Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Позывной «Паганель»
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Поэзия и проза
    Позывной «Паганель»

    Позывной «Паганель»

    Поэзия и проза
    Ноябрь 2022

    Об авторе

    Анна Долгарева

    Анна Петровна Долгарева родилась в Харькове. Окончила химический факультет Харьковского национального университета (2010), Луганский государственный университет имени Владимира Даля, кафедру политологии и международных отношений (2017), Институт прикладной психологии в социальной сфере по специальности «практический психолог» (2021). По профессии журналист. В 2016 году переехала в Донецк. В Луганске и Донецке написала множество материалов для местной и российской прессы. Выпустила две книги стихов: «Из осажденного десятилетия» (2015) и «Уезжают навсегда» (2016). Журналистская деятельность стала причиной включения ее в список сайта Миротворец. Публиковалась в журналах «Москва», «Дружба народов», «Нева», «Урал», «Крещатик», «Юность», «Дальний Восток», «Аврора», «День и ночь» и др. Член Союза писателей России. С 2018 года живет в Москве, ведет политическую колонку на сайте Взгляд.ру, пишет статьи для других сайтов и публикует стихи. В Москве издала три сборника стихов: «Лес и девочка» (2019), «Русский космос» (2019) и «Сегодня» (2021).

    1

    В город, где шла война,
    Он приехал на поезде.
    Рюкзак за спиной, фляжка воды на поясе.
    Солнце пекло, подтекал асфальт,
    Как раскаленное олово.
    Он снял футболку и повязал на голову,
    Пошел туда,
    Где собирались такие же новобранцы.
    Он мог бы остаться, но не остался.

    Так вот, я о нем.
    Шаги его были легкими.
    Дома оставил ключи
    С чайниками-брелоками.
    Отрезал волосы,
    Променял на капитанские звезды.
    Все вообще променял на звезды.
    Теперь эти звезды
    Смотрят на него, такие большие
    На этой сорок восьмой широте,
    Которую он увидел впервые
    В летние ночи те.

    Мертвые ходят,
    Жалуются на шум.
    Тысячи голосов узор этой ночи шьют.
    Руки и ноги, оторванные снарядами,
    Ползут к могилам своим.
    К западу поднимается зарево и тяжелый дым.

    Я слышу его и слушаю остальных,
    В клочья разорванных минами,
    Сгоревших в машинах стальных.
    Мертвые ходят по городу, черному, как гематит.
    Тянут руки к живым.
    Пытаются защитить.


    2

    А я лежу на дне лодки, а лодка моя плывет,
    а я гляжу в серебристый северный небосвод,
    а мне нисколько лет, я песок и камни,
    я рыжая глина, я черные влажные корни,
    а лодка плывет, и я касаюсь воды руками,
    и вода заливается синим и черным.
    А лодка плывет на север, к северному сиянию,
    а я есть никто, и я есть любовь, не более и не менее,
    и руны легли перевернуты, мол, не смотри заранее,
    поскольку отныне ты заслужила прощение,
    поскольку кто истинно любит, более неподвластен
    никакому року, никакому предначертанию,
    поскольку кто любит, тот выше смерти и страсти,
    того не собьют повороты и травы дурманные,
    поскольку кто любит, тот более не течение,
    тот лодка, и берега, и небесный ветер,
    и вот эта вода, глубокая, темная, пенная,
    и еще человек, у которого взгляд светел.
    Лодка моя плывет, и я человек, и сосна, и камень,
    я плыву на северо-запад, и у запада рот оскален,
    и вокруг происходит вода и небо, и течет сквозь меня свет,
    какой есть любовь и вечность, какому нисколько лет.


    3

    Итак, пофиксим. Мне позвонил замкомбата.
    Сказал: «Алексей Журавлев просил передать,
    если погибнет в бою». Я заорала матом.
    Я упала на пол, валялась на ковре смятом,
    я кричала: «Скажите, что это розыгрыш, вашу мать!»

    Я заблудилась в знакомом городе и опоздала на поезд.
    Я села в самолет и надеялась, что он упадет.
    В принципе я летела, практически не беспокоясь.
    Я думала: если это правда, то я вскроюсь.
    Тоже, в общем, не худший ход.
    И только когда меня встретили майор и летёха
    и сказали, что больше нет моего капитана,
    кажется, тогда и стало по-настоящему плохо,
    только стон вырывался гортанно.

    Я целовала его в мертвые, твердые губы,
    я надела ему кольцо на негнущийся палец.
    Думала: «Я скоро, хороший, любый...»
    А война тем временем продолжалась.

    Дальше был какой-то один нескончаемый вечер,
    бесконечное падение в вязкую тьму.
    В общем, я приехала в Питер, раздала вещи
    и вернулась к нему.


    5

    Позывной его был «Паганель».
    Он был высокий, очкастый и странный.
    Я приехала, когда уже был апрель,
    Долго искала могилу среди тумана.

    Его батарея работала на Металлисте,
    Луганские знают, где это.
    Мне пытались помочь, пытались душу очистить,
    Но чего вы теперь-то склеите.

    На Дебальцево стояли возле Калиново.
    Я запомнила эти все топонимы.
    Река Смородина, мост Калинов.
    Сколько ребят оттуда теперь похоронены.

    У него был брелок в виде чайника Рассела.
    Он вообще был не артиллерист — математик.
    Это война нас всех в камуфло раскрасила,
    Привыкли засыпать на койках, а не в кроватях.
    Но я помню: он любил танцевать.
    Он красил волосы в рыжий, чтобы быть на меня похожим.
    Мы катались на колесе обозрения и ходили в Ботанический сад.
    А потом явилась война и хлобысь по роже.


    6

    В этом крае каждую безымянную реку
    называли Черной. И человеку
    выживать было сложно. Выжили полукровки,
    привыкшие жить в болотах, у черной кромки
    неба с болотом. Проросли цветами,
    желтыми, безымянными, и кустами
    с красной кожей, растущими у дорог.
    Черные реки и черные нити отмеряли каждому срок.
    Я иду к тебе через каждую черную реку,
    сквозь закрытые веки, вбирая мартовский снег,
    собирая боль, что отмерена этому веку,
    каждой бабе, потерявшей любимого на войне.
    Я иду к тебе, истирая железные сапоги,
    изгрызая железные караваи, и я сильней,
    чем вот эта тьма, в которой не видно ни зги,
    чем вот эта боль, где теряют любимейших на войне.
    Я иду к тебе по желтым цветам да по черным рекам,
    я вобрала всю боль, что отмерена человеку,
    я иду по болотам да через степь и холмы,
    набегает с юга солнце волной лучевой.
    Там, за гранью, я тебя встречу, и будем мы,
    я иду к тебе, и не кончено ничего,
    ничего еще не кончено, ничего.


    7

    Буря была такая —
    сложно стоять на ногах,
    выбило свет, выбило связь, выбило страх,
    были серые тучи, по небу растертые.
    Губы у тебя были твердые,
    очень твердые.
    Твердые.
    Улыбались.
    Но мягкой была щека,
    и поэтому я все гладила тебя по щеке,
    и потом все пили не чокаясь в смертной тоске,
    и потом я думала, что будет большая река,
    и мы сядем однажды на лодку,
    и в ней поплывем,
    и уже никогда
    никогда-никогда не умрем,
    будем плыть мимо времени,
    мимо леса,
    мимо троп, где темно,
    будем петь и пить
    дешевое какое-нибудь вино,
    и свет через нас проходит уже, смотри,
    этот свет не вовне нас, этот свет внутри,
    это свет, что соединяет нас,
    никакая смерть не сильнее нас,
    так пребудет во веки веков и сейчас,
    потому что ни смерти, ни страха, ни времени нет,
    только бьющий из самого сердца свет,
    бесконечный предвечный свет.


    8

    В двадцать шесть лет — командир батареи.
    Теперь навсегда двадцать шесть.
    Коль хотела вечной любви — надо быть храбрее
    И готовиться, что смерть-то на свете есть.

    Впрочем, я ее отрицаю.
    Отныне и навсегда отрицаю.
    Слово мое такое.
    Мы были не только влюбленными — близнецами.
    Я жива — а значит, смерти не будет покоя.


    9

    Таким, как мы, похоже, не показан
    Милонов, бланки, штампы, документы,
    кредитный «форд», карьеры горизонты,
    уменье четко следовать приказам,
    молчать, приспособляться или ждать.
    Минздрав уже устал предупреждать.

    И даже эскапизм, секрет успеха
    тех, кто бежит, отодвигая это,
    подальше, бог ролевиков, поэтов —
    нам не подходит. Тут уж не до смеха
    и сказок. Мы есть плоть, и мы гранит.
    И нас одно отчаянье хранит.

    Нас аккуратно выдернут из мира,
    нас соберут по весям и квартирам,
    от пробок в улицах, проколотой брови,
    официальных браков без любви,
    отправят на войну, подальше, мимо
    диванных воинов, которых стонет рать,
    поскольку помереть необходимо
    бывает, чтоб себя не потерять.

    Мы соберемся где огонь и кровь.
    Возможно, с пользой — это скажут позже
    (сейчас не скажут командиры даже) —
    и двинем дальше, в неба серебро.
    Покоя тем и мира кто ушел.
    Мы встретимся. Все будет хорошо.


    10

    Море между нами, огромное море.
    Он стоит на дне бесконечного океана,
    и над ним колодец света, и в нем проплывают рыбы,
    проплывают в бесконечном цветном просторе,
    и он смотрит вверх, в этот свет, и светло, и странно,
    и проходит свет сквозь толщу зеленой глыбы.
    Я парю в пустоте, и вокруг меня только это
    небольшое окошко, источник света,
    в каковой он смотрит, и мы с ним видим друг друга,
    и вокруг ничего — ни времени, ни пространства.
    Море между нами, и тело его туго,
    и огромна его вода, никак не прорваться.
    Он стоит на дне океанской бездны, не помня лица,
    он глядит наверх, с трудом различая меня.
    Но пока я помню о нем — окну не закрыться,
    проплывают рыбы, серебриста их чешуя,
    свету не прекратиться, не оставить его в темноте.
    Мой хороший, я буду держать для тебя окно.
    Мой хороший, я буду гореть свечой во тщете,
    я не брошу тебя, где нет времени и темно.
    Он стоит, и над ним — породившая нас бездна.
    Мой хороший, я изгрызу караваи железны,
    мой хороший, я стану пламенем — ярче солнца,
    мой хороший, гляди наверх, и все обойдется,
    я не брошу тебя в бесконечном твоем просторе.
    Мой хороший, клянусь,
    я высушу это море.


    11

    Серьезно, мне снилось вот это море.
    И не вскрывалась я исключительно потому,
    что хотела не дать ему провалиться во тьму,
    а там, полагала, все и случится вскоре.

    Как я искала смерти, о, как искала!
    Я залезала с видеокамерой в самую жопу,
    но выживала. Я билась об эти скалы,
    но меня игнорировали даже укропы.

    Вылезала из окопа, под ногами сползала осыпь,
    Безудержно матерились вояки-братцы.
    Теперь, семь лет спустя, мне задают вопросы:
    «Вам не страшно?»
    А я разучилась тогда бояться.


    13

    Привыкали к жизни. Привыкнем к смерти.
    К безымянным крестикам, к прочим вертелам,
    уготованным ныне живущим
    сообразно рангам, на свете сущим.
    Уходя, не ври, что вернешься скоро.
    Привыкали к жизни. Теперь — к дозорам.
    Отличать зенитку от миномета
    по разрывам снарядов за два километра.
    Но всю жизнь — всю жизнь! — привыкали к жизни,
    к колебаниям курсов, к дороговизне,
    привыкали и к бедности, и к изобилью
    и совсем забыли про смерть, забыли.
    Привыкали жить и верить любимым
    и не верить в смерть. Пролетали мимо
    сводки новостей, прогнозы погоды.
    Привыкали жить, не считая годы.
    Чернозема вкус касается губ.
    Чернозема хватит и вширь, и вглубь.
    Я пишу землей по треснувшим окнам:
    «Ничего, ничего. Ко всему привыкнем».


    15

    В мае я не знала еще, как я доживу
    до осени, не знала, что будет после жары,
    но вот уже седина покрывает траву
    и листья каштанов и за городом жгут костры.
    Я сижу на траве, надо мною белеет храм,
    начинается осень в августе, начинается с нас.
    С наших пустых квартир, где нет места детям или котам,
    с нашего одиночества в предутренний час.
    Осень говорит о нежности, которая остается нам,
    когда становится потерянно и холодно по утрам,
    чужими перчатками на ледяных руках,
    ложащейся компрессом на горячечные виски,
    нежности, которая приходит вместо ненависти и тоски,
    нежности, которая побеждает страх.
    Ничего у меня нет, кроме нежности, руки мои пусты,
    и течет бесконечный свет посреди темноты,
    и на плечи ложится чужой бушлат,
    и ложатся на землю истончившиеся листы,
    и сияет любовь, прогоняя ад.


    16

    Есть сказания о любви, в них мосты и реки,
    теплый дом, зажженный очаг, сплетенные руки,
    запах хлеба и сыра, свет сквозь прикрытые веки
    и смешные, и нежные письма в разлуке.

    Есть сказанья о вечной любви, в них вода, живая и неживая,
    темнота карельских озер и ночной дороги,
    и изгрызенные железные караваи,
    и железной обувью истертые ноги,

    и далекое солнце, запредельное небесное счастье,
    и растущий голос внеземного хорала.
    Я иду по камням со свечой, и она никогда не гаснет.
    Я не выбирала вечной любви, это она меня выбирала.


    18

    Здравствуй, хороший мой,
    так давно мы не были рядом,
    я иду по желтым путям октября, там
    ветер пахнет дымом сожженных полей,
    и луна становится все круглей,
    и качаются призраки ковылей,
    я иду по скрестьям тропинок и автотрасс,
    мой хороший,
    что-то светлое держит нас вместе,
    миллионом дорог, земных и небесных,
    оплетает нас, summer children, летних детей,
    что-то оплетает нас миллионом путей,
    что-то поет между нами, чище все и светлей.
    И мы так долго не были вместе, и долго
    еще не будем, и впереди у нас столько
    горьких и долгих дорог и октябрьского дыма.
    Но все же мы не могли не случиться на свете,
    поскольку мы были любящи и любимы,
    поскольку мы будем любящи и любимы,
    поскольку я не могла бы тебя не встретить,
    как человек избежать не умеет гроба,
    как не могла бы впервые не закричать,
    когда выходила из материнской утробы
    и мир свою на мне ставил печать.


    19

    Когда уходил, оставлял ключи у окна,
    не вернулся, ключи остались висеть, перезваниваясь иногда,
    не ржавея, поскольку сделаны из нержавеющей стали,
    прошла весна, потом осень, потом еще раз весна,
    в доме поселились разруха и тишина,
    бездомные кошки, и голуби, и дождевая вода,
    потом земля, в которую ключи и упали.
    Выросло из них молодое дерево с перезвоном листвы,
    дом ушел в землю, а дерево все росло —
    и проросло через небо, и через тучи, и через слой отчаянной синевы,
    через все миры, через все их добро и зло.
    И были листья его светлы, и сладок был сок его, и шло от него тепло.
    И были листья его ключами от дома
    для всех, кто однажды ушел,
    через бурные реки, и черные горы, и все миры
    ключ такой потерявшихся вел,
    приводил ушедших в истинный дом.
    Спи спокойно, сердце мое, мы дойдем однажды, дойдем.


    21

    Когда тебя положили в землю, я стала этой землей.
    Мне не осталось более ничего.
    И я лежала, весенняя, влажная. И сверху был голубой,
    весенний, отчаянно мартовский небосвод.
    И я лежала, тебя обнимая, теперь уже навсегда,
    слежавшейся, всех принимающею землей.
    И снег уходит в землю водою, и я есть эта вода.
    И я с тобой, мой хороший, я навсегда с тобой.


    22

    На линии фронта мужчина в тельняшке рваной
    называл святой меня, обещал не отречься вовеки,
    а у меня за спиной была пара десятков романов,
    а у меня за спиной текли алкогольные реки,

    незнакомые лица, чужие похмельные утра,
    нескончаемый стрекозиный танец от марта до марта,
    ну какая из меня святая, я странник на лодке утлой,
    испытывающий на прочность границы карты.

    Изменилось все на последнем из этих романов.
    Я купила крем от морщин, потому что захотела жить долго,
    жить банально, но счастливо, это было больно и странно,
    как в пустой квартире подарок найти под елкой.

    Не случилось, конечно, не сберегла, такие,
    как я, не умеют, чтоб их молитва кого-то спасала.
    Я впервые тогда захотела жить и впервые —
    после всего — вообще хотеть перестала.

    Не хотела вина и мужчин, вообще не хотела,
    крем от морщин я выбросила, не пригодилось,
    и спустилась в ад, и не чуяла больше тело,
    ни жару не чувствовала, ни сырость.

    Но такие, как я, никогда не доходят до рая,
    и поэтому, в ад спустившись, в аду осталась.
    Ну а ты говоришь, святая. Ну какая тебе святая!
    Обычная баба, просто очень-очень устала.


    25

    Его медали отдали мне. Две штуки.
    И штык-нож (контрабандой провозила через границу).
    Медали дают девочкам при штабах, томящимся в скуке,
    но его — за Дебальцево. Как и еще веренице
    не переживших страшный пятнадцатый год,
    разорванных на куски, чтобы нынче вот
    в Москве мы могли заказать еще апероля.
    Я относительно мало знаю о боли:
    у него была лишь маленькая дырочка на виске.
    Его откачивали семь часов. Потом говорили: с кем
    ты бы жила, если он бы остался овощем?
    Да я бы жила. Я бы не просила о помощи.
    Я бы жила. За себя. За него. За нас.
    А не вот это. Не как сейчас.


    26

    Выгоревшая дотла — ни единой живой нити,
    каждым словом и каждым движением я говорю:
    «Любите меня, пожалуйста, очень любите,
    любите меня, потому что я уже не горю,
    потому что больше некому, кроме бездомных кошек,
    кроме чужих собак и чужих детей».
    В церкви мне сказали, чтобы я насыпала крошек
    птицам за своего любимого, чтобы ему в скрещенье путей
    было легче выбрать дорогу. Я сыплю. Птицы
    подлетают ко мне все ближе, клюют с руки.
    В церкви мне сказали, что нужно долго молиться,
    но мои молитвы отравлены и горьки.
    И дыра в моей груди размером с туманность
    какой-нибудь Андромеды или просто размером с меня,
    и в эту дыру я сыплю малую малость:
    любовь незнакомого зверя, тепло огня,
    улыбку прохожего, запах лугов некошеных,
    пузатые луны, прозрачные Севера льды.
    Здесь южный город, здесь много бездомных кошек.
    Я стараюсь, чтобы на всех хватило еды.


    27

    Моя радость, отныне — не больно, отныне — светло,
    и весенние ливни, и яростное тепло,
    смерть всегда в своем праве — но жизнь будет вечно права.
    Моя радость, нам больше не больно — смотри, как трава
    пробивается к небу. И небо не тяжело,
    так размыто и сине. Ранняя в этом году,
    молодая весна. И любовь молода и вечна,
    и цветы прорастают там, на лугу заречном,
    и смотрю я туда, и иду я вперед и иду.
    Я живу для тебя, моя радость. И это больше,
    чем возможно придумать. Ручьи наполняются, боль же
    растворяется, и остается только любовь.
    Я живу. Я живу, моя радость, всегда с тобой.
    Так пронзительно — быть. Так пронзительно — трогать траву,
    так пронзительно — в небе звезда, и она глядит.
    Что еще для тебя придумать, радость моя? Живу,
    и в окне моем синий, весенний, расплывчатый быт.
    Оплывает свеча под рукой. Я с тобой, я с тобой.
    Все, что есть в этом мире, — одна — бесконечна — любовь.
    2015–2022

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог