При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Поэзия и проза
    Просторы Родины

    Просторы Родины

    Поэзия и проза
    Август 2023

    Об авторе

    Олег Игнатьев

    Олег Геннадьевич Игнатьев родился в 1949 году в пос. Ловецком на Южном Сахалине. Детство и отрочество прошли в г. Игарке на Енисее. Окончил Ставропольский медицинский институт и Высшие литературные курсы (семинар Ю.П. Кузнецова). Автор двенадцати книг поэзии и прозы. Постоянный автор журнала «Москва». Печатался во многих центральных и региональных изданиях, в антологиях «Час России» и «Молитвы русских поэтов». Его перу принадлежат исторические повествования «Сын России — заступник славян», «Детство императоров», а также романы «Магия крови», «Пекинский узел», «Циркач для Лолиты», «Ключи от Стамбула». Лауреат многих литературных премий. Член СП СССР и России. Живет и работает в Москве.

    * * *
    Под Новый год над Киевом (по слухам)
    Вороны, черной тучею клубясь,
    Орали так, словно с нечистым духом
    Решили взять над миром этим власть.

    Махнешь рукой — орут, как и орали.
    Ружье нацелишь — нету ни одной.
    Перо найдешь — оно из адской стали,
    Клейменное — бесспорно! — сатаной.

    Его бастарды, правду попирая,
    Поверив в исключительность свою,
    Знать не хотят, что мир идет по краю,
    У жизни оказавшись на краю.

    Тому, кто на вражде сосредоточен,
    Кому в пример фашистский «волчий крюк»,
    Неплохо бы запомнить, между прочим,
    Что значит слово русское «каюк».

    Оно умеет злобные порывы
    В сырую землю намертво вгонять,
    При этом усмехаясь незлобиво,
    Мол, жили так и будем поживать,

    Держа в уме родное понизовье,
    В котором наши явь и забытье,
    И древнее, но верное присловье:
    Где запах тлена, там и воронье.


    * * *
    Опять бойцы на танковой броне
    К десанту, как приказано, готовы.
    Еще не время думать о весне:
    Взметает ветер снежную полову.

    Да и морозец давит — будь здоров!
    Ему во все века не жаль пехоту.
    Но греет Богородицы покров
    Всех тех, кто помолился Ей с охотой.

    Кого сейчас по-братски ни спроси,
    Любой солдат уверенно рассудит:
    Победа, что нужна Святой Руси,
    Как и во все века, за нами будет.

    Вот почему в согласье с ним и я
    Хочу сказать, нисколько не зверея:
    Страна моя не мальчик для битья,
    Она сама кого угодно взгреет.

    Все чутко ждут одной команды: «В бой!» —
    Когда уже нельзя ушами хлопать,
    И каждый танк оставит за собой
    След гусениц и дизельную копоть.

    И в этот миг почудится в ночи
    Тому, кто возвращается с гулянки,
    Что где-то в отдалении звучит
    Суровый марш «Прощание славянки».


    * * *
    Я думаю, что каждый знает,
    Будь нищий он иль толстосум:
    Не ум душою управляет,
    Душа ответчица за ум.

    О камни биться и о скалы
    Удел волны, чтоб сильной стала.
    Вот и Россия бьется снова
    За свой удел, Христово Слово.

    И вновь звучит подсказкой строгой
    Один завет из прошлых лет:
    Где нет любви и веры в Бога,
    Там и в бою победы нет.


    * * *
    Сердце ль свое онемечим,
    Лестью чужой подсуропив?
    Нечем хвалиться ей, нечем,
    «Постхристианской» Европе.

    Вот и шпыняет Россию,
    Словно золовка невестку,
    Что бы та ни попросила,
    Делает, как бы в отместку.

    И, одурев от злоречья,
    Не понимает, похоже,
    Что никогда онемечить
    Русскую душу не сможет.

    Мы не давали обета
    Мыслить о Господе худо.
    С нами копье Пересвета,
    А не веревка Иуды.

    Не похвальба это, что вы!
    Нам ли хвалиться, к примеру?
    Просто мы биться готовы
    За православную веру

    В память небесных заслонов,
    Русь охранивших с Пречистой
    От горделивых тевтонов
    И бесноватых нацистов.


    * * *
    Темно, темно, темно... хоть не смотри в окно.
    Увидишь где просвет — и вот его уж нет.

    И птицы — ни одной не слышно, что ни пой.
    Словно в глухой ночи пригрелись у печи.

    Закрылись на крючок, и всё! Шабаш. Молчок.
    Понятен сей исход: война! Война идет,

    И ширятся бои, как правду ни таи,
    И мы, нуждаясь в них, ждем сводок фронтовых.


    * * *
    Рожденный для пастушеской свирели,
    Для дум уединенных в тишине,
    Могу сказать, что я под вой метели
    Все чаще размышляю о войне.

    Живу, живу, а все не понимаю:
    Куда уходит разум от людей?
    Душа молчит, от горечи немая,
    Молчит, как снег, застрявший меж ветвей.

    Мне кажется, дорога захромала,
    А следом конь подкову потерял.
    Земная нечисть нагуляла сало,
    Но ведь и русский мир не исхудал.

    Святую Русь, что сердцу часто снится,
    Хранят в своих запевках соловьи.
    Так некогда хранили за божницей
    Все, что касалось дома и семьи.

    Теперь и мне досталось по наследству
    Острее и больней воспринимать
    Столь нужный всем закон добрососедства,
    Тот самый, что нарушил враг опять.

    Людей к пещерной жизни приучая,
    Смущая личной выгодой умы,
    Наш век уже страшней, чем век Мамая,
    Как некое подобие чумы.

    Не той, средневековой, — много хуже,
    Чумы духовной, смерть несущей всем:
    И тем, кто видит небо только в луже,
    И тем, кто жить намерен без проблем.

    Что ж остается к славе нашей вящей?
    Растить детей, врагу давать отпор
    Да о родной земле молиться чаще,
    Чем делали мы это до сих пор.


    * * *
    Как трудно бывает хотя бы на час
    Забыться в немом созерцанье
    Невидимых нами иль зримых для нас
    Красот и глубин мирозданья.

    И только у моря под летней луной,
    Наверное, можно веками
    Сидеть и смотреть, как волна за волной
    Размеренно бьются о камни.


    Стихи о Катулле

    Под луной всему есть мера — и витийству, и загулу.
    Кто приветствовал Гомера, тот не станет чтить Катулла.

    Словно язва прободная для толпы влюбленность дурня!
    Мир и так прекрасно знает, что душа не пепел в урне.

    А стенать и суесловить, что красотка изменила,
    Все равно что в изголовье у нее стоять ревниво,

    Все равно что на коленях перед ней прилюдно ползать
    Иль, рыдая в исступленье, слать проклятья и угрозы.

    Нет, умишко незавидный у того, кто страстно любит...
    За талант всегда обидно, если сам себя он губит.

    Но что странно, даже Цезарь, несмотря на эпиграммы,
    Не велит его зарезать и, как падаль, сбросить в яму.

    Император, тогу сбросив, неужели понимает:
    Кто кого в стихах поносит, тот того и прославляет?

    У кого же злое сердце? У тирана иль поэта?
    Кто, Гораций иль Проперций, объяснить сумел бы это?

    Омерзение и только для души стихи с грязцою...
    Рим устал от кривотолков, но он знает за собою:

    Много царственных шкатулок сохраняет вместо блесток
    Откровения Катулла с их любовным перехлестом.


    * * *
    На востоке погремело, озарило дальний стог,
    И тихонечко, несмело теплый дождь всплакнул чуток

    О цветах, что отпылали раньше срока летним днем
    Иль подкошенно упали, борзым стоптаны конем.

    Кто седлал его, неволил, кто стегал кнутом бока,
    Нагоняя ветер в поле, словно зайца-русака?

    Подскажи, печаль земная, коль окликнула меня.
    Впрочем, что ж, ответ я знаю. Это я седлал коня.

    Это я кнутом гнедого так охаживал, что он
    На скаку терял подковы, на лету пугал ворон.

    Из двадцатого столетья в двадцать первое спешил.
    Как домчались, не заметил. Оба выбились из сил.

    Был задор, остался сгусток неразумных дел и слов
    И мучительное чувство погибающих цветов.


    * * *
    Душой незнамо где витая,
    Но зачастую зная все же,
    Поэт и в Польше, и в Китае
    Сложить любую песню сможет.

    А вот пропеть о Кудеяре,
    Словно себя оплакать горько,
    Забыться в песенном угаре —
    Тут русским надо быть, и только.


    * * *
    Все мы, все — народ единый, и равны друг другу все
    С незапамятной годины, словно спицы в колесе.

    Хорошо, когда нас много, плохо, если мало нас,
    Тех, кто верно славит Бога, а не тех, кто гробит нас.


    * * *
    Стою в метель у перекрестка,
    Где светофора красный глаз
    В морозной дымке, в снежных блестках
    Драконьим кажется сейчас.

    Еще чуть-чуть — и пыхнет пламя
    Из пасти и повалит дым
    Такими черными клубами,
    Что мир исчезнет вместе с ним.

    А может быть, и не исчезнет,
    Коль свет зеленый скрасит путь,
    И станет жить нам интересней,
    Возможно, радостней чуть-чуть.

    Все, что пугает и чарует
    Мечтой, меняющей окрас,
    Не может дать нам жизнь вторую,
    Но с вечной жизнью ссорит нас.

    Так думать вовсе не зазорно,
    И не о том ли говорят
    Бодряще-звучные клаксоны
    Машин, что выстроились в ряд?


    * * *
    Мир людской на лжи замешан, все мы смертны, коль грешны.
    До седых волос, проплешин ощущаем груз вины.

    Все, что есть, дарует Небо, человек в долгах и тут.
    Без воды, огня и хлеба только ангелы живут.

    Но распев церковных гимнов утверждает много лет,
    Что душа богоприимна у того, кто любит свет.

    У того, кто любит ближних, кто с врагами веры строг,
    Кто скворечник к старой вишне по весне приладить смог,

    Кто гадать, чей суп пожиже иль погуще, не учен,
    Пусть он кем-то и унижен или даже предан он.


    * * *
    Придавленные тяжкой высотою
    Московских зданий с окнами в закат,
    К подземке люди движутся толпою,
    И я тащусь по ходу наугад.

    Любители газетных объявлений,
    Рекламного и прочего огня
    Бредут со мной, как призрачные тени,
    И пивом заливают скуку дня.

    Сбивает ветер под ноги сырую,
    Бензином отдающую листву,
    Да только вот никак не подберу я
    Попутный шаг, когда в толпе иду.

    Желая сделать к Богу путь прямее,
    Обидно подмечаю за собой,
    Что я смотрюсь порой хромых хромее,
    Поскольку бит, и крепко бит, судьбой.

    Изведавший и вёдро, и ненастье,
    Нет-нет да и задумываюсь вновь:
    Куда уходят беды и напасти,
    Когда приходит поздняя любовь?

    Одно лишь помню, следуя движенью,
    Держа в уме подземный переход:
    По вере, что дается в утешенье,
    Коль чуда ждешь, оно произойдет.


    * * *
    Налетел морозный ветер,
    Заломил камыш на лед.
    Вновь зима на этом свете.
    А на том? Ее исход?

    Впрочем, что нам это знанье?
    Только сердцу маета
    Иль земному прозябанью
    Подведенная черта.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог