Об авторе
Родился в 1976 году. Окончил СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова и Институт социальнополитических исследований РАН.
Работает старшим научным сотрудником Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ. Политолог, кавказовед. Кандидат политических наук.
Живет в Москве.
На постсоветском пространстве временем «взбунтовавшейся этничности» считается последнее десятилетие XX века. Но рост национального самосознания и национализм являются актуальными и востребованными трендами и в настоящее время. Становление и развитие общества и политики в бывших союзных и автономных республиках СССР тесно взаимосвязаны с этничностью. По мнению ряда экспертов, «важнейшие социальные процессы реформирования основных сфер жизни имеют этническую вариативность»[1], то есть этничность приобретает декларационные, манифестные формы, становится мобилизирующим средством и во многом продолжает определять социальное поведение. Эту модель поведения мы можем проследить на примере ряда общин и диаспор в России.
Кавказские диаспоры и общины России являются стратегически важным политическим и экономическим ресурсом государств и республик Южного и Северного Кавказа. С одной стороны, диаспора является неотъемлемой частью общества, в котором она находится, а с другой — она формирует транснациональные сетевые отношения, таким образом стирая государственные границы.
Ряд экспертов считают диаспору классическим транснациональным игроком, «роль и влияние которого особо возросли после падения СССР». Можно утверждать, что диаспора — это уже не только этнокультурная общность определенной группы, проживающая за пределами своего «титульного» государства. Вполне обоснованно указывается на то, что диаспора приобретает оттенок этнополитического феномена, способного влиять на принятие внутри- и внешнеполитических решений как в стране проживания, так и в стране происхождения. Другими словами, этот процесс характеризует преобразование диаспоры от этнокультурной в политическую.
Важно отметить, что диаспоральный потенциал недостаточно используется руководством России в интересах укрепления российской государственности в республиках Северного Кавказа и продвижения своих интересов в государствах Южного Кавказа. В ряде случаев диаспоры и общины становятся деструктивным резервом, провоцирующим обострение межнациональных или межконфессиональных отношений. Более того, в ряде регионов России уже явно проявляется процесс социокультурного доминирования приезжих над местными. Этому способствует то, что объединенные в национальнокультурные автономии землячества имеют российскую государственную защиту и нередко ведут агрессивную «завоевательную политику» в экономической сфере.
В России уже назрела необходимость глубокого анализа этнических изменений, динамики социокультурных характеристик и тенденций развития. Под социокультурными характеристиками мы понимаем ценностные ориентации, которые могут соответствовать либо не соответствовать российскому типу общества. Изучение этих характеристик в динамическом аспекте дает представление о характере и степени адаптации диаспор и общин в России.
Следует отметить, что диаспоральная и общинная деятельность является важной составляющей политической, экономической и культурной жизни России. Так как именно кавказские диаспоры и общины пытаются стать акторами политической, экономической и культурной жизни России, роль этого сегмента политической, экономической, культурной и религиозной жизни России возрастает. Как и большинство диаспор и общин, кавказские объединены по этноконфессиональному принципу и зачастую воспринимаются коренным местным населением как носители иного цивилизационного кода. Противостояние с коренным населением способствует сплочению кавказских диаспор и общин и вырабатывает особую стратегию поведения — формирование организации (самостоятельного юридического лица) и развитие устойчивых политических, экономических и культурных связей с родиной.
Дополнительную обеспокоенность вызывает то, что формирование этнического кавказского бизнеса, как правило, осуществляется по «земляческому принципу». За счет этого в экономическом сегменте представители диаспор и общин занимают более выигрышную позицию. При этом российские кавказские диаспоры — армянская, азербайджанская и грузинская — более развиты социокультурно и экономически, чем северокавказские общины.
Для более объективного рассмотрения социокультурных характеристик и тенденций каждая диаспора и община в данной работе рассматривается отдельно.
Северокавказские диаспоры
Армянская диаспора
Количество армян, живущих вне своего национального государства, превышает число проживающих в Армении в 2–3 раза. Общая численность армян, проживающих в России, превышает 2 миллиона человек. Наиболее крупные армянские общины проживают преимущественно в городах на Северном Кавказе, в Москве, Московской области и Петербурге, а также в Поволжье. Россия является основной принимающей страной для армян, куда уехало примерно 80% эмигрантов. Характерным явлением стало чрезвычайно широкое дисперсное расселение иммигрантов в малых городах и даже в сельской местности РФ.
Из всех кавказских народов армяне наиболее интегрированы в российский социум. Армянскую диаспору можно разделить на несколько страт: «старую армянскую диаспору», «новую армянскую диаспору», «интегрированную диаспору» и «неинтегрированную диаспору»[2]. Особо обращается внимание на «негомогенность последней как с точки зрения нацеленности на интеграцию с принимающими сообществами, так и по степени фактической интегрированности»[3].
Наиболее яркими представителями «старой армянской диаспоры» являются: Р.С. Арутюнов — председатель исполкома московской армянской общины, генералмайор в отставке; С.Г. Арутюнян — чрезвычайный и полномочный посол; С.В. Галоян — заслуженный учитель РФ, директор школы № 2042 (г. Москва); С.С. Григорян — академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор; Р.В. Енгибарян — директор Института госуправления МГИМО, доктор юридических наук; Л.А. Пирузян — академик РАН; Н.П. Симонян — футболист, чемпион Олимпийских игр, заслуженный тренер РФ и СССР; Н.Г. Тер-Григорянц — генераллейтенант Вооруженных сил Советского Союза; Д.В. Харатьян — актер, народный артист России; А.Н. Чилингаров — член СФ России; А.О. Чубарьян — академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН; Л.В. Адамян — академик РАМН; Р.А. Аганбегян — президент ЗАО «ММВБ»; А.А. Адабашьян — актер, сценарист, режиссер.
Эти и другие представители «старой армянской диаспоры» внесли и вносят определенный вклад в развитие культуры, науки, спорта, образования России, однако при этом остаются носителями своих диаспоральных, этнических интересов. Ярким представителем «старой армянской диаспоры» является К.Г. Шахназаров. Сын известного в СССР и России политического и общественного деятеля, Шахназаров родился в Краснодаре, получил образование в Москве, а с 1998 года является генеральным директором киноконцерна «Мосфильм».
Другой типичный представитель «старой армянской диаспоры» — Р.А. Аганбегян — сын известного советского и российского экономиста. Он, как и Шахназаров, родился, вырос и получил образование в России. Здесь же руководит современной финансовой корпорацией «Открытие».
Представителями «новой армянской диаспоры» в России являются: А.А. Абрамян — президент Всемирного армянского конгресса и Союза армян России; Г.С. Авакян — президент группы компаний «Адамант»; Г.М. Арзуманян — председатель правления «Трансстройбанка»; С.А. Амбарцумян — президент концерна «Монарх»; Р.К. Варданян — председатель Совета директоров ОАО «Российская венчурная компания»; А.Р. Варжапетян — президент компании «Лудинг»; А.Г. Гарслян — председатель Совета директоров АО «Метафракс» (Пермский край); Г.Г. Геворкян — президент ювелирного дома «Эстет». Эта категория предпринимателей, как правило, занимает определенный сегмент рынка и задействована в финансовой, строительной, пищевой отраслях.
Люди, входящие в «старую диаспору», уже являются «коренными» жителями России. Они здесь родились, получили образование и работают.
Армяне, входящие в «новую диаспору», приехали в Россию, как правило, в период наличия в стране благоприятных условий для ведения бизнеса. Именно поэтому «новая армянская диаспора» в большинстве состоит из предпринимателей. В качестве примера можно привести биографию президента крупного строительного концерна «Монарх» С.А. Амбарцумяна, который окончил в 1975 году Ереванский политехнический институт, работал инженером в тресте «Армтрансстрой», а в 1994 году переехал в Москву и создал частную фирму «АСМИ».
Интегрированную часть армянской диаспоры представляют люди, которые еще не стали полностью российскими или армянскими и осуществляют свою деятельность в двух странах. Например, братья Карапетян — Самвел и Карен. Старший из братьев — Самвел — с 2010 по 2011 год был мэром города Еревана, а с 2011 года назначен первым вице-президентом ОАО «Газпромбанк». Младший брат Самвела Карапетяна — Карен — практически полностью интегрирован в российский бизнес. Он является единоличным владельцем группы «Ташир». Этой группе принадлежит 1,3 млн квадратных метров торговой недвижимости. В 2012 году С.Карапетян удостоился благодарности президента России В.В. Путина за финансирование восстановления Морского собора в Кронштадте.
Другим представителем «интегрированной диаспоры» является ректор Российско-армянского (Славянского) университета А.Р. Дарбинян. Бывший высокопоставленный армянский чиновник[4] в настоящее время руководит высшим учебным заведением, находящимся в совместном ведении Республики Армении и России.
Типичным представителем «неинтегрированной армянской диаспоры» является Грачья Арутюнян, 46-летний гражданин Армении. Он был виновником крупной автоаварии под Подольском, в результате которой погибли 18 человек и более 50 получили ранения.
По данным Государственной миграционной службы Министерства территориального управления Армении, трудовых мигрантов, относящихся к «неинтегрированной армянской диаспоре», на территории России 700–800 тысяч вместе с членами их семей.
Чаще трудовые мигранты из Армении работают в сферах труда, не- привлекательных для москвичей. Трудоустраиваются они, как правило, с помощью друзей и родственников. Мигрантам не доплачивают за их работу, не всегда оплачивают сверхурочную работу, задерживают заработную плату, принуждают выполнять дополнительные функции. Несмотря на это, подавляющее большинство удовлетворены своим проживанием. Показателем, косвенно фиксирующим адаптированность большинства мигрантов из Армении в России, является нежелание возвращаться на родину.
В развитии отношений старой и новой армянских диаспор наблюдается большая активность последних. Это приводит к вытеснению представителей «старых армян» в России с социальнополитического и экономического пространства и постепенному доминированию «новых армян».
Так, в результате войны в Нагорно-Карабахской Республике появился большой поток беженцев в южные регионы России: Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Беженцы были с радушием приняты «старой армянской диаспорой». Им создавались благоприятные условия для интеграции в местное деловое сообщество. Однако со временем «традиционные армяне» — потомки мигрировавших сюда из Турции беженцев стали вытесняться представителями «новой» и «интегрированной» армянской диаспоры.
Следует особое внимание обратить на криминальную составляющую армянской диаспоры. Армянские преступные группировки специализируются на заказных убийствах, гостиничном и игорном бизнесе, промышляют разбойными нападениями на автовладельцев, совершают квалифицированные кражи.
Армянская диаспора России — это неоднородное сообщество, состоящее из нескольких социальных слоев, довольно слабо связанных друг с другом. Нельзя сказать, что диаспора разобщена, так как есть очень сильный объединительный ресурс — Армянская апостольская церковь. Помимо этого, есть общий для всех армян нарратив — геноцид, который является объединительным ресурсом и для армян России.
Вместе с тем «старая армянская диаспора» практически не взаимодействует с «новой», «интегрированной» и «неинтегрированной» группами диаспоры, так как «старая армянская диаспора» идеологически формировалась в эпоху советской национальной политики. Скорее всего, интегрирующий компонент в армянской диаспоре будет ослабевать. Более того, в условиях, когда диаспора приобретает оттенок этнополитического феномена, она все больше будет позиционировать себя не в российском, а в западном сообществе, ориентированном на материальные ценности и получение прибыли.
Азербайджанская диаспора
Азербайджанскую диаспору России, насчитывающую, по неофициальным данным, от 2 до 2,5 миллиона человек, также можно условно разделить на «старую», «новую», «интегрированную» и «неинтегрированную».
«Старая диаспора» немногочисленна и практически не представлена в медийном пространстве. Исключение составляет один из самых востребованных в печатных и электронных средствах массовой информации спикеров — Г.Дж. Джемаль. Отец Джемаля азербайджанец, а мать русская; несмотря на это, его высказывания и комментарии зачастую носят русофобский, антироссийский характер.
Самый известный российский предприниматель азербайджанского происхождения — В.Ю. Алекперов, президент и совладелец нефтяной компании «Лукойл». Он является представителем «новой азербайджанской диаспоры», которая немногочисленна и, как правило, состоит из предпринимателей, заработавших крупный капитал в постсоветское время. Алекперов не планирует выводить активы за рубеж и, судя по всему, намерен укреплять свои позиции в России. Его сын, Юсуф, получил образование в Российском государственном университете нефти и газа имени Губкина, а не за рубежом и продолжает жить в России.
Не менее известным представителем «новой азербайджанской диаспоры» является А.И. Агаларов, крупный российский предприниматель, президент и владелец группы компаний «КрокусГрупп». В эту группу мы также относим И.Рагимова — генерального директора ООО «Рисско», активно участвующего в жизни азербайджанской диаспоры.
К категории финансовых тяжеловесов «новой диаспоры» относится Т.М. Исмаилов, руководитель группы компаний «АСТ». Несмотря на то что Исмаилов является горским евреем, он вместе с другими крупными российскими предпринимателями азербайджанского происхождения активно участвует в жизни азербайджанской диаспоры.
Нельзя не обратить внимание еще на двух российских предпринимателей азербайджанского происхождения — Г.Нисанова и З.Илиева. Эти бизнесмены стали владельцами торгового центра «Лотос-сити», претендующего на позиции самого крупного в Москве. Илиев и Нисанов (бывшие совладельцы Черкизовского рынка) уже являются владельцами нескольких крупных объектов в Москве: торгового центра «Европейский», гостиниц «Украина» и «Славянская», мебельного центра «Гранд». Их совокупное состояние оценивается в 6 миллиардов долларов.
Наиболее известным общественным проектом, инициированным «клубом азербайджанских миллиардеров России», была попытка создания новой, более мощной, чем Всероссийский азербайджанский конгресс (ВАК), организации. Крупные предприниматели и ряд общественных деятелей азербайджанского происхождения учредили в Москве Союз азербайджанских организаций России. К этому событию имели отношение президент нефтяной компании «Лукойл» В.Ю. Алекперов, глава холдинга «Крокус Сити» А.И. Агаларов, президент группы компаний «АСТ» Т.М. Исмаилов, бизнесмен И.Халилов, бывший первый вице-премьер правительства Азербайджана, ныне предприниматель А.Аббасов, президент Гильдии нотариальных контор России Н.Агамиров, глава национально-культурной автономии азербайджанцев (ФНКА) России «АзерРос» С.Садыхов, нынешний глава Дагеста-на Р.Г. Абдулатипов и др.
Участие последнего вызвало недоумение и негодование азербайджанских властей — очевидно, ввиду того, что он является дагестанцемаварцем, занимавшим на тот момент должность депутата Госдумы и руководителя Ассамблеи народов России.
Учреждение Союза азербайджанских организаций России было воспринято властями Азербайджана как «вызов Кремля». Государственные средства массовой информации комментировали это событие в антиазербайджанском контексте. Некоторым крупным предпринимателямучредителям фактически пришлось оправдываться, отвечая на вопросы журналистов. Так, А.Агаларов заявил, что поддерживает любую организацию, созданную при поддержке президента Азербайджана и азербайджанцев России. «Если какая-либо организация готовит план против президента Азербайджана, то я против этого», — заявил Агаларов.
Типичным представителем «интегрированной азербайджанской диаспоры» является Ф.М. Исмаилов, родной брат миллиардера Т.М. Исмаилова. До 27 ноября 2012 года Ф.Исмаилов работал заместителем префекта Северного округа Москвы, активно лоббируя интересы азербайджанцев в столице.
Надо отметить, что Северный округ является своего рода «зоной концентрации» азербайджанского влияния в Москве. Здесь находится киноконцертный комплекс «Баку» (ул. Усиевича, д. 12/14). Расположенный в районе, где живут деятели культуры и искусства, театра и кино, «Баку» с момента создания является связующим звеном между поколениями азербайджанцев. Там регулярно проводятся творческие вечера, организованные руководством кинотеатра и представителями азербайджанской диаспоры в Москве. Здание комплекса открыто для проведения встреч лидеров политических партий и религиозных организаций. «Баку» — одна из опорных площадок так называемой «интегрированной азербайджанской диаспоры».
В отличие от «интегрированной», «неинтегрированная» азербайджанская диаспора в России широко представлена трудовыми мигрантами. Их пребывание в России уже создает определенные угрозы национальной безопасности страны. Либеральная миграционная политика стала причиной неконтролируемого потока в Россию неквалифицированной рабочей силы из Азербайджана, задействованной в большей степени в теневом бизнесе. «Неинтегрированная азербайджанская диаспора» оказывает крайне негативное влияние на криминогенную обстановку и общественнополитическую ситуацию в стране. Эта часть азербайджанской диаспоры является социальной базой криминальных организаций, торгующих наркотиками и товарами, ввезенными контрабандным путем.
Азербайджанская криминальная группировка, сформированная по закрытому принципу, контролирует рынки. Кроме того, имеются данные о том, что группы азербайджанских преступников монополизировали мелкооптовую торговлю наркотиками в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов России.
Существует среди азербайджанцев особая криминальная страта — влиятельные азербайджанские «воры в законе». Наиболее «авторитетным» является Ибрагимов Дадаш Хикмет оглы, он же Дадаш Бакинский. В последний свой приезд в Москву он был задержан на «сходке» вместе с другими криминальными авторитетами: Гаджи, Юсифом и Мамедом. Сейчас Дадаш отбывает четырехлетний срок — переведен из «крытой» тюрьмы Тулуна в тюрьму усиленного режима Минусинска.
Следует отметить неоднородность азербайджанской диаспоры, более того, некоторые азербайджанские организации враждуют и жестко конкурируют между собой. Но их деятельность фактически координируется из Баку. В большинстве своем азербайджанцы не намерены интегрироваться в российское социокультурное пространство, зачастую игнорируя традиции русской культуры и отказываясь от изучения русского языка, и крайне неодобрительно отзываются о политике России в государствах Южного Кавказа.
Анализ деятельности формальных и неформальных азербайджанских организаций России, предпринимателей и трудовых мигрантов показывает, что они находятся под прямым или косвенным влиянием руководства Азербайджана. События, происходившие после попытки учреждения Союза азербайджанских организаций России, показывают, что официальный Баку посредством диаспоры активно лоббирует свои интересы во внутренней политике России. Российские органы власти слабо влияют на деятельность азербайджанской диаспоры в России. Такая ситуация способствует возникновению в России закрытого этнополитического азербайджанского анклава, имеющего внешнюю поддержку.
Грузинская диаспора
В настоящее время за рубежом насчитывается более 200 грузинских диаспорных организаций. В России ныне проживает около 800 тысяч грузин, большинство из которых не состоит в грузинских диаспоральных организациях. Но часть из них активно содействует развитию и популяризации грузинской культуры, включая создание центров культуры, организацию курсов грузинского языка и творческих объединений. В России грузинская диаспора одна из самых сплоченных и однородных, потому что грузины после российскогрузинского конфликта 2008 года объединены идеей восстановления территориальной целостности своей страны.
«Старая грузинская диаспора» — очень влиятельная и интегрированная в российское общество социальная группа. В нее входят известные художники, актеры, предприниматели, режиссеры, писатели. Самыми известными представителями являются Б.Акунин (Чхартишвили, грузин по отцу), О.В. Басилашвили (тоже грузин по отцу) — известный актер, Т.М. Гвердцители (отец грузин) — певица, актриса, композитор, А.Т. Сихарулидзе (грузин по отцовской линии) — чемпион мира по фигурному катанию, Б.Г. Иванишвили — президент банка «Российский кредит», владелец аптечной сети «Доктор Столетов», Л.А. Бокерия — академик, главный кардиохирург России, Н.К. Сванидзе — известный российский журналист, З.К. Церетели — президент Российской академии художеств.
«Новая» и «интегрированная» части грузинской диаспоры практически не имеют серьезного численного представительства, поэтому мы не будем анализировать этот сегмент. Но «неинтегрированная» часть грузинской диаспоры представлена в России довольно существенно и имеет тенденцию к закреплению. Дело в том, что после «революционного дополнения» в Уголовный кодекс Грузии в 2006 году, дающего прокурорам самое действенное оружие в борьбе с воровским миром, правосудию в Грузии были преданы 144 лица за причастность к воровскому миру. Ввиду этого большой криминальный поток хлынул в Россию. Криминальный антигосударственный сегмент России очень сильно пополняется за счет потока преступников из Грузии.
Криминальные группировки выходцев из Грузии занимают одну из наиболее прочных позиций внутри российской этнической преступности. При этом начиная с 90-х годов ХХ века наиболее влиятельные «воры в законе» предпринимают меры по легализации своих доходов через подставные фирмы, а также стремятся к их увеличению не столько посредством совершения общеуголовных преступлений, сколько установлением контроля над различными сферами экономической деятельности, приносящими наиболее высокую прибыль. Вместе с тем грузинские криминальные группировки сохраняют едва ли не в большей степени, чем все остальные, приверженность традиционным преступным заработкам, таким, как квартирные и карманные кражи, грабежи, угоны автомобилей и в особенности кражи барсеток (практически все «барсеточники» представлены членами грузинских, абхазских, мегрельских криминальных кланов).
Наиболее известными представителями грузинского криминального мира в России являются Захарий Калашов (Шакро Молодой), ожидающий экстрадиции из Испании, и Тариэл Ониани, находящийся в заключении в России. Это те «воры в законе», которые установили контроль над высокодоходными сферами бизнеса в России. Сейчас их дело продолжают другие представители преступного мира. В частности, Робинзон Арабули, влиятельный представитель преступного мира, курирующий «карманников» и «барсеточников». Помимо прочего, эти люди дают убежище главарям преступных сообществ из других регионов и стран. В частности, руководитель банды киллеров Олег Гагиев (кличка Ботэ), пожизненно осужденный за серию громких убийств, находил приют в доме Робинзона Арабули в престижном районе Подмосковья. Необходимо отметить, что, находясь в местах лишения свободы, грузинские криминальные авторитеты продолжают влиять на криминогенную обстановку в России, координируя действия подконтрольных им структур.
В контексте миграционной политики грузинских властей обращает на себя внимание следующая закономерность. Несмотря на значительную миграцию из Грузии в течение последних 20 лет и многонациональный состав населения, власти страны выказали мало инициативы в сотрудничестве с грузинской диаспорой. Ситуация изменилась в 2008 году, после создания аппарата государственного министра Грузии по вопросам диаспоры. И на это решение грузинских властей также оказали события «Августовской войны».
В 2008 году парламентский комитет по вопросам диаспоры и Кавказа обратил внимание на проблемы соотечественников, проживающих за рубежом. Совместными усилиями этих двух ведомств в 2011 году был принят закон Грузии № 5301-IIs «О проживающих за рубежом соотечественниках и диаспорных организациях». Укрепление сотрудничества с грузинской диаспорой было определено в качестве одного из ключевых приоритетов стратегии внешней политики страны. Концепция национальной безопасности Грузии определила основные направления политики национальной безопасности, в том числе политику поддержания отношений с диаспорой. Данная политика направлена на сохранение национальной идентичности соотечественников, проживающих за рубежом. Для достижения этой цели национальные органы государственной власти содействуют созданию грузинских воскресных и общественных школ на грузинском языке, фольклорных коллективов и художественных групп за рубежом.
После создания правительственной комиссии по вопросам миграции осенью 2010 года институциональные компетенции государственных органов в сфере миграции расширились. Последовали совершенствование законодательной базы и разработка соответствующей политики. Подготовленная комиссией Национальная стратегия по миграции была утверждена в марте 2013 года. С этого времени поддержание отношений с диаспорой стало неотъемлемой частью грузинской миграционной политики.
Судя по всему, политика новых грузинских властей по поддержке диаспор меняться не будет, так как она осуществляется больше в латентной, а не открытой форме.
Грузинская диаспора России имеет более однородную структуру организации и этим отличается от армянской и азербайджанской. В ней больше врачей, художников, писателей, ученых, преподавателей, актеров. Вместе с тем довольно существенную часть грузинской диаспоры составляют представители криминала; среди «воров в законе» очень много выходцев из Грузии. Два самых крупных воровских синдиката возглавляются выходцами из Грузии, причем убийство лидера одного из синдикатов, Усояна, было организовано, судя по всему, киллерами, подконтрольными Ониани.
Нельзя не обратить внимание на то, что представители так называемой «старой грузинской диаспоры», являясь гражданами России, находятся на стороне политического руководства Грузии по некоторым принципиальным для России вопросам. В частности, по проблеме признания независимости Абхазии и Южной Осетии. В России нет ни одного публичного грузина, который бы признал правоту России по абхазскому или югоосетинскому вопросу.
Северокавказские общины
Общие тенденции
Северокавказские общины и землячества начали активно формироваться в конце 80-х годов. Организации учреждались, как правило, представителями творческой, научной интеллигенции — выходцами из республик Северного Кавказа. Таким образом, к середине 90-х годов сложилась «традиционная сеть» из землячеств и общин. Второй этап становления северокавказских землячеств и общин приходится на середину 90-х годов и связан с приездом в Москву большого числа молодых и амбициозных предпринимателей и политиков.
В настоящее время наблюдается неприятие между старыми (традиционными) и новыми (неформальными) северокавказскими общинами. Последние, как правило, не имеют статуса юридического лица и больше позиционируют себя в социальных сетях и на неформальном уровне. Для них также характерна высокая самоорганизация, их члены — студенты столичных вузов.
Формированию «новых» неинституализированных общин способствует ряд объективных причин. В частности, регионы Северного Кавказа в настоящее время являются трудоизбыточными территориями. Региональные политические элиты СКФО не способны реализовать программы по трудоустройству и занятости молодежи так, чтобы поток внутренней миграции из этих территорий существенно сократился. Практически все регионы Северного Кавказа (включая Ставропольский край) являются трудовыми донорами для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Более того, с каждым годом увеличивается поток абитуриентов в столицу и другие крупные города страны. В этих условиях склонные к самоорганизации выходцы из республик Северного Кавказа создают формальные и неформальные общины по этноконфессиональному принципу, которые пытаются доминировать в социокультурной среде, противопоставляя себя представителям других национальностей и конфессий. Если раньше в столицу и другие крупные города приезжали лучшие представители Северного Кавказа, то сейчас существенная часть приезжих из этого региона — люди, имеющие криминальное прошлое. Нельзя не акцентировать внимание на особой категории приезжих из Северного Кавказа — сторонниках радикальных исламистских идей, пропагандирующих джихадизм. Это обстоятельство усиливает процессы, способствующие внутреннему расслоению северокавказских общин, а также формированию среди коренного населения негативного образа выходцев из республик Северного Кавказа.
Ряд общекавказских организаций пытается изменить имидж кавказцев в России и за рубежом, организовывая различные мероприятия федерального и международного уровня. Наиболее активными из них являются Российский конгресс народов Кавказа и Союз студенческих землячеств (сейчас идет процесс преобразования этой организации). Союз землячеств в настоящее время п
- Комментарии