Об авторе
Петр Валентинович Мультатули родился в 1969 году.
Историк, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных исследований РИСИ, руко-водитель интернетсайта «Академия российской истории».
Автор книг «Император Николай II и революция 1905–1907 годов» (2003), «Император Николай II во главе дейст-вующей армии 1915–1917 годов» (2007), «Имя России: Николай II» (2008), «Николай II: Путь на Голгофу» (2010), «Нико-лай II: Отречение, которого не было» (2010).
Член Союза писателей России.
К 400-летию династии Романовых
Мы вступили в 2013 год — год 400-летия призвания дома Романовых на царство. Живи мы в нормальном обществе, то эта дата стала бы поводом для величайшего всенародного торжества. Ведь под скипетром династии Романовых наша страна достигла небывалого могущества, приросла огромными территориями, осуществила выход на Балтику, Черное море и к Тихому океану, разбила Османскую империю, разбила «непобедимого» Фридриха, сокрушила «непобедимого» Наполеона, освободила братскую Болгарию, сумела достичь перелома в Мировой войне, получила гарантии на обладание Константинополем, Босфором и Дарданеллами. В XIX и ХХ веках ни один европейский вопрос не мог решаться без учета мнения России. Империя Романовых прославилась мировыми именами Пушкина, Лермонтова, Пирогова, Сеченова, Достоевского, Чехова, Павлова, Сурикова, Менделеева. В романовской России просияли такие светильники Православия, как блаженная Ксения Петербуржская, преподобный Серафим Саровский, святитель Игнатий Брянчанинов, праведный Иоанн Кронштадтский. На пик развития империи при императоре Николае II в 1913 году приходится расцвет народного благосостояния, науки, искусства, промышленности и экономики. Конечно, были социальные проблемы, сложные и глубокие, но они ни в коей мере не могли вызвать такого социального потрясения, какое произошло в феврале, а затем и в октябре 1917 года. Решение этих проблем никогда не осуществлялось в самодержавной России путем концлагерей и миллионных жертв, наоборот, проводилась политика народосбережения. Короче говоря, есть прекрасный повод вспомнить добрым словом почивших наших государей, помня слова великого Пушкина:
Своих Царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
Но не тут-то было. Еще не прошло и двух месяцев с начала года, а книжные магазины и в особенности Интернет стали ареной оголтелой антиромановской пропаганды, наполненной подтасовыванием фактов, демагогией, а то и низкой клеветой. При этом не может не поражать та организованность, разнузданность и массовость, с какими эта клеветническая пропаганда обрушивается на головы нашего народа. Создается впечатление, будто клеветники ждали именно 2013 год для начала своей атаки. Из последнего: 26 февраля на сайте КМ.ру появляется «статья» г-на С.Ф. Черняховского, «Династия Романовых сама подписала себе смертный приговор». Следует отметить, что г-н Черняховский доктор политических наук, профессор кафедры культуры мира и демократии (Юнеско–РГГУ), член Общественного совета министерства культуры, один из соавторов и создателей Изборского клуба, участник теоретических семинаров Центра С.Кургиняна и Центра Карнеги. «Википедия» сообщает, что по убеждениям г-н Черняховский атеист, сторонник идей Гегеля, Маркса и Ленина. После перечисления всех вышеназванных «титулов» и «идеологем» автора становится неудивительно, что его статья напоминает прокисший винегрет, в котором крупицы правды обильно перемешаны с массами самой разнузданной лжи и клеветы. В статье автор приходит к потрясающим выводам: оказывается, «Романовы как род на трон не призывались», а призывался «один Михаил». Странно, конечно, что Черняховский не обладает элементарными историческими знаниями и не удосужился прочесть «Грамоту Великого Всероссийского собора в Москве, церковного и земского» 1613 года, в которой черным по белому написано: «Целовали есмя животворящий Крест, и обет дали и ныне даем Господу Богу, и Пречистой Богородице, и Небесным Силам, и великим чюдотворцом Петру и Олексею и Ионе, и всем святым, и вас святителей и весь Освященный вселенский Собор во свидетельство представляем, что за Великого Государя, Богом почтеннаго, и Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всеа Русии Самодержца, и за его благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за их Царские дети, которых им, Государем, вперед Бог даст, души свои и головы положити и служити им, Государем нашим, верою и правдою, всеми душами своими и головами».
Однако цели Черняховского далеки от установления исторической истины. Целью его является клевета на дом Романовых. Клевета эта носит откровенно бредовый характер. Так, Черняховский сообщает: «Романовы как цари после Михаила всегда были немножко самозванцами. Романовы как императоры были уже не династией Романовых, а династией Петровичей. На престол они вступали не в силу родственных отношений с Михаилом Федоровичем, а в силу родственных отношений с Петром Великим. Правление другой ветви в 1730–1740 годах было не только недолгим, но и неудачным и непопулярным. Да и оно основывалось на родстве Анны Иоанновны с Петром как его племянницы». Логика, конечно, потрясающая! Почему внучка царя Алексея Михайловича Анна и правнук Иоанна V малолетний император Иоанн Антонович, не являвшиеся прямыми потомками Петра Великого, превратились в мифических «Петровичей», известно только г-ну Черняховскому. Но оказывается, по его «открытиям» метаморфозы «Петровичей» на этом не прекращаются. При Александре III они вновь «превращаются» в Романовых: «Поворот от Петра осуществляется Александром III. И он перестает быть Петровичем: он оказывается всего лишь Романовым, но, ко всему прочему, с мизерной долей собственно романовской крови. И он, и Николай II уже не Петровичи, уже не императоры: они — просто московские цари». Однако если болезненный бред извинителен и вызывает сочувствие, то бред г-на Черняховского осознанный и, кроме брезгливости, ничего не вызывает. Особенно когда автор статьи начинает подсчитывать проценты русской крови в жилах царей Романовых. Кстати, определение национальности человека по крови присуще только одной идеологии: национал-социализму, и к чему это привело, всем хорошо известно.
