая нить,
    Пока, скрежеща, переламывалась эпоха,
    Я молилась, чтоб не пришлось тебя хоронить,
    И действительно опоздала на похороны.

    Время пройдет, прирастут дубы годовыми кольцами,
    Будет стоять памятник молодому солдату.
    Я как-то спросила: «Почему ты пошел добровольцем?»
    Ты пожал плечами: «Открыли военкоматы».

    А двадцатого сентября над тобою сложились стены,
    И война побежала дальше большими скачками.
    Вот и всё, что я могу рассказать про великие перемены.
    И еще я не знаю, как посмотрю в глаза твоей маме.


    * * *

    «Закату» и его маме Надежде

    Звали ее Надежда,
    учительница в школе.
    И был у нее ласковый сын сероглазый.
    А когда началось — на временном расколе, —
    ушел на войну, не сомневаясь ни разу.

    Отложил мечты когда-нибудь доехать к Байкалу,
    отложил мечты — повзрослею, мол, подрасту.
    И слышался сердца стук и колесный стук.
    И большая страна за окном вагона мелькала,
    и было ему тридцать три.
    Как Илье Муромцу или Христу.

    Когда она прочитала:
    «Погиб самый светлый парень», —
    Ей даже имя не нужно было — и так поняла.
    И был сентябрь горячей кровью ошпарен,
    и Оскол-река как из бутылочного стекла.

    Звали ее Надежда, но надеяться было не на что.
    Сползала по стеночке.

    Хоронили в открытом гробу, сдержать не могла вой.
    Господи, почему?
    Господи, для чего?

    А потом подошла — такая уже не юная
    (Это Ее на иконах молодой рисуют, с Младенцем),
    Говорит: «Я Своего тоже на руках баюкала,
    Тоже потом хоронила — куда же деться.

    А потом, — говорит, — восстал через три дня.
    Так, — говорит, — и будет, слушай Меня».

    И открыла Надежда глаза — а рядом более никого.
    И только плат на плечах чужой —
    сияющий,
    огневой.


    * * *
    В запредельную тишину,
    Оставляя след поцелуя,
    Он ушел от нее на войну
    И там полюбил другую.

    А потом был последний бой
    И могилой больше на свете.
    И раздался двугласый вой.
    И одна подарила другой
    На память его браслетик.

    И ни эта, ни та — не жена,
    Потому что дорога кривая.
    Это ж, блин, мировая война
    И поэзия мировая.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог