Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Тропинка, ведущая к дому
При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
119002, Москва, Арбат, 20
+7 (495) 691-71-10
+7 (495) 691-71-10
E-mail
priem@moskvam.ru
Адрес
119002, Москва, Арбат, 20
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
«Москва» — литературный журнал
Журнал
Книжная лавка
  • Журналы
  • Книги
Л.И. Бородин
Книгоноша
Приложения
Контакты
    «Москва» — литературный журнал
    Телефоны
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    «Москва» — литературный журнал
    • Журнал
    • Книжная лавка
      • Назад
      • Книжная лавка
      • Журналы
      • Книги
    • Л.И. Бородин
    • Книгоноша
    • Приложения
    • Контакты
    • +7 (495) 691-71-10
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 (495) 691-71-10
    • 119002, Москва, Арбат, 20
    • priem@moskvam.ru
    • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Главная
    Журнал Москва
    Поэзия и проза
    Тропинка, ведущая к дому

    Тропинка, ведущая к дому

    Поэзия и проза
    Октябрь 2018

    Об авторе

    Александр Соловьев

    Александр Николаевич Соловьев родился в 1949 году в Иркутске, в семье военного. Окончил журфак КазГу.
    Много ездил по стране. Основная творческая и жизненная биография связана с Казахстаном. Работал в газетах, журналах, на киностудии.
    Печататься начал еще школьником, с 60-х годов, но первая книжка вышла лишь в 1983 году в издательстве «Жалын». Автор трех стихотворных сборников.
    Живет и работает в Алма-Ате.


    * * *
    Ночь пришла, все живое затихло.
    Не сбылось предсказанье судьбы.
    И на елке потушены иглы,
    Недомолвки пусты и грубы.

    В декабре, в декабре невозможно
    Думать так, как теперь, как теперь,
    И глядеть на миры односложно,
    И не ждать, что откроется дверь.

    Тишина — как зарезанный мальчик
    У царя в розоватых глазах...
    Ты жила в искупительной фальши,
    Ты жалела о прожитых днях.

    Тянет елка бессильные руки,
    Злые, колкие руки слепца,
    И дрожат украшенья, как звуки,
    Затаенным огнем бубенца.

    И во всем, и во всем колокольчик
    Запорошенной тройки, сюда
    Не поспевшей, навек огорошив,
    Потонувшей в снегах без следа.


    Путешествие с солнечным зайчиком

    Лювлю я зеленым зеркальцем
    Солнце — и выпускаю
    В глаза прохожих.

    Но чу! — проползла со стуком
    Деревянная тень старика.
    Мой солнечный зайчик скальпелем
    В пыли полоснул по стенке
    К таинственному кладоискателю
    С палочкою-антенкой...
    — Дяденька, здесь, под опавшими
    Клочьями штукатурки,
    Вам в наследство зарыла бабушка
    Солнечный зайчик в шкатулке?

    — Мальчик, с такой беседою
    Нельзя приставать к слепому.
    Я здесь потерял бесценную
    Тропинку, ведущую к дому.
    Она глубоко зарыта
    В росе и кустах крапивных...

    Я взял старика за руку
    И вывел его к тропинке.
    Тогда он сказал мне: — Пальцами
    Прочел я ладонь твою теплую,
    По воску читает пасечник,
    Садовник — по коже тополя.
    За солнечным зайчиком долго
    Ты будешь бродить по дорогам.
    Но нету клада дороже
    Тропинки, ведущей к дому...

    Побрел он в ветре нахлынувшем,
    А в ладони моей неловко
    Раскрылась божья коровка —
    Капля крови на крылышках...
    Тогда я пошел к своей матери
    И зарылся лицом в колени.
    Мне было тепло, как семени,
    Упавшему в вешнюю землю.


    Из «Рыбацкой сюиты»

    ...и в ночь уходили баркасы,
    Рубя серебро живое.
    Словно детской рукою,
    Волосы трогал бриз.
    И рыбаки пели
    О том, что бесплодие злое
    В городах зажигает
    Желтый огонь больниц.
    Ночью пели мужчины
    И были мудры, как дети.
    В лицах билось крыло золотое
    Высокой и странной звезды.
    А березы и белые женщины,
    Спутав руки и ветви,
    Пели весенние песни,
    Касаясь платьем воды...


    * * *
    У тебя на сердце, на груди, на башенке
    Ни одной соринки, ни одной вчерашенки.
    Ты любила сцену, комнату свою,
    И, как лошадь сено, память я жую.
    О, какого тембра хриплый голос тот,
    Что из косных дебрей мертвое зовет!
    Брошу я на землю древнее кольцо,
    В памяти затеплю мертвое лицо.
    Позднее раздумье — звездные часы.
    Мир затолстосумел — не прольет слезы.
    Стежкой листопада тяжко заметен,
    Где она ступала — тонет метеор...


    * * *
    А я тебя люблю,
    И я благоговею,
    Но я тебя — убью!
    И потому — не смею...


    Из цикла «Отголоски войны»

    ...там смерть в конце с кошмарным криком: «Встань!» —
    Разбрасывает солнце, словно циркуль,
    И рвутся, подожженные с хвоста,
    Желудки бомб с кишками мотоцикла.
    Там церкви, как раздетые мужчины,
    Нисходят в ад, прикрыв руками пах,
    По родинкам крапивы у овина,
    По грядкам трав в горохе и бобах,
    Истерзанному страстью — помоги,
    Оплеванного площадью — не тронь,
    Ведь под глазами синие круги,
    Как два яйца змеиных под травой.
    И рядышком та старая сосна —
    Как матери ослепшие шаги.
    Широкий свет клыками кабана
    Совиных глаз обворожил круги.
    Ежонком — детский череп по руке,
    И жаворонком — синий потолок,
    И чей-то взгляд застыл на пауке,
    Заткавшем солнца рдяный локоток...


    * * *
    Человечество поздно придумало круг —
    Человечество прежде придумало лук.
    Лихо всадник летел кувырком из седла,
    Оттого ли, что видел
                                 лишь полнеба всегда,
    Оттого ль, что любил
                                  лишь всегда полземли...
    Круглокрыло в крапивах гудели шмели.
    Мой ленивый сынишка круглоглазо глядит
    У притихшей, изнеженно-круглой груди.
    Мое сердце, выдумывай круглый лук.
    Мое круглое сердце, сжимайся в клубок —
    Если вдруг половинность полонила любовь.
    Если выследит вдруг половинный друг,
    Если вызволил вдруг половинный враг...
    Человечество поздно придумало круг.
    В небе месяц торчит — будто дьяволов рог.


    Просека

    Так птицы лишь и могут ни о чем
    До слез забрызгать сердце голосами!
    Побудь — ау! — моим поводырем,
    Жизнь вычерпай зелеными горстями.
    Чтоб отозвалось не тайгою вдруг,
    А скрытыми у сердца именами,
    Где, словно дожидаясь бабьих рук,
    В реке качают церкви выменами...
    Я прибегал сюда, когда был мал,
    Пастух небес в рубашке из тумана
    Мне дышащие гнезда вынимал
    Так бережно — как будто из кармана.
    И по дорожке спелого дождя,
    Хоть дикая, но по душе ручная,
    Мою тропинку, дух переведя,
    Перебегала ягода лесная.
    «Я жизнь твоя, и я совсем продрогла,
    Возьми меня, ну вот хотя бы съешь!..»
    Как сладко брать твой поцелуй, природа,
    Единственно доверчивый для всех.
    И жмуриться, как на огни в ночном,
    И целовать недетскими губами...
    Так птицы лишь и могут ни о чем
    До слез забрызгать сердце голосами!


    * * *
    Кто там в красном небе свесил
    Золотые невода?
    Вышла мне на белом свете
    Неуютная звезда.

    Но и все ж с тоской ревнивой
    Даль скользящую ловлю.
    Эти легкие равнины
    Мимолетно я люблю.

    Мимолетно, завороженно
    Я люблю следить в окно
    Или где-нибудь в Заволжье
    Слушать горестное «о!..».

    Кто-то пьет чаи с трескою,
    Ну а мне — одна печаль:
    В подстаканниках трезвона
    Выпить пристальную даль.

    Месяц. Звезды как на ветках.
    Я хотел бы так, пешком,
    В этой вечности навечно
    Затеряться с посошком.


    * * *
    Мороженого пятна
    На мраморной плите.
    Дышать тоннелям мятной
    Прохладой скоростей.
    Перроны перепрятать
    В голубоватых мглах...
    Цела и глуповата
    Полуночь на часах.
    Где ветер умолкает,
    Посеянный людьми,
    Трагически мелькает
    Видение любви.
    Паоло и Франческо
    На целый Дантов Ад
    Одни как-то плачевно,
    Целуясь, пролетят...


    В поисках эпического

    Привет полям, как говорят — салям!
    Спокойно спи и музыки не бойся,
    Как стрекозино-легкокрылый поезд,
    Задев крылом за краешек села.
    Где человечье тело, как трубу,
    Закапывают поперек дороги —
    Спокойно спи, как музыкант в гробу,
    Пока пылят глухонемые ноги...

    В пыли полей, где ржавой железякой —
    Такая характерная деталь! —
    Пронзительный росток шестидесятых,
    Осенней кукурузы вертикаль.
    Где вспахано, и спахтано, и сжато
    Все, что людьми лелеется года, —
    В пыли полей коней пасется стадо,
    А там овечьи топчутся стада.

    В пыли полей, где света переливы
    Косой стерни задернуты плащом,
    Я сам шныряю сусликом трусливым,
    И не понять, о чем грущу еще...
    Где сахарно, как звуки клавесина,
    Сплетаются виденья кораблей —
    Пелеева полей полями сына,
    О муза, из черпальницы своей.
     

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку
    Журнал
    Книжная лавка
    Л.И. Бородин
    Книгоноша
    Приложения
    Контакты
    Подписные индексы

    «Почта России» — П2211
    «Пресса России» — Э15612



    Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
    Контакты
    +7 (495) 691-71-10
    +7 (495) 691-71-10
    E-mail
    priem@moskvam.ru
    Адрес
    119002, Москва, Арбат, 20
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    priem@moskvam.ru
    119002, Москва, Арбат, 20
    Мы в соц. сетях
    © 1957-2024 Журнал «Москва»
    Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
    Политика конфиденциальности
    NORDSITE
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог