Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. От Москвы до Бреста
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Поэзия и проза
    От Москвы до Бреста

    От Москвы до Бреста

    Поэзия и проза
    Март 2019

    Об авторе

    Алесь Кожедуб

    Алесь (Александр Константинович) Кожедуб родился в 1952 го­ду в г. Ганцевичи Брестской области. Окончил Белорусский государственный университет и Высшие лите­ратурные курсы при Литератур­ном институте имени А.М. Горь­кого в Москве. Работал учителем, научным сотрудником, редактором на телевидении, главным редактором издательства «Советский писатель» и заместителем главного редактора «Литературной газеты». Печатается с 1976 года. Автор многих книг прозы на белорусском и русском языках, а также книг по истории «Иная Русь» и «Русь и Литва». Лауреат литературных премий имени Михаила Шолохова, Ивана Бунина, дипломант премии имени Антона Дельвига. Живет в Москве.

    Как я стал писателем

    Это случилось со мной в раннем детстве. Мы жили в Ганцевичах, городском поселке в полесской глуши.

    Но глушью Ганцевичи были только для Якуба Коласа, который учительствовал в этих местах до революции и одну из частей трилогии «На росстанях» назвал «В полесской глуши». После войны Ганцевичи преобразились, впрочем, как и весь Советский Союз. На работу в Западную Белоруссию приехали тысячи юношей и девушек, среди которых были и мои мама с папой. Как мне сейчас представляется, для них не существовало невыполнимых задач. Перед глазами лежал огромный мир, в который нужно было войти и взять свое. И они входили и брали.

    Отец был бухгалтером, мама —  паспортисткой в милиции. Они поженились, отец вступил в партию, стал главным бухгалтером межколхозстроя, и все было бы хорошо, если бы он не считал, что поступать надо не по указке партии, а по совести. На собрании коммунистов он встал и сказал, что кандидат в депутаты, присланный из райкома, полное ничтожество (отец употребил другое слово) и надо выбрать того, кого они хорошо знают. Собрание поддержало отца и проголосовало за другого кандидата.

    Это был натуральный бунт на корабле, и отца с треском выкинули сначала из партии, потом с работы. К тому времени уже родились мы с сестрой, времена у нас наступили не самые простые. Но я рассказываю не о судьбе молодых коммунистов в послевоенном Союзе.

    Именно в это нелегкое время со своей судьбой определился и я. Произошло это в нашем сарае, куда я позвал соседа Ваньку. Он был на год старше меня, а значит, умнее и сильнее.

    Я еще в школу не ходил, но уже читал взрослые книги, и одна из них произвела на меня неизгладимое впечатление. Она была о рыцарях-крестоносцах. Закованные в броню воины потрясли меня до глубины души, и я захотел стать похожим на них.

    Я нашел в сарае ржавое ведро и долго пытался проковырять в нем дырку для глаз. Однако не было подходящего инструмента, да и руки были не столь сильны. Я подозревал, что в эти руки рановато вкладывать железный двуручный меч. Но меч легко можно было заменить оструганной палкой, что я и сделал.

    Иное дело шлем, то есть ведро. Все-таки нужно было видеть, куда ты идешь и с кем воюешь. Я взял ведро и пошел к соседу — Толику Шабанову, старшекласснику. Толик был добрый парень. Не задавая лишних вопросов, он взял зубило и молоток и пробил в ведре кривую дыру.

    — Сойдет? — спросил он.

    — Конечно, — сказал я. — Я тебе за это книжку про рыцарей дам почитать.

    — Не надо, — отмахнулся Толик. — Воюй так.

    Я оттащил ведро назад в сарай и надел на голову. К сожалению, ведро было не совсем шлемом. При желании я мог бы втиснуться в него с плечами, но как тогда действовать мечом? Да, нужно было набирать вес. А я плохо ел.

    «Ладно, — решил я. — Пока повоюю в ведре».

    И позвал Ваньку. Но Ванька надевать ведро на голову решительно отказался.

    — Это же твой шлем, — сказал он. — Я лучше мечом.

    — Меч тоже мой, — сказал я.

    — А я его тоже строгал.

    Это было правдой, меч мы мастерили вместе.

    — Надевай, — сказал Ванька.

    Мне не понравился его повелительный тон, но я все-таки надел шлем на голову. Ванька радостно ухмыльнулся, размахнулся и от всей души шарахнул мечом по ведру.

    Я понял, что лучше писать о рыцарях, чем ими быть.

    Испуганный Ванька помог мне снять с головы ведро.

    — Живой? — спросил он и дотронулся до шишки, которая, как я чувствовал, стремительно вспухала на макушке.

    — Не трогай! — взвыл я. — Мы же играем в рыцарей!

    — А ты не сказал, что надо понарошку, — пожал плечами Ванька. — Глянь, меч сломался.

    Мы осмотрели оружие. Оно пришло в полную негодность, в отличие, кстати, от ведра.

    — В следующий раз надо зимнюю шапку под ведро надеть, — сказал Ванька.

    «Дудки, — подумал я. — В следующий раз рыцарем будет кто-то другой».

    И я потихоньку начал писать. Сначала короткие, на полстранички, рассказы, потом длиннее. К восьмому классу я уже был готов к роману. Он назывался «Анты» — о праславянском племени славян, воевавшем с Византией.

    Но «Анты» я писал в Новогрудке, где оканчивал школу имени Адама Мицкевича. Там я уже был вполне состоявшийся автор, не считающий чем-то из ряда вон выходящим завоевание мира. Анты для этого вполне подходили. Они тоже почти завоевали восточноримскую империю.

    Отец в Новогрудке преподавал в торгово-экономическом техникуме бухгалтерский учет, но о Ганцевичах не забывал. Помнила о них и мама.

    — Какой же ты был дурак, что уехал из Ганцевич, — сказала она как-то отцу.

    — Так ведь район расформировали! — вытаращил тот глаза. — Некуда было на работу устроиться.

    Когда отец спорил, он всегда таращил глаза.

    — А Просвиров остался, — сказала мама.

    Иногда она становилась невыносимо права.

    Федор Васильевич Просвиров был друг отца. Они вместе начинали трудовую карьеру в Ганцевичах: Просвиров председателем райпотребсоюза, отец бухгалтером. Но потом Просвиров пошел по журналистской стезе и теперь возглавлял районную газету в Ганцевичах, между прочим, вновь ставших райцентром.

    — Такой квартиры, как там, у нас никогда не будет, — вздохнула мама.

    С этим и отец был согласен. По ганцевичским меркам дом панского подловчего, то есть лесничего, который достался нам пополам с директором школы Сычевым, был настоящими хоромами. Я уж не говорю про сад. Нашей груше бэре и яблоне медовке завидовали все мои друзья, и особенно Ванька.

    Но в Ганцевичи мы с отцом поехали не за бэрой или медовкой. Отец собрал в стопочку убористо исписанные листы моего романа, уложил их в папку и туго завязал тесемки. Как истинный бухгалтер, он умел работать с документами.

    — Покажем Феде, — сказал отец. — Он тоже писатель.

    Я уже понимал разницу между писателем и журналистом, но спорить не стал. Мне и самому хотелось съездить в Ганцевичи.

    Просвиров поковырялся в папке с моим романом, что-то прочитал. Похоже, ему не очень понравился мой почерк.

    — Молодец, — сказал он. — Пиши дальше. Но писательство дело непростое. Пишущая машинка нужна.

    — Машинку мне дадут в техникуме, — заявил отец. — Как раз недавно одну списали.

    — Печатает? — спросил Просвиров.

    — Пару букв не пробивает, но завхоз сказал, что исправит. Он у нас мужик с руками.

    Меня качество пишущих машинок пока что не волновало. «О чем писать?» — вот в чем вопрос.

    — А вы что пишете? — спросил я Просвирова.

    — Повесть закончил. — Федор Васильевич оглянулся по сторонам. — Сказать, о чем?

    — Конечно, — разрешил я.

    — Про экскаваторщика!

    Я чуть не сел мимо стула, стоявшего рядом. Экскаваторщик в роли главного героя произведения не мог мне присниться даже в страшном сне.

    — Ты слушай, слушай! — вскочил с места Федор Васильевич. — Это же не простой экскаваторщик. У нас здесь до войны евреи жили, весь центр поселка занимали. Потом немцы пришли, гебитскомиссариат, гетто... Часть евреев из гетто сбежали, остальных расстреляли немцы, и после войны их дома стали сносить.

    — Когда это было? — спросил отец.

    — Сразу после войны, еще до того, как ты приехал. Ну, экскаваторщик сломал стену дома, видит, горшок вывернулся. Он вылез из кабины, взял в руки — а там полный горшок золота!

    — Брешешь! — стукнул ладонью по столу отец.

    — Вот те крест!

    Федор Васильевич перекрестился. Между прочим, в отличие от отца, из партии его не выгоняли.

    — Вообще-то у евреев всегда было золото, — сказал отец. — Даже у Калмановича, сам видел.

    — Калманович уехал в Свердловск, а тут целый горшок в стене замурован...

    Рассказывая, Федор Васильевич большими шагами мерил комнату, в которой нас принимал. Это был кабинет с двумя книжными шкафами, письменным столом, кушеткой, креслом и стульями. Я с любопытством смотрел по сторонам. Когда-то и самому придется вить писательское гнездо. Но для этого нужна как минимум собственная комната. А у нас в Новогрудке две комнаты на четверых в доме для преподавателей техникума.

    — Представляешь, схватил он горшок с золотом, — перебил ход моих мыслей Федор Васильевич, — и побежал, не останавливаясь, в Брест!

    — Это сколько ж километров? — спросил отец. — Нужно было сесть в поезд и уехать — хоть в Брест, хоть в Лунинец. А там ищи ветра в поле.

    — Костя, он же головой тронулся! Целый горшок золота!

    Просвиров перешел на крик. Видимо, горшок с золотом повредил что-то и в его голове. Я заложил пальцем правое ухо, оно у меня слышало лучше, чем левое.

    «Зачем кричать о каком-то горшке? — подумал я. — Анты из Византии золото возами вывозили. Наверное, и рабынь брали. Или у них не было рабства? У ромеев точно было...»

    — Представляешь, до самого Бреста бегом бежал! — снова, подобно варвару, ворвался в стройную фалангу моих мыслей голос Просвирова. — Ни разу не остановился!

    — А откуда вы знаете, что он не остановился ни разу? — спросил я.

    Просвиров и отец с изумлением уставились на меня. Похоже, они забыли о моем присутствии.

    — Так ведь горшок золота в руках, — сказал Просвиров. — С этим не останавливаются.

    — А я бы на поезде поехал, — сказал отец. — Из Лунинца прямо во Владивосток. А лучше в Сочи.

    Он щелкнул языком. Кажется, Сочи понравились ему больше Владивостока. Мне тоже.

    — Костя, какой поезд?! — всплеснул руками Просвиров. — Я в повести так и написал: бежал, не останавливаясь, до самого Бреста!

    — Интересно, что он с этим золотом сделал? — посмотрел на меня отец.

    Похоже, повесть Федора Васильевича отца абсолютно не занимала. Но он всегда был равнодушен к литературе, из поэтов знал одного Есенина. Под градусом мог прочитать наизусть «Черного человека».

    — Большая повесть? — спросил я Федора Васильевича.

    — Девяносто страниц на машинке! — гордо сказал тот. — Полгода одним пальцем клепал.

    — Надо было машинистке отдать, — вмешался в наш разговор о литературе отец.

    — Это же повесть! — посмотрел на него как на маленького Просвиров. — Тут самому надо.

    Я с ним был полностью согласен. Писательский труд священен.

    — Жену надо научить печатать, — сказал отец. — Или одну из дочек. Сколько их у тебя?

    — Четверо.

    «Ничего себе, — подумал я. — Четыре дочки плюс жена. Как ему удается писать в таком окружении?»

    — А я на работе, — признался Федор Васильевич. — Там гораздо спокойнее.

    Он вдруг внимательно на меня посмотрел. Мне стало неуютно.

    — Валя тоже восемь классов закончила, — сказал Просвиров. — Надо вас познакомить.

    — Конечно, — согласился отец. — Зачем искать топор под лавкой?

    — Валя! — громко позвал Федор Васильевич.

    — Ушла, — донеслось из-за двери.

    — Ну, тогда давай по граммульке, — открыл дверцу одного из шкафов Федор Васильевич. — Мария, неси закуску!

    — Несу, — ответила из-за двери жена.

    Я понял, что мне пора на улицу.

    Таким вот макаром я приоткрыл дверь в святая святых и заглянул в щелочку. Там я увидел стопку чистых листов бумаги, пишущую машинку и неясные очертания машинистки.

    «Анты, вперед!» — скомандовал я.

    Но роман «Анты» так и остался написанным от руки черновиком. Видимо, для его написания на машинке нужно было получить по башке не деревянным, а железным мечом. Однако, как я уже сказал, во второй раз надевать на голову ведро я категорически отказался. Стало быть, и железный меч остался в какой-то другой жизни.

    Впоследствии я писал рассказы, повести, даже романы, но любимым жанром остался именно рассказ. Тот самый, выскочивший из ведра.
     

    Сезам

    Это случилось в то время, когда я работал младшим научным сотрудником в Академии наук.

    Попал я в научные сотрудники в общем-то случайно. После университета меня отправили по распределению работать учителем в Логойский район.

    — Физруком пойдешь? — спросил заведующий роно, изучив мои документы.

    — Конечно, — сказал я.

    Я был филолог, но не сомневался, что физрук из меня будет не хуже, чем учитель русского языка.

    — Там тебе часы и по литературе дадут, — успокоил меня заведующий.

    Я пожал плечами. В школе меня устраивали все должности, кроме, пожалуй, директорской. Командовать я не любил никогда.

    И вот после года работы в школе я приехал в Минск прогуляться. Все-таки меня тянуло в город, в котором прошли студенческие годы. Да и девушки там остались не самые худшие. Правда, вдруг выяснилось, что им было далеко до старшеклассниц из моей школы.

    И на Ленинском проспекте в Минске я встретил своего однокурсника Валеру.

    — У нас объявили конкурс на младшего научного сотрудника в сектор современного белорусского языка, — сказал Валера. — Не хочешь подать документы?

    — Но я ведь русист, — хмыкнул я.

    — Зато в штанах, — тоже хмыкнул Валера. — Парни в языкознании нужны не меньше, чем физруки в школе.

    Я подал документы и неожиданно для себя прошел по конкурсу.

    — А из школы вас отпустят? — спросил директор института. — Вам ведь три года надо отработать по направлению.

    — Два, — поправил я его. — Попытаюсь договориться в роно.

    — В академию? — поморщился заведующий, мельком взглянув на письмо, которое я привез из института. — И что ты там забыл? Какая у них зарплата?

    — Рублей сто, — сказал я.

    — А здесь двести. Подумай.

    — Да уж подумал, — крякнул я.

    — Не приехал бы дипломированный физрук, ни за что не отпустил бы, — вздохнул заведующий. — А так езжай.

    И он что-то нацарапал ручкой на письме.

    — Жалеть будешь, — сказал он мне вдогонку.

    Но о содеянном я пожалел лет через двадцать, не раньше.

    Заведующий моим сектором был Петр Васильевич Ващило. Мы работали над словарем языка Якуба Коласа. А Колас, или дядька Якуб, во-первых, был народным поэтом Белоруссии, а во-вторых, вице-президентом Академии наук — иными словами, «нашим все».

    Группа научных сотрудников, корпевшая над словарем, сидела непосредственно в мемориальном кабинете Якуба Коласа. Кабинет был настолько велик, что в нем легко помещались не только рабочий стол и два черных кожаных кресла классика, но и полдесятка наших столов.

    О сотрудниках нужно сказать отдельно. Это был лучший из цветников, в которых мне доводилось когда-либо побывать. Он состоял из полутора десятка хорошеньких девиц от двадцати до тридцати лет, разного размера и масти. Высокие, маленькие, худенькие и не очень блондинки и брюнетки расписывали карточки из собрания сочинений классика. Кто-то из них уходил в декрет, другие выходили из него, эта сдавала сессию, та ее заваливала, — здесь происходил непрерывный оборот девиц в секторе, похожий на кругооборот воды в природе. Пяти столов на них всех вполне хватало.

    Я был здесь единственным парнем, и Петр Васильевич назначил меня старшим.

    — Неформально, конечно, — сказал он.

    Я пожал плечами.

    Все мы получали одинаковую зарплату, и кто из нас старше, а кто младше, не имело значения.

    Сам Петр Васильевич был действительным членом Академии наук, академиком-секретарем Отделения общественных наук, ну и заведующим сектора. Его зарплата, как поговаривали, уходила далеко за тысячу.

    — Девчата не обижают? — спросил Петр Васильевич.

    Я снова пожал плечами. Все из окружающих меня роз были с шипами, но разве шипов боятся в моем возрасте?

    — Пойдем выйдем, — кивнул на дверь Петр Васильевич.

    Я понял, что сам он своего цветника побаивается.

    — Значит, так, — сказал Петр Васильевич, — я квартиру получил.

    Я с некоторым удивлением посмотрел на него. О том, что Ващило получил квартиру в элитном доме, который в Минске называли «долларом», знали не только сотрудники академии, но и вся интеллигенция города. Новость живо обсуждали в редакциях, издательствах, институтах и прочих богоугодных заведениях.

    — Нужно библиотеку перевезти, — продолжил свою мысль Петр Васильевич.

    Вот здесь я вздохнул с облегчением. Библиотека в доме академика была главной ценностью, если не единственной.

    — Кого взять с собой? — спросил я.

    — Валеру и еще кого-нибудь, на твое усмотрение.

    Его взгляд из-за очков с толстыми линзами показался мне не только растерянным, но и испуганным.

    «Тяжело быть академиком, — посочувствовал я ему, — то ли дело младшим научным сотрудником».

    — В два часа подъедет академический РАФ, — сказал он. — Втроем, думаю, справитесь.

    «А вдруг до ночи застрянем?» — с тревогой подумал я.

    Мне не хотелось отменять свидание.

    С собой я взял Валеру и Павла. Валера, как уже говорилось, был мой однокурсник, а Павел симпатизировал Татьяне, одной из сотрудниц моего сектора. Она была рослая, статная, с пышным бюстом. Я бы и сам ей симпатизировал, если бы мне не нравилась Лариса, ее подруга.

    Итак, ровно в два часа мы сели в РАФ и поехали на старую квартиру Петра Васильевича.

    Хозяин уже был там.

    — Я буду работать в кабинете, а вы здесь, в библиотеке, — распорядился он. — Доставайте книги из шкафов и связывайте в стопки. Я и халаты для вас приготовил.

    Мы облачились в темно-синие халаты и стали похожи на приказчиков из старых фильмов. Особенно шли к халату усы Павла.

    — Интересно, в каком магазине он их взял? — спросил Валера.

    — Наверное, в гастрономе на проспекте, — сказал я.

    Я не стал говорить о том, что именно в этом гастрономе мы с Петром Васильевичем затаривались вином. Академик выносил ящики из подсобки, я грузил их в «Волгу». Петр Васильевич ездил на двадцать первой, с оленем на капоте. А пил, кстати, портвейн «Три семерки».

    — А здесь работы до ночи, — оглядел шкафы с книгами Павел.

    Усы его уныло обвисли.

    — Шпагат есть? — спросил Валера.

    — Есть, — сказал из кабинета Петр Васильевич, — лежит на подоконнике.

    — Хватит, — взял в руки толстый рулон шпагата Валера. — Ну, начинаем.

    Я стал доставать книги из шкафа, Валера и Павел укладывали их в стопки и обвязывали шпагатом. Работа была нудная, но деваться некуда. Академик без книг — что бутылка без водки. Этот афоризм показался мне свежим, но я не стал им делиться с товарищами: все-таки они работают в других секторах, могут не понять.

    Я вынул из стеллажа очередную партию книг — и замер. В глубине стояла бутылка. Я взял ее в руки. Плоская, емкость двести пятьдесят грамм, початая.

    — Что это? — подошел ко мне Павел.

    — Коньяк.

    — Чей? — Валера тоже оказался рядом.

    — Армянский, — сказал я.

    — Сколько звездочек?

    — Четыре.

    — А в ней не меньше двухсот грамм, — взял из моих рук бутылку Павел. — Всего глоток отпил.

    — Кто? — уставились мы на Павла.

    — Ну, кто... — смешался Павел. — Тот, кто купил.

    — Плоскую бутылку в книгах спрятать легко, — согласился Валера. — Кому придет в голову в шкафу искать?

    — А почему не допил? — спросил я.

    — Отвлекся, — пожал крутыми плечами Валера. В университете он занимался штангой.

    — Или уже был пьяный, — кивнул Павел. — Я сам часто забываю.

    Он замолчал.

    — Ну, иди, — распорядился Валера. — Это твой шеф, а не наш.

    Я взял бутылку и направился в кабинет.

    — Петр Васильевич, мы бутылочку нашли... — остановился я на пороге.

    — Какую бутылочку? — поднял голову академик.

    — Коньяку, — сказал я.

    — Где?

    — В книгах.

    — В каких... — Петр Васильевич замолчал.

    — Вот. — Я попытался поставить бутылку на стол.

    — Не надо! — отодвинулся вместе со стулом от стола академик. — Сейчас жена придет. Выпейте сами. Если нужна закуска, возьмите на кухне.

    — Не надо! — теперь уже я шарахнулся от стола.

    Коньяк от прочих напитков отличался тем, что его можно было не закусывать. А у Павла всегда в кармане плитка шоколада, Татьяна приучила.

    Мы по-братски разделили содержимое бутылки и с удвоенной энергией принялись за работу.

    — Еще одна! — удивился я, доставая из стеллажа чекушку водки.

    — Все, что найдете, ваше, — донеслось из кабинета академика. — Главное, чтоб хозяйка не увидела.

    Мы переглянулись, и Павел на цыпочках отправился на кухню за стаканом и сыром.

    Работа в буквальном смысле слова закипела, и я уже не вспоминал о предстоящем свидании.

    — Я тоже в кино с Танькой собирался, — ухмыльнулся Павел. — Но какое тут кино...

    Мы перестали удивляться находкам. А их, надо сказать, было немало.

    — О, виски! — присмотрелся к этикетке Валера. — Ты пил виски?

    — Нет, — сказал я.

    — А я пил, — похвастался Павел. — В Варшаве, на конференции.

    «Ишь, как усы встопорщились, — подумал я. — Интересно, Таньке он нравится из-за усов или чего-то другого?»

    — Не твое дело, — сказал Павел. — Виски вообще-то пьют с содовой.

    — В морозилке есть лед, — послышалось из кабинета. — Лед лучше содовой.

    Пришла хозяйка, Любовь Ивановна. Она больше была похожа не сельскую учительницу, чем на жену академика. Причем учительницу не молодую. Но у белорусского академика жена и должна быть учительницей на пенсии.

    — Может, по стаканчику вина выпьете? — предложила Любовь Ивановна. — За такую работу не грех.

    — Нет! — хором отказались мы.

    Стопки с книгами занимали уже почти всю квартиру, и то, что мы спотыкались о них, не казалось чем-то странным.

    — Я уезжаю на новую квартиру, — заглянула в дверь Любовь Ивановна. — Захотите перекусить, еда на кухне.

    Она ушла.

    Через минуту на пороге появился Петр Васильевич.

    — Много осталось? — спросил он.

    — Бутылок или книг? — уточнил Павел.

    Его гусарский вид мне не понравился. Петру Васильевичу, видимо, тоже.

    — Книг, — сказал он. — Пустую посуду где прячете?

    — Вон в том углу, — показал пальцем Павел.

    — Будете уходить, заберите с собой.

    — Конечно, — сказал я.

    Академик исчез.

    К полуночи мы закончили работу. Я оглядел комнату. Из-за пустых стеллажей она походила на разграбленную пещеру Али-Бабы.

    — Н-ничего не осталось? — спросил Павел.

    Язык у него заплетался. Но Валера выглядел еще хуже — он вообще не мог говорить. Мне это было понятно: штангисты, пусть и бывшие, плохо переносят алкоголь.

    — Ничего, — сказал я.

    Я не стал говорить, что оставил на подоконнике нетронутую чекушку водки.

    — Слушай, у всех академиков такие библиотеки или только у нашего? — уже на улице спросил меня Павел.

    — Наш академик-секретарь, — твердо сказал я. — Остальным до него пахать и пахать.

    Валера что-то промычал. Я понял, что он согласен со мной.

    Мы разошлись в разные стороны: Валера под бок к жене, Павел к себе в общежитие, я на съемную квартиру.

    Дом академика вместе с библиотекой погрузился в глубокую осеннюю ночь.

    Наутро каждый из нас обнаружил в кармане червонец, и как он туда попал, не могли объяснить ни Валера, ни Павел, ни я.

    Сезам, пусть и разграбленный, продолжал являть чудеса.c

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог