При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Поэзия и проза
    Русская песня

    Русская песня

    Поэзия и проза
    Октябрь 2014

    Об авторе

    Станислав Минаков

    Станислав Александрович Минаков родился в 1959 году в Харькове. Поэт, прозаик, эссеист, переводчик, публицист, очеркист.
    Автор книг стихов и прозы. Авторсоставитель энциклопедии «Храмы России», а также альбомов «Храмы великой России», «Святыни великой России» и др. Публиковался в журналах, альманахах, антологиях, хрестоматиях многих стран на темы Православия, культуры, актуальной украинской политики.
    Лауреат Международной премии им. Арсения и Андрея Тарковских (Киев–Москва, 2008), Всероссийской им. братьев Киреевских (2009) и др.
    Член Национального союза писателей Украины, Союза писателей России, PEN Club (Московский центр).
    Живет в Харькове.

    * * *
    Проснешься — с головой во аде, в окно посмотришь без очков,
    клюешь зеленые оладьи из судьбоносных кабачков.

    И видится нерезко, в дымке, под лай зверной, под грай ворон:
    резвой, как фраер до поимки, неотменимый Вавилон.

    Ты дал мне, Боже, пищу эту и в утреннюю новь воздвиг,
    мои коснеющие лета продлив на непонятный миг.

    Ты веришь мне, как будто Ною. И значит, я не одинок.
    Мне боязно. Но я не ною. Я вслушиваюсь в Твой манок,

    хоть совесть, рвущаяся в рвоту, страшным страшна себе самой.
    Отправь меня в 6-ю роту — десанту в помощь — в День седьмой!

    Мне будет в радость та обновка. И станет память дорога,
    как на Нередице церковка под артобстрелом у врага.


    Русская песня

    На что ты, мама, уповала, толкая колыбель рукой,
    когда пила крестоповала завыла ночью за рекой?

    С какого бала эта Клава влетела на метле в окно?
    На ней — срамная балаклава, а вместо сердца — толокно.

    Кто вырастил ее такою? У алтаря скакала, глядь! —
    еще вчера — дитя родное, а нынче — купленная б...ь.

    Сказали: на тюремной шконке она сидит, но при луне
    с бензопилой, как черт в печенке, встает в решетчатом окне.

    И, проклиная все святыни, в плену кромешной маеты,
    она летит по русской стыни и косит русские кресты.

    Ты молвишь, что она другая, всплакнешь, ромашку теребя?
    Ах, мама, мама дорогая! Мне страшно, мама, за тебя.

    28 августа 2012 года, Успение Богородицы


    * * *
    На каноне покаянном
    как нам страшно, окаянным,
    исказившимся в лице!
    Свечка каплями печется.
    Обо всех Господь печется.
    И о мне, о подлеце.

    Крест кедровый. Треск искристый.
    Что Андрей ни молвит Критский —
    это точно про меня.
    Я во всех грехах виновен —
    празднословный гордый овен,
    саблезубое ягня.

    Закавыка: как ни просишь,
    в жертву не себя приносишь.
    Раззудись, душа, виной,
    жги колени студной[1] мукой;
    перед судною разлукой —
    нощный мраз и дневный зной.

    Плачешь? Плачешь. Ах ты, зая!
    Покаянье лобызая,
    отрезвляясь ото сна.
    Марфа с Марьей на иконе.
    И оне со мною ноне.
    Накануне. На каноне.
    И обновка не тесна.

    Первая седмица и шестая (седмица ваий)
    Великого поста 2013 года



    Радоница

    Нас покойнички встречают у ворот,
    не видалися мы с ними целый год.

    То­то радость, то-то общий интерес!
    То­то новость, говорю, Христос воскрес!

    Большеглазый и улыбчивый народ
    населяет этот город­огород.

    Здрасьте, родичи-соратники­друзья!
    Не сорадоваться встрече нам нельзя.

    Вот и свечка на могилочке стоит,
    усладительна и радостна на вид:

    пламя свечечки колеблется слегка
    по причине дуновенья ветерка.

    Православные, ну как не сорадеть,
    если пасочка с яичком — наша снедь!

    Веселитеся, родные мертвецы, —
    наши дедки, наши бабки и отцы!

    Сядь на лавку, поделися куличом:
    дед с отцом стоят за правым за плечом.

    Подходи, бесплотный дядюшка­сосед,
    слушать лучшую на свете из бесед

    о земном преодоленье естества.
    Мы ведь с вами, мы ведь с вами, вместе с ва...

    3–4 мая 2011 года, Радоница


    Восьмистрочные стансы

    1
    Я постным становлюсь и пресным,
    простым, бесхитростным и ясным.
    Отдавший дань мослам и чреслам,
    я возвращен к воловьим яслям —
    тем самым, с тишиной Младенца
    сладчайшей, истинной, бесстрастной.
    Есть счастие для отщепенца —
    свет мягкий, образ неконтрастный.

    2
    Ты дал мне дар: живое сердце,
    вмещающее все живое —
    мерцающая веры дверца,
    в любви участье долевое.
    На свадьбу в Галилейской Кане
    я вышел, словно на свободу,
    нетерпеливыми глотками
    я пью вина живую воду.

    3
    Но, озираясь спозаранку,
    я вижу страшные картины:
    уходят люди в несознанку —
    в глухую оторопь, в кретины.
    К себе изживши отвращенье,
    никто не шепчет: «Боже, дрянь я!»
    И если есть кому прощенье,
    то только после воздаянья.

    4
    Скажи ж, почто дрожат колени
    с утра у грешников скорбящих —
    от страха или же от лени
    играющих в бесовский ящик:
    горит, горит перед очами,
    и дразнит ложью обреченной,
    и превращает враг ночами
    им красный угол — в черный-черный.

    5
    Сорви с них лень, пугни сильнее,
    чем черт, появший их, пугает,
    перечеркни их ахинеи,
    ничтожный лепет попугайный!
    «Любовь!» — им сказано; в любови ж
    пусть и живут, отринув дрему.
    ...Ловец, почто Ты их не ловишь,
    клонясь к пришествию второму!


    Камушек
    Песенка калики

    Стоит наш батюшка на камушке,
    Под кровом бора — как во храмушке.
    Как столп, как крест, как Спас­на-кровушке.
    И «Богородицу» поет.
    Стоит наш батюшка, наш дедушка,
    Приходит к дедушке медведушка
    Сухарика отведать, хлебушка,
    В ладошку влажный нос сует.

    Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
    Пичуги! И пеньки с опеньками
    Обсели, а бельчата спинками
    У старцевых мелькают ног.
    Пусть распрострилось семя змеево,
    Крепчает дело лиходеево —
    Да диво дивное, Дивеево,
    Намолено среди дорог.

    А с дедушкою — Божья Матинка!
    И, даром что спина горбатенька,
    За грешников молися, батенька,
    Господень умаляя гнев.
    Когда б у старца Серафимушки
    За всю за Русь достало силушки
    Молиться, не смыкая крылушки —
    Два века словно тыщу днев!

    Где веют промыслы бесовския,
    Там плачут ангелы Саровския.
    Но живы серафимы русския,
    Покров их до поры таит.
    Повырастала снитка-травушка,
    Где стынет борушка­дубравушка.
    Хоть нет того на свете камушка,
    Да батюшка на нем — стоит.


    Стихотворцу

    1
    И болен праздностью поносной...
    А.Пушкин

    ...А ежли преподобный Амфилохий
    тебя не пожурил за амфибрахий,
    не почивай! — тебя снедают блохи,
    грехи тебя бодают, мухи-бляхи.
    «Пииты мы, — ты молвишь, — а не лохи?»

    Твоя самонадеянность несносна,
    прискорбна, и опасна, и напрасна.
    И в той же мере, что странна и злостна, —
    страстна, и своевольна, и пристрастна.
    Косна, и кособока, и поносна.

    2
    Иди туда — где вход открыт в пещеру,
    где крестится согбенная сестрица,
    где серый свод являет полусферу,
    где сущим во гробех — так сладко спится,
    где каждому свою отмерят меру.

    ...Лежат отцы святые — как младенцы,
    и тает воск, и ладанка дымится,
    и чернецы стоят что ополченцы.
    Клонись, клонись на эти полотенцы —
    устами, лбом и сердцем прислониться.


    Сороковины

    Третий день... девятый... сороковый... Враз поправит Даль: сороковой.
    Что толочь-трепать словарь толковый, бестолковый в песне роковой!
    Горевые думы домочадца: домовиной память горяча.
    Батя прилетает попрощаться. Тает поминальная свеча.

    Я гляжу — поддатый, бородатый — на немую вертикаль огня.
    Батя, ты теперь — прямой ходатай пред Престолом Божьим за меня.
    Ты отныне выйдешь в бело поле серафимов, ангелов и сил.
    Ты такого не видал николи, ведь всегда немногого просил.

    Как тебе? Не холодно скитаться? Может статься, даже весело?
    Я — с тобой не прочь бы посмеяться. Только нынче — губы мне свело.
    Все сегодня видится не резко... Колыхнулась пламени стрела.
    Шелохнулась, что ли, занавеска?.. И душа — узнала, обмерла.


    Ночлег в Оптиной пустыни

    Юрию и Инне Зайцевым

    1
    Тот кто спал обнимая святые гроба
    кто по капле в себе прозревает раба —
    не отринул Господней свободы
    и какая б на сердце ни пала журба
    не изгнал не спугнул осененья со лба
    что навеяли Оптины своды

    тот кто спал — как живое обнявши гранит
    кто охранную память гранита хранит
    преисполнится славного Слова
    да вмещает сознание меру вещей:
    мощь победы исходит от этих мощей...
    не ветшает вовеки обнова

    2
    простую постели рогожку на полу
    в Казанском храме тут у белых плит в углу
    в приделе у Креста где слышно свят свят свят
    устал? приляг усни где старцы трезво спят
    и с ними ж выйдешь в сон неизмеримый сей
    и снимешь злобу дней... Антоний Моисей
    лежат в гробах гляди учись как надо спать
    сады по берегам реки уходят вспять
    по синим куполам теки река теки
    реки пророк пока нет края у реки
    хотя б во сне... не зря ж ты меж мощей залег
    эй здравствуй Жиздра­жизнь — предвечного залог
    проснешься в двух шагах от злата алтаря
    есть правда и в ногах: знать, дадены не зря
    надежда не пуста как твой поклон Кресту
    во дни и вне Поста стоящий на посту


    Мы с сестрицей
    ко святому Феодосию ходили...


    Светлане Кековой

    Мы с сестрицей ко святому Феодосию ходили,
    мы с сестрицей у святаго Феодосья побывали:
    мы с сестрицей страхом Божиим умы похолодили,
    мы с сестрицей славой Божией сердца посогревали.

    Мы, веселые, на паперть, мостовую выходили,
    с Крестным ходом — со Печерской Богородицею Свенской,
    с Феодосьем, и спивали в поднебесье «дили-дили»
    колокольцы, оль, над Киевскою лаврою Успенской!

    Оттого ль мы увидали переливистые круги,
    что на небо поглядели, благодатные, ликуя?
    Подарил игумен радость всем радевшим вон какую —
    светозарныя для грешников зажегши радуг дуги!

    Ой, сестрицынька, ты помнишь ли те дуги, солнцесветы,
    те восторг, и синь-усладу, диво-полымя с востока!
    Как младенцы мы смеялись, позабыв про наши леты,
    и водицей умывались золотою из истока.

    ...........................................................

    Так и жить бы, светик мой, моя отрада-голубица,
    только глянь-ко, что за толпы у Святой Софии вьются?
    Что за сходка непотребная толчется и клубится
    и камланья над Крещатиком кричащим раздаются?

    У, как тля зашлась ничтожная в столице православной!
    Ржавь бесов своих сзывает самозванцем безобразным!
    Знать, такое попущенье, значит, биться нам в неравной,
    значит, выпало и нам стоять стоянием непраздным.

    Одолеем вовкулаку, порасскажем правды-были —
    как с тобою мы небёсы возлюбили, обнимая...
    Дай же, Боже, быть когда­нибудь такими, как мы были
    в день особенный, по-новому шестнадцатого мая.



    [1] Курсивом выделены обороты из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог