Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Стихи лауреатов литературной премии «Справедливой России»
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Поэзия и проза
    Стихи лауреатов литературной премии «Справедливой России»

    Стихи лауреатов литературной премии «Справедливой России»

    Поэзия и проза
    Апрель 2017

    В 2015 году политическая партия «Справедливая Россия» совместно с журналом «Роман-газета» учредила литературную премию, посвященную Году литературы в России.

    С 2016 года Литературная премия «Справедливой России» стала ежегодной. Возглавляет жюри председатель политической партии «Справедливая Россия», руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе Сергей Миронов. Девиз премии – «В поисках правды и справедливости».

    Предлагаем подборку стихотворений лауреатов литературной премии «Справедливой России».

    Вячеслав ИВАНОВ

    Вячеслав Александрович Иванов родился в 1982 году в Смоленске. Окончил Смоленский филиал Московского энергетического института. По образованию инженер.
    Руководитель смоленской городской литературной студии «Смоленская юность».
    Автор поэтических сборников «Нас на Земле двое» (2012) и «Крылья» (2014). Стихи публиковались в журнале «Юность», в еженедельнике «Литературная Россия», а также в журнале «Окно» (Санкт-Петербург) и альманахе «Под Часами» Смоленского отделения Союза российских писателей.
    Лауреат фестиваля «Рубикон» в номинации «Поэзия» (2011), дипломант финальной части межвузовского литературного форума «Осиянное слово» имени Н.Гумилева (2013). Член Союза российских писателей.


    * * *
    Когда Серега умер от запоя,
    За ним прислали ржавую «газель».
    Тем утром на дорогах Уренгоя
    Заснеженный свирепствовал апрель.

    Машина, у подъезда сев на брюхо,
    Не в силах скорбный свой продолжить путь,
    Беспомощно завыла, как старуха,
    Пришедшая соседа помянуть.

    И кто-то говорил: «Серега шутит!
    С ним вечно приключается курьез!»
    И было что-то страшное до жути
    В бессмысленном вращении колес...


    * * *
    Мы с ней не говорили о вещах,
    Что куплены не нами или нами
    В Италии, Китае и Вьетнаме,
    А может, на каких-то островах,

    О ценах на билеты и на газ,
    Об уровне зарплат в районной школе,
    О клубах, сигаретах, алкоголе.
    Все это миновало, к счастью, нас.

    Мы с нею говорили о душе,
    О ценностях Серебряного века,
    О Бродском и о смысле человека,
    О пагубности штампов и клише,

    О музыке Миньони и Кюи,
    О странностях в картинах Сальвадора
    И живописи классиков, в которой
    Так много нерастраченной любви,

    О сущности религии, о снах,
    О хрупкости и целостности мира.
    Она не говорила о вещах,
    Но выскочила замуж за банкира.


    * * *
    ...А ночами к Ивановым от Иванниковых
    К таракану приходила тараканиха.

    Пахла медом и корицей, расфуфырена.
    То халвы кусок притащит, то зефирины.

    Вот сидят, жуют часами втихомолочку.
    Что останется — запасливо на полочку.

    Предлагал у Ивановых он остаться ей,
    Уходила — провожал до вентиляции.

    Долго думал, шевеля усами рыжими,
    А потом в кладовке прятался за лыжами,

    Возле банок с огурцами и капустою,
    Всем хитином одиночество предчувствуя.


    * * *
    Что же с ними делать? Сам реши,
    Юный, но отъявленный разбойник.
    В этих милых куклах нет души.
    Хоть спали в печи, а им не больно.

    А когда ты вырастешь большой,
    Тихо я шепну тебе на ушко:
    «Кукла с человеческой душой —
    Это очень страшная игрушка».

     

    Павел ВЕЛИКЖАНИН

    Павел Александрович Великжанин родился в 1985 году в Кузбассе. Долгое время жил в Зауралье, в Курганской области. Окончил Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова. Поэт, журналист.
    Писать осмысленно начал на рубеже веков. Печатался в Интернете, на сайтах ВКонтакте и Стихи.ру, в журналах «Лексикон», «Самиздат», «Новая литература».
    Лауреат Южно-Уральской литературной премии (2015) и Первого всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы» (2015).
    Живет в Волгограде.


    Черствый хлеб

    Был черствый хлеб вкуснее сдоб, был ратный труд, простой
                                                                            и страшный:
    На фронте пашней пах окоп, в тылу окопом пахла пашня.
    Впрягались бабы в тяжкий плуг, и почва впитывала стоны.
    Мукою, смолотой из мук, на фронт грузились эшелоны.

    А там своя была страда, и приходили похоронки
    В артели вдовьего труда, в деревни на глухой сторонке.
    Кружили, словно воронье, над опустевшими домами.
    Кололо жесткое жнивье босое сердце старой маме...


    Дневник Тани Савичевой

    Сколько их: кто не дожил, не дошел? Нет даже лиц.
    Синим химическим карандашом девять страниц.
    Голод блокады писал без затей буквы свои.
    Девять страниц — только даты смертей целой семьи.

    Это потом в полевых вещмешках их принесут
    На просоленных солдатских плечах в Нюрнбергский суд.
    Это потом доверять дневникам станут мечты
    Девочки в городе, где по утрам сводят мосты.

    ...«Таня одна...» И завыли гудки траурный марш.
    Ангел тихонько из детской руки взял карандаш...


    Истребители танков

    Их щенками кормили под танковым днищем,
    Приучая в бою беспородцев красивых
    Лезть под танки немецкие в поисках пищи,
    Не пугаясь ни лязга, ни пуль, ни разрывов.

    А на спину тротил со взрывателем чутким:
    Чтоб уткнулся в стальное подбрюшье махины...
    И вожатый потухшую грыз самокрутку,
    И махра ему скулы сводила, как хина.


    Осколок

    Так уродлив был этот обломок металла, принесенный с бойцом
                                                                                     в лазарет:
    Словно смерть острой лапою четырехпалой рядом с сердцем
                                                                               оставила след.
    Врач сказал, зашивая дыру под ключицей: «На, держи! Вдруг
                                                                           примета верна!»
    «Да со мною и так ничего не случится, а приятней носить ордена».

    Все же взял. Тот валялся в кармане шинели. Рвал подкладку он
                                                                         ржавыми лапами.
    Сыновья вырастали, и внуки взрослели, становясь в свою очередь папами.
    И лежат ордена, пусть без прежнего блеска, в девяностых
                                                                  не сданные частнику...
    Но играется правнук корявой железкой, так похожей на свастику.


    В музее

    Не ржавеет стволов вороненая сталь, но лежит без движенья и звука;
    Полевые бинокли забыли про даль и на стены глядят близоруко;
    Да и рации вряд ли поймают волну, чтоб приказ передать об атаке...
    Все равно, как живую, я вижу войну, по музею идя в полумраке.
    С пожелтевшего фото тех огненных лет смотрит парень со шрамом
                                                                                   над бровью,
    И лежит под стеклом комсомольский билет, сверх печатей
                                                                        заверенный кровью.

     

    Роман РУБАНОВ

    Роман Владимирович Рубанов родился в 1982 году в деревне Стрекалово Хомутовского района Курской области. Окончил факультет теологии и религиоведения Курского государственного университета.
    Работает в Театре юного зрителя «Ровесник» руководителем литературно-драматургической части. Главный режиссер КТЦ «Звездный».
    Стихи начал писать в 17 лет. Автор книг стихов «Соучастник» (2014) и «Стрекалово» (2016).
    Участник Всероссийских форумов молодых писателей в Липках. Лауреат Шелиховской медали за большой вклад в развитие поэзии западного региона Курской области (2009), ежегодного литературного конкурса «Проявление» (2010). Дипломант литературного конкурса «Лира Боспора-2011» в номинации «Поэзия» (Крым, г. Симферополь), дипломант 3-й степени Второго поэтического конкурса памяти Константина Васильева «Чем жива душа...» (2011).
    Член Союза писателей Москвы. Живет в Курской области.


    * * *
    Трамвай по Верхней Луговой.
    Дождь моросит колючий, дробный.
    Пусть англичанин Ивлин Во
    составит справочник подробный,

    в котором скопище пройдох
    в трамвае едут. Грязь и слякоть.
    Чтоб путешествующий мог
    прочесть, увидеть и заплакать.

    Над частным сектором горит
    пригоршня праха. Ветер с ив ли,
    с берез срывает колорит
    убранства. И про это, Ивлин,

    пиши, про жизнь и про любовь
    пиши, как на боях без правил,
    чтоб в Википедии любой
    чудак ни слова не исправил.


    * * *

                                                       Отцу

    Позвоню: — Что нового?
                                           — Ничего.
    По деревне хоть голым весь день скачи.
    Пошумим на Пасху, на Рождество,
    В основном по домам сидим, как сычи.

    И я сразу представлю и тишину,
    И поземку, вьющуюся к крыльцу,
    И собак, мечтающих на луну
    Улететь. И все расскажу отцу.

    Он смеется в трубку: — Ну, приезжай,
    Посидим, покурим, поговорим...
    Хорошо, что праздники — Первомай.
    И простор за деревней — необозрим.

    Вот за фермой — лес, а за лесом... гам,
    Вроде трасса проходит. Да что гадать —
    Тарахтят машины. — Ну как вы там,
    В Курске, сын?
                         — Да так, потихоньку, бать.

    Мы закурим. И будем считать столбы.
    Вот ведь линия как проводов идет —
    От его судьбы до моей судьбы,
    А потом, как в сказке, — наоборот.


    * * *
    Эй, гуси, гуси. И рябит вода.
    Гусиный след до горизонта тянется.
    Где золотится пышная скирда
    И в луже хряк на солнышке румянится,

    Стоит село. Три улицы всего.
    Все на виду, ничто от глаз не скроется.
    И коль тебя случайно занесло
    Сюда, смотри, и все тебе откроется.

    Места обычные, но что-то в этом есть,
    увидит проходящий мимо кто-нибудь
    Дома, на крышах кровельную жесть,
    Трубу, дымок, плывущий ровно по небу;

    и запах хлеба, меда с молоком
    и клевера, летящий за повозкою...
    Дед косу отбивает молотком,
    попыхивая желтой папироскою.

    И голова с похмелья не болит.
    Разложишь снедь у дома на скатерке
    и видишь: вот гусей пасет Давид,
    вот Соломон идет домой с планерки,

    Иона чинит сеть, Иезекииль
    несет на почту письма и посылки,
    Ной с рукавов отряхивает пыль,
    захлопнув дверь колхозной лесопилки.

    Дед докурил
                        и белого коня
    седлает, косу на плечо и — в стремя...
    Он едет за село, там, где стерня
    обозначает скошенное время.


    * * *
    Мой дом уже из виду скрылся.
    И ель, и сад едва видны.
    Июнь в провинциальном Рыльске.
    Билет студентам — вполцены.

    Набитый до отказа пазик
    шумит, как улей, вразнобой.
    Студенческие годы — праздник,
    который не всегда с тобой.

    Вот думаешь: окончу скоро
    свою шарагу и — сорвусь.
    Прощай, провинциальный город!
    В Москву! В Москву!

    Но перебесишься и вскоре
    вернешься ровно через год.
    Тебя в провинциальный город
    знакомый пазик привезет.


    * * *
    У колонки намерзло льда.
    Я в калошах иду по льду.
    В мои ведра льется вода
    и суда по воде идут,

    и растет из воды камыш,
    и дымок идет из трубы,
    и петляют следы от лыж
    вдоль дорог, где столбы, столбы.

    постою, посмотрю в ведро:
    вот он я, вон мои следы,
    вон скользнул золотым пером
    луч фонарика. Рвутся льды,

    и слышна перекличка рек.
    В ведрах льдинки плывут, звеня.
    Заметает деревню снег,
    и следы мои, и меня.


     

    Александр СИГИДА

    Александр Александрович Сигида родился в 1986 году в городе Краснодоне Луганской области. Окончил факультет иностранных языков Луганского педагогического университета имени Тараса Шевченко.
    Автор книг стихов «Путешествие» (1993), «Каменный угол» (1995), «Месторождение» (1998), «Непочатый край» (2002). Публиковался в журналах «Родная Ладога» (Санкт-Петербург), «ЛиФФт» (Москва), в сборнике «Время Донбасса» (Луганск), в альманахе «Крылья» (Луганск – Москва) и др.
    Лауреат литературной премии партии «Справедливая Россия» (2015). Участник Третьего совещания молодых писателей в городе Каменске-Уральском и семинара военных авторов в Переделкине. Дипломант Первого всероссийского фестиваля фестивалей «ЛиФФт» (2016).
    Член союза писателей Луганской Народной Республики.
    Живет в г. Молодогвардейске Луганской области, ЛНР.



    Переселение народов

    Бессилье гуманизма светского
    Сродни закату Византии
    Былого карго-культ советского
    Политкорректной деспотии
    И в текстах Эдуарда Гиббона
    Которые он не читал
    Указан путь упадка, гибели,
    Где открывается портал
    Переселения народов
    И сдвигов литосферных плит
    Войн из-за скверных переводов
    И истребления элит
    (Рождение трагедии границ
    Ее предвидел в Ницце Фридрих Ниц)


    Totentanz[1]

    И в германской гравюре,
    Где все так готично, идейно
    И в гражданском гламуре
    С мотивами Ганса Гольбейна
    Черно-белая лента
    Кинохроники. Солнце и сталь.
    Документы Конвента
    Где массовка сродни Рифеншталь
    Где горящие декорации
    В Донецке премьеры «Голландца»
    Где аборт и зачатие нации
    Повторяют сюжет Тотентанца
    Ты ныряешь за золотом Рейна
    Ты — совсем как Кусто.
    Если хочешь мотивов Гольбейна —
    Приходи на Восток.


    Sors mea Jesus[2]

    Великолепный русофоб
    Шотландский рыцарь и каратель
    Раскачивал хрустальный гроб
    Угрюмый сумрачный мечтатель
    Воспитанный в Европе ум
    Тобой сожженные аулы
    И текстов черный опиум
    Бритоголовые назгулы
    Твоею свитой стать смогли
    Каратель, декадент и денди
    А хрестоматии — в пыли
    Все дело — в текстах. И в легенде.


    Звездный десант

    Что было с нами, не совпаденье, не тайна;
    Все это — в духе классических текстов Хайнлайна.
    Это и русской рулетки слепая харизма,
    И обаяние скромное милитаризма.
    Слово прибавит в цене и любой хитрый план,
    Если идет с вами в бой полковой капеллан.
    Звездная пыль с отпечатками наших сапог,
    С космопехотой шагать ты, наверное, мог.
    Вел бы экспансию, сколько хватило бы сил.
    Семь пар железных сапог ты бы там износил.
    Только здесь нет механизмов сложнее комбайна.
    И далеки мы пока от героев Хайнлайна...


    Так закалялась сталь

    Так закалялась сталь
    Есть горизонты иные
    С полотнами Рифеншталь
    Где волки ходят степные
    Видимо, сели на мель
    Морские белые волки
    У края южных земель
    Нашли их стали осколки
    Знакомых была толпа
    Различных племен и наций
    Где я наблюдал черепа
    Магических трепанаций
    Они правели, левели
    Пили у каменных баб
    Снаружи — Макиавелли
    На деле — комфорта раб
    Хотели нескучной жизни,
    Но скучных искали утех.
    По счастью, не все из них слизни
    Есть храбрый писатель, Чех.
    Никто не желает пощады
    В этих скифских снегах.
    Поэтому помнить надо
    И о достойных врагах.


    Садовник

    О нет, я не сановник,
    Версалей и услад.
    Скорее я — садовник.
    Приди в мой Черный Сад.
    Готические кроны.
    Сплетение корней.
    Гражданской обороны
    Убежище теней.
    Плоды ночных раздумий,
    Архивы сверхидей,
    И декадентских мумий
    И черных орхидей
    Выхаживал так нежно,
    Лелеял зла цветок,
    А рядом неизбежно
    Пылал Юго-Восток.
    Я помню час расплаты:
    Спасая красоту,
    Я лезвием лопаты
    Снес голову кроту.
    С остекленевшим взглядом,
    Спасая Эланор,
    Я заливаю ядом
    Холмы кротовьих нор.
    Сыны Унголианты —
    Ползите в свой Хотин!
    Точите фолианты,
    Растите свой хитин.
    Резиновую маску
    Я снял: приди, о брат,
    В таинственную сказку.
    В огромный Черный Сад.

     

    [1] Totentanz — пляска смерти (нем.).

    [2] Sors mea Jesus — жребий мой — Иисус (лат.).

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог