Об авторе
Алесь (Александр Константинович) Кожедуб родился в 1952 году в г. Ганцевичи Брестской области. Окончил Белорусский государственный университет и Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького в Москве. Работал учителем, научным сотрудником, редактором на телевидении, главным редактором издательства «Советский писатель» и заместителем главного редактора «Литературной газеты». Печатается с 1976 года. Автор многих книг прозы на белорусском и русском языках, а также книг по истории «Иная Русь» и «Русь и Литва». Лауреат литературных премий имени Михаила Шолохова, Ивана Бунина, дипломант премии имени Антона Дельвига. Живет в Москве.
1
После окончания Высших литературных курсов мне уже не было никакого смысла думать о службе. Да что там служба — о месте проживания не надо было беспокоиться. За два года учебы я все-таки привык к Москве.
Я даже в очередях не стоял. Если уж появлялась потребность в рюмке водки, я шел в Дом литераторов и спокойно выпивал ее. То же самое можно было сказать обо всем остальном. В очереди за колбасой стояла теща. На службу ходила жена. Нужные люди звонили сами. Писатель в середине восьмидесятых еще был уважаемым человеком, и я из этой чаши пил сполна.
— В какой Дом творчества поедем на этот раз? — игриво спрашивал я жену по весне.
— В какой хочешь, — отмахивалась она. — У меня опять «Домострой».
«У тебя “Домострой”, а у меня машина, — думал я. — На кой ляд я с ней связался?»
Надо сказать, «Домострой» и машина портили нам кровь примерно одинаково.
Впрочем, с «Домостроем» Алена влипла в историю по собственному почину. Защитив диплом в университете по древнерусской литературе, жена осталась «древницей» на всю жизнь. Их вообще не так много, этих «древников», но зато они были в полном смысле слова штучным товаром.
Я с «древниками» сталкивался дважды, и обе встречи оставили неизгладимое впечатление. В первый раз Алена привезла меня на дачу в Дудкино, к профессору, под руководством которого она защищала диплом. Дача была под стать своему хозяину: старая, просторная, ухоженная. Может быть, был несколько запущен сад, но и это соответствовало статусу профессорской дачи.
К нашему приезду на террасе был накрыт стол, и я отдал должное выбору яств и напитков: запотевшая бутылка водки, маринованные грибки, огурчики-помидорчики с грядки, сальце с прожилкой. Из кухни доносился запах тушеного мяса.
«Неплохо живут университетские профессора, — подумал я. — Наверное, не одни жития святых исследовали».
Мы выпили, закусили, профессор прочитал небольшую лекцию о нравах современной молодежи.
— У нас тоже преподаватели один древнее другого, — сказал я.
— Где это «у вас»? — осведомился профессор.
— В Литературном институте, — хмыкнул я. — Лекции с пожелтевших листков считывают.
— Лекции могут быть на любых листках, — тоже хмыкнул он. — Это у вас, кажется, Николай Каллиникович преподает?
— Кто? — удивился я.
— Гудзий, — шепнула мне в ухо жена.
— Да, — кивнул я, — но не мне. На Высших литературных курсах древнерусской литературы вообще нет.
— Очень плохо, — вздохнул профессор. — Древнерусскую литературу надо изучать всем.
— И физикам? — снова удивился я.
— Им в первую очередь.
За столом все засмеялись. Я смеялся громче всех. Так бывает после успешно сданного экзамена.
— Молодец! — чмокнула меня в ухо жена.
— Не лепо ли ны бяшет, братие, — поднял я наполненную рюмку, — начяти старыми словесы о полку Игореве!
— Два слова пропустил, — сказала Алена.
— Русскому человеку не только пропустить, но и добавить дозволяется, — благосклонно посмотрел на меня профессор. — Широк русский человек!
— А он не русский, — засмеялась Алена.
— Не русский?! — изумился профессор.
— Белорус. — Я выпил рюмку до дна. — Как и Достоевский, между прочим. Это ведь его слова?
— Его, — погладила меня по плечу Алена.
— Главное, не поляк, — тоже выпил свою рюмку профессор. — Уж с белорусами мы как-нибудь договоримся.
Профессора, как правило, не ошибаются. В Дудкине мы прикончили одну бутылку, за ней и вторую. Женщины нам помогали мало.
Со второй «древницей» я встретился в Коктебеле, но об этом расскажу как-нибудь в другой раз. Главной «древницей» все-таки была моя жена, а у нее, как я уже говорил, возникли большие сложности с «Домостроем».
В издательстве «Советская Россия», которое народ ласково называл «Савраской», Алена среди прочих вела серию «Памятники древнерусской литературы». И не вставить туда «Домострой» она, конечно, не могла.
— А он сочетается с «Кодексом строителя коммунизма»? — спросил я, когда она рассказала мне о «Домострое».
— Вполне, — ответствовала она.
— Тогда издавай, — пожал я плечами.
У меня в это время в «Молодой гвардии» выходила книга повестей и рассказов, и другие книги меня занимали мало. А зря.
«Домострой» вышел, его мгновенно раскупили любители российской словесности, и не только они. Очень скоро на книгу, при советской власти не издававшуюся, появилась рецензия. Но, во-первых, она была напечатана в газете «Правда», а во-вторых, это была не совсем рецензия.
— Кошмар! — сунула мне в руки газету Алена.
Мне ее вид не понравился.
— Так уж и кошмар, — сказал я. — Ну, поругали маленько.
Однако, пробежав глазами текст, я понял, что рецензия была форменным разносом в стиле двадцатых годов. Тогда за них легко расстреливали.
— Н-да, — сказал я. — Это кто ж таков?
— Какой-то историк из Киева... — губы у жены задрожали. — Теперь точно выгонят...
Мне подумалось, что после разноса в «Правде» изгнание проштрафившегося редактора из издательства было вполне возможным вариантом.
— С волчьим билетом! — всхлипнула Алена.
А вот этого не хотелось бы.
— Не переживай, — обнял я жену. — Авось рассосется.
И был прав. Директор издательства, которому было поручено принять к редактору соответствующие меры, вызвал Алену к себе.
— Рано еще «Домострой» издавать, — отечески пожурил он ее.
— А когда не рано? — спросила Алена.
— Ну, лет через десять, — посмотрел в окно директор. — Когда построим. Выговор все-таки придется объявить.
Алена вздохнула. Недавно ее назвали лучшим молодым редактором издательства, и переход из лучших в худшие давался нелегко.
Однако история на этом не закончилась. Рецензент из Киева тоже оказался не лыком шит. Он напечатал в «Правде» вторую статью, в которой впрямую спрашивал, какие меры руководство издательства приняло к идеологически незрелому редактору. Очевидно, он был не простым историком, этот товарищ из Киева. «Зачем советскому человеку “Домострой”, в котором сосредоточены все пережитки не только буржуазного, но и феодального общества?» — вопрошал он.
Позже я посмотрел эту книгу. Некоторые места в ней мне понравились. Например, вот это: «Страх божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти». Sic! Помни о смерти.
Но в остальном, конечно, это была очень вредная книга для нашего человека. Вот что в ней было написано о блюдах, которые следовало подавать к столу в мясоед с Пасхи: «Лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых, баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, язык, лосину, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных, жаворонков, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи».
Кроме того, в Пасхальный мясоед подавали еду рыбную: «Сельдь на пару, щуку на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей».
Мне было непонятно, что такое «кундумы» и «сандрик». Но в доме нормального «древника» всегда есть словарь древнерусского языка, и я узнал, что сандриком называлась можжевеловая смола, а кундумами — вареники с говядиной в подливе.
Конечно, книга с подобным перечислением блюд была идеологической диверсией, о чем я и сказал жене.
— У Аксакова в «Детских годах Багрова внука» еще больше блюд, — пожала она плечами.
— Аксаков писатель, — сказал я, — а здесь идеология. Неужели не понятно?
— Понятно, — вздохнула она. — Выгонят, сам на работу пойдешь.
— Зачем? — удивился я.
— Кто-то ведь должен в семье работать.
— Не обязательно. На жизнь и гонораров хватает.
У меня выходили книги поочередно в Москве и Минске, и на жизнь действительно хватало даже без зарплаты жены.
— Без работы мне скучно, — заупрямилась Алена.
Вот это другое дело. Если человеку скучно — пусть работает. Лишь бы товарищ из Киева не попался. А у жены был классический товарищ, прямиком из «Истории КПСС», где боролись с врагами народа и прочей контрреволюционной сволочью.
Но мы недооценили директора «Савраски». Он тоже был товарищем «оттуда» и знал, к кому и куда идти за советом.
Через неделю после второй статьи в «Правде» он снова вызвал Алену к себе.
— Мы выписали вам премию в размере месячного оклада, — сказал он.
— За что? — поразилась жена.
— За издание высокохудожественной литературы. Идите и спокойно работайте.
— А киевлянин?
— С ним разберутся без вас.
— И даже не будет выговора?
— Не будет.
Алена купила в ГУМе бутылку «Ахашени», и вечером мы ее распили.
— Хорошо, что наш директор из ЦК, — сказала она, залпом осушив бокал. — Обычный директор меня бы не спас.
— Обычных директоров у нас не бывает, — возразил я, с тревогой наблюдая, как она наливает себе в бокал вино. — Может быть, съешь персик?
— Не хочу.
Она снова выпила бокал до дна.
«Сейчас упадет», — подумал я.
Но жена упала не сразу. Она обстоятельно рассказала мне о пользе древнерусской литературы, и особенно апокрифов, по которым когда-то писала диплом. Затем высказала все, что думает о стукачах из центральной печати. Почему-то вспомнила свою поездку на Валаам. И только после этого откинулась на спинку дивана и безмятежно уснула.
Я же подумал, что «Домострой» мне попался в руки не зря. Я понял, что должен обустроить свой дом. Поскольку полноценного дома в Москве у меня не было, им следовало обзавестись. И это была цель, ради которой можно было пожертвовать многим.
2
Но перед домом, требовавшим обустройства, у нас появилась машина.
Ровно в тот год, когда я получал права на вождение в Минске, тестю пришла открытка из автоцентра на Варшавке о выделении ему машины. Тесть был ветераном Великой Отечественной войны, и мы этой открытке не сильно удивились.
— Какая машина? — спросила жена.
— На выбор шестая или восьмая модель «жигулей», — сказал я. — Какую ты хочешь?
— Не знаю, — пожала она плечами. — Надо Леню спросить.
Леня был ее старший брат, который уже два года ездил на «Ниве», и его совет имел большое значение.
— Берите любую, — тоже пожал плечами Леонид. — Мне «Нива» нравится.
У Леонида был дом в Тверской области, до которого можно было доехать только на «Ниве», и всем было понятно его пристрастие к вездеходам.
— Но у нас нет дома под Тверью, — сказал я.
— Купим, — посмотрела на меня жена.
— Выделяют «шестерку» либо «восьмерку», — напомнил я.
— Я бы взял «восьмерку», — сказал сын Леонида Петр, тоже участвовавший в семейном совете.
Петя был на десять лет младше меня, и для него не стоял вопрос, какая цифра весомее — шесть или восемь. К тому же в свои двадцать он уже успел жениться и развестись, в то время как я только-только привыкал к своей первой жене. Впрочем, что-то мне подсказывало, что эта жена надолго.
— Берем «шестерку», — сказал я.
За машиной поехали тесть, я и Алена. Автомагазин на Варшавке в то время был крупнейший в Москве. Издали он походил на огромный муравейник, живущий по законам, неведомым простым людям.
— Это сколько же мы здесь простоим в очередях? — почесал я затылок.
Очереди и впрямь были большие, но к обеду мы достигли заветного окошка.
— Обед, — захлопнула окошко продавец.
— Зато после обеда мы первые, — сказала жена.
За время обеда перед нами влезли два ветерана, более заслуженные, чем тесть, но по сравнению с утренней очередью они были семечками. Ровно в пятнадцать ноль-ноль мы просунули документы в окошко.
— Остались только белые и бежевые, — визгливым голосом сказала дама в окошке. — Какую берете?
— Белую. — Голос у меня отчего-то сел.
Жена открыла рот — и ничего не сказала. Тестя никто ни о чем не спрашивал, и он послушно делал то, что ему велели. В основном ему приходилось расписываться на квитанциях.
Еще через час из ворот к нам выкатилось белое чудо.
— Получайте, — сказал мастер, передавая мне ключи.
— И все? — недоверчиво спросил я.
— Теперь на учет в ГАИ.
«Еще одна очередь», — подумал я.
— Наш Феликс, пока ехал из магазина в ГАИ, попал в аварию, — сказала Алена.
Я тоже помнил эту историю. Сослуживцу Алены Феликсу Чуеву в Союзе писателей выделили «волгу». Он приехал в магазин на Варшавке, честно отстоял очередь, сел в новенькую «волгу» и поехал в ГАИ. На перекрестке его догнал грузовик и стукнул в бок.
— Какого цвета была «волга»? — спросил я.
— Белая, — сказала жена.
— А в какой бок его стукнул грузовик?
— Не знаю, — озадаченно посмотрела на меня Алена.
Я отчего-то подумал, что мне следует опасаться белых «волг», и, как выяснилось позже, был прав.
Но в этот раз я благополучно доехал до отделения ГАИ, и мы зарегистрировали машину.
— Теперь покатаемся! — счастливо зажмурилась жена.
Я крякнул. Кому кататься, а кому возить саночки. Да и Москва, по моему мнению, была не самым удобным местом для катания.
Я начал осваивать Ленинский проспект и окрестности, потом стал выбираться в центр. Издательство жены находилось в проезде Сапунова, что рядом с ГУМом, неподалеку и Красная площадь. На нее я, конечно, не выезжал, но по улицам Двадцать пятого октября и Степана Разина колесил. Здесь я чаще всего сталкивался с гаишниками, которые издали чуяли новичка.
— Так резко тормозить нельзя, — говорил старший лейтенант, внимательно изучая мои права. — А если бы рядом с водителем, который следовал за вами, была девушка?
— И что? — недоумевал я.
— Он бы, например, отвлекся, а тут вы. Нехорошо. На первый раз с вас трешка.
Я лез в карман. Спорить с гаишниками, несущими службу рядом с Кремлем, было бессмысленно.
Наступила зима, но я продолжал ездить.
Тестя положили на обследование в больницу на Каширке, и мы с женой и Петром поехали его навестить. Сугробы по обочинам дорог возвышались, как горы. Ночью прошел снежок, на асфальте образовался накат. Я ехал рядом с троллейбусом.
— Влево! — закричал Петя, сидевший рядом со мной.
Ему показалось, что сейчас мы протараним троллейбус. Я крутнул руль и нажал на тормоз. Левое колесо попало на припорошенный снегом лед, нас развернуло, как в кино, и выбросило в сугроб. Судя по вытаращенным глазам пассажиров троллейбуса, фонтан снега, взметнувшийся из-под колес нашей машины, им очень понравился. Не оставил он равнодушным и толстого гаишника, сидевшего высоко над землей, в «стакане» у перекрестка. Пока Петя с прохожими выталкивали машину из сугроба, гаишник неспешно спустился по лесенке из «стакана» и подошел, помахивая полосатым жезлом, к нам.
— Это вы фигуры высшего пилотажа исполняли? — спросил он меня.
— Так точно, — повесил я голову.
— И все целы? — не верил своим глазам гаишник.
— Сугроб, — промямлил я.
— Давно за рулем?
— Третий месяц.
— И машина цела?
Мы обошли автомобиль. На нем не было ни царапины. В сугроб между двух яблонь я влетел с ювелирной точностью, причем задом наперед, не зацепив ни веточки.
— Ну что ж, езжайте, — вернул мне права гаишник. — И не такие обучаются.
Последние его слова мне не понравились. Что значит «не такие»?
— Оштрафовали? — прошептала с заднего сиденья жена.
Со всей этой катавасией я о ней как-то забыл. А на заднем сиденье летать, наверное, не очень приятно.
— Жива? — спросил я, не поворачивая головы.
— О Господи! — запоздало перекрестилась Алена. — Что с нами было?
— Петля Нестерова! — захохотал Петр. — Гаишник даже из будки вылез.
Судя по голосу, Петр уже полностью пришел в себя. Мы поехали дальше в больницу. «Пока еще навещать, — подумал я. — А про фигуры высшего пилотажа он хорошо завернул».
Надо сказать, с годами юмор гаишников мне стал нравиться. Дом, в котором мы живем, стоит в самом конце Ленинского проспекта, и, чтобы из его арки на этот самый проспект выехать, приходится нарушать правила, причем дважды. В первый раз ты вынужден проигнорировать знак «движение только направо», во второй — пересечь сплошную двойную линию. Но не ехать же километр до разворота на проспекте Вернадского.
Гаишники об этом выезде из арки нашего дома хорошо знали и изредка караулили жильцов вроде меня. Однажды я выехал — и прямиком в их распростертые объятия.
— Нарушаем, Александр Константинович, — сказал капитан, изучив мои права.
— Да уж... — понурился я. — Срочно на дачу надо, а объезжать далеко.
— Серьезное нарушение, целых два, — посмотрел на меня капитан. — Составляем протокол?
— Можно без протокола?
Мы сошлись на тысяче, тогда это была приемлемая цена.
— В следующий раз будьте внимательнее, — сказал гаишник, возвращая права.
Следующий раз не заставил себя долго ждать.
Назавтра я снова выехал на проспект через арку — и увидел того же капитана с палкой.
— Опять вы?! — опешил он.
— Вы же здесь раз в год стоите, — тоже удивился я.
— Иногда и два раза в год, — смутился гаишник, но быстро взял себя в руки. — На дачу?
— Куда же еще, — пробурчал я. — Но это несправедливо — стоять два дня подряд на одном месте.
— Знаете, Александр Константинович, — внимательно посмотрел мне в глаза капитан, — у вас очень знаменитая фамилия.
— И что?
— Я бы на вашем месте написал заявление туда, — показал пальцем вверх гаишник.
— Зачем?
— Чтобы вам выдали особое разрешение.
— Какое?
— Ездить по собственным правилам. Чтобы вот тут, на лобовом стекле, был прикреплен талон, а на нем большими буквами написано: «На дачу!»
— Вот ваша тысяча, — достал я из кармана бумажник.
— А вы на досуге поразмышляйте, — козырнул капитан.
После этого я перестал выезжать на проспект из арки. Но история с капитаном случилась годы спустя. А в тот день, когда я влетел в сугроб, мои приключения не закончились.
Должен признаться, в середине восьмидесятых Москва утопала в снегах отнюдь не случайно. Верно, это был знак, подаваемый свыше, однако никто на него не обращал внимания. И в первую очередь его не замечали дворники. Если крупные автомагистрали еще как-то расчищались — все-таки генсекам и их приспешникам нужно было ездить в аэропорты и другие места, — то боковушки рядом с проспектами, по которым разъезжали простые граждане, были брошены на произвол судьбы. В них вязли даже «нивы», не говоря уж о «жигулях» шестой модели.
По такой вот занесенной снегом боковушке мы пробивались к своему дому, когда навстречу нам вырулила «волга». Моя машина уже почти поравнялась с ней, когда водитель «волги» газанул и та пошла юзом.
— Газу! — заорал Петр.
Я дал газу. Моя машина тоже пошла юзом, и мы встретились. Удар был довольно сильный.
«А “волга”-то белая, — подумал я, вылезая из машины. — Не зря мы Феликса вспоминали».
Феликс был записным анекдотчиком, и Алена вчера со смехом рассказывала о поездке группы писателей, среди которых был Феликс, на Дон, к Шолохову. Классик советской литературы был прост. Он принял писателей в своем доме, накормил хорошим обедом, посадил в выделенный райкомом «козел» и увез в степь.
— Едем мы по степи, — рассказывал, поддергивая штаны, Феликс, — и вдруг видим отару. Подъезжаем. пастух, старый дед, поднимает руку. Останавливаемся. «Здорово, Минька», — говорит пастух Шолохову. «Здорово», — отвечает классик. «А нет ли у тебя, Минька, трояка на опохмел?» — спрашивает дед. «Жара ведь страшенная, — смеется Шолохов, — как же ты водку будешь пить?» «А как же ее не пить, Минька?» — тоже смеется дед.
— Ну и что, дал трояк? — спросил я жену.
— Конечно, дал, — пожала она плечами. — На водку всегда дадут.
Водка водкой, но сейчас я имел дело с белой «волгой».
— Товарный вид! — закричал, с трудом вылезая из «волги», пузатый водитель. — Ты мне товарный вид попортил!
— Это у меня вид, — сказал я. — Вон какая вмятина.
На «волге» железа было гораздо больше, чем на «жигулях», и моя вмятина на заднем крыле выглядела ужасающе. Водитель посмотрел поочередно на свою машину, потом на мою вмятину.
— Ладно, — сказал он, — гони четвертную — и разъедемся.
Мы с Петей пошарили по карманам, набрали двадцать пять рублей и отдали водителю «волги».
— Ну и поездочка! — хлопнул меня по плечу Петр. — Зато машину обновили.
Он был легкий парень.
— И что теперь? — спросил я, проглотив комок в горле.
— Ремонтировать! — удивился Петр. — Выпрямят, отрихтуют, покрасят — и снова будет как новенькая.
Но выглядеть как новенькая нашей «шестерке» уже не было суждено. Попасть в автомастерскую тогда можно было только по большому блату, и моим крылом занимался дядя Миша из гаражей.
— Ручная работа! — сказал Леонид, оглядев отремонтированную машину. — Сам делал?
— У самого было бы хуже, — вздохнул я.
— Ездить вообще-то можно, — утешил меня Леонид. — Зато теперь не угонят.
— Почему? — удивился я.
— Слишком приметная машина. На рыбалку собираешься?
— Конечно, — кивнул я. — Маленько подсохнет — и к тебе в деревню. Теперь мне сам черт не брат.
Однако рыбалка отменилась, потому что нам выделили творческую мастерскую во Внукове.
3
С пятидесятых годов во Внукове существовал пионерский лагерь при Союзе писателей. Сначала в него ездила моя жена, как писательская дочка, потом Петя, как писательский внук. К концу семидесятых пионерлагерь трансформировался в творческие мастерские. Был выстроен поселок с пятью кирпичными коттеджами, здесь же котельная с баней, неподалеку двухэтажный деревянный дом кастелянши, на первом этаже которого размещался буфет. Как и в любом поселке тех времен, в нем были комендант, бухгалтер, сестра-хозяйка, слесарь-сантехник, охранник и даже водитель рафика, отвозивший страждущих на станцию. Кроме того, на территории поселка росли голубые ели, лиственницы, дубы, сосны, березы и кусты шиповника, бересклета и орешника. Это был цивилизованный островок на окраине леса, спускающегося к речке Ликова, воду которой моя жена помнила еще прозрачной.
— Мы в ней купались, — сказала она. — На дне камушки были видны.
В это трудно было поверить, потому что сейчас речка была обыкновенной канавой, заросшей тростником и рогозом. Рыба в ней отдавала запахом керосина. Близость внуковского аэропорта все-таки имела значение.
А когда-то это были благословенные места. Начнем с того, что именно здесь, на покатом холме, увенчанном могучими елями и лиственницами, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков располагалась загородная усадьба Абрикосова, мармеладного короля России. От барского дома к речке вела аллея, обсаженная вперемешку тополями и березами, не менее могучими, чем ели. Сейчас некоторые из них уже были сожжены молниями и сломаны ураганами, хоть и редко, но случавшимися в Подмосковье. По этой аллее к Ликове съезжали конные экипажи, заполненные разнаряженной публикой. Молодежь заполняла купальню, люди постарше гуляли под зонтами вдоль речки. Здесь же, верно, устраивались чаепития, а то и наливочку подносили. Простор здесь был такой, что можно было наладить хорошее гулянье — с играми, салютами, хороводами.
Я вполне живо представлял себе кавалькаду экипажей, дам в длинных платьях, ныряющих с мостков парней, деревенских девок в венках на лугу...
Луг, кстати сказать, и сейчас был хорош. С весны до осени на нем цвели кашка, колокольчики, ромашки, иван-чай, зверобой, пижма... Сам барский дом окаймляли пышные кусты сирени — белой, фиолетовой, бледно-синей. В зарослях черемухи, густившейся в речной пойме, надрывались соловьи. На склонах вызревали земляника с малиной. Грибов в лесу тоже хватало: рыжиков, лисичек, подберезовиков с подосиновиками, ну и белых, само собой. По осени выносили из леса полные ведра опят.
Это было настоящее Подмосковье, из времен Бунина и Шмелева.
— Ты заявление во Внуково написал? — спросил меня главный редактор «Литературной России» Эрнст Сафонов, когда я принес ему очередной рассказ.
— Куда? — удивился я.
— В Дом творчества «Внуково». Там, говорят, места освободились.
Про Внуково я что-то слышал. Но это был аэропорт, а не Дом творчества.
— Не написал, — сказал я.
— Вот пойди и напиши.
Я привык слушаться старших. Но до того как я это заявление написал, про Внуково нам с Аленой рассказал Георгий Афанасьевич. Оказывается, творческую мастерскую там ему уже выделили.
— Вообще-то я участок в Красновидове просил, — сказал он. — Но в Литфонде Немцов главный.
— Это какой Немцов? Критик? — заинтересовался я.
— Дочка знает, — вздохнул Георгий Афанасьевич.
Я посмотрел на жену.
— Подумаешь, книгу Немцова не одобрила! — фыркнула она. — Я и на других отрицательные заключения писала.
— Так, &mdash
- Комментарии