Заканчивается потрясающая статья очередным демагогическим припадком. Содрогаясь от «праведного» гнева, г-н Черняховский поведал, что Романовы казнили в 1614 году малолетнего сына Тушинского вора — «Ворёнка». На самом деле большинство документов того времени свидетельствуют, что «Ворёнка» удавили в Москве. Рассказы о том, что петля не могла затянуться на худой шее мальчика и т.п., принадлежат почти целиком польским и голландским летописцам, таким же любителям русских царей, как и г-н Черняховский. Возраст ребенка также разнится: то 4 года, то 7 лет, а в одном документе сообщается, что он вообще еще находился во чреве матери — Марины Мнишек. Но что бы ни произошло с этим мальчиком в далекое, варварское и крайне жестокое Смутное время, совершенно непонятно: при чем здесь династия Романовых, царствовавшая 300 лет на российском престоле? В своем заключительном пассаже г-н Черняховский доступно поясняет «при чем»: «Тогда кто такие Романовы? Не то просто трусливые садисты и узурпаторы, не то еще и цареубийцы. Так или иначе, начали они с убийства маленького ребенка, несколько часов околевавшего на морозе в незатянувшейся петле. И кончили соответственно». Последний пассаж, конечно, вполне достоин почитателя идей Маркса и Ленина. Характерно, что в нем, говоря о «Ворёнке», по поводу злосчастной судьбы которого Черняховский так сокрушался, используется выражение «околевал на морозе». «Околевают», как известно, собаки и кошки, люди — умирают. На «Ворёнка», разумеется, Черняховскому наплевать, у него иная цель: бросить очередной ком грязи в великую династию, к которой он испытывает непреодолимую ненависть. За словами «кончили соответственно», сказанными о святых царственных мучениках, слышится злобная радость духовного наследника цареубийц. При этом Черняховский знает, что хула на Романовых безнаказанная, они давно умерли или убиты, власть потеряли, а статьи за оскорбление умерших у нас нет. Вот и строчит член Изборского клуба и центра Карнеги все, что ему вздумается. А Изборский клуб называет это примирением белых и красных.
Ненависть к династии Романовых особенно фокусируется на личности святого царя-мученика Николая II. Вот уже почти век «шариковы» от истории не могут простить государю сам факт его существования. Не могут простить того, что его образ является альтернативой их кровавым идолам, их безумным утопиям, поклонение и следование которым привело наш народ и нашу страну к невиданным жертвам и катастрофе. Им смертельно опасна правда о последнем государе, ибо тогда выяснится, что индустриализацию и реформы можно успешно проводить без миллионных жертв, без ГУЛАГов и Соловков, без коллективизаций и «чрезвычаек». Выяснится, что сила и воля государственного деятеля, его величие заключаются не в количестве убитых им людей, а в народосбережении, что и происходило в царствование государя императора Николая Александровича, когда за 20 довоенных лет население империи выросло на 55 млн человек. Выяснится, что именно при Николае II были запрограммированы, начаты или осуществлены все «великие стройки» коммунизма, которыми так кичились большевики: БАМ, электрификация всей страны, освоение Дальнего Востока. Выяснится, что сырую нефть при царе продавать за границу было нельзя, а вырученные средства из-за продажи керосина и масел шли на развитие отечественной промышленности. Выяснится, что детские сады, приюты, родильные дома, ночлежки для бездомных, борьба с безграмотностью, начальное образование вовсе не были изобретением советской власти — они были заложены и успешно развивались в царское время. Выяснится, что при «слабом» царе, в 1915–1916 годах, враг был остановлен в Царстве Польском и Прибалтике, а в 1941–1945 годах, при «сильном» Сталине, у Москвы и на Волге. Выяснится, что за всю вторую Отечественную войну (включая послецарский период) мы потеряли около 2 млн, а в Великую Отечественную почти 30 млн человек, большая часть из них приходится на долю мирного населения, которое «гениальный» полководец бросил на растерзание злейшему врагу.
Государь Николай II является бессмертным примером христианского политика, человека и семьянина, примером бескорыстной, жертвенной любви к России, ее народу, ее истории. Сколько сил, сколько стараний приложили все эти керенские, милюковы, родзянки, гучковы, ленины, троцкие, свердловы, губельманы-ярославские, бухарины, покровские, минцы, с тем чтобы оклеветать имя государево, предать его забвению, опорочить, очернить. Убили царскую семью, снесли Ипатьевский дом, 70 лет лгали, клеветали, порочили... И что же? Имена убийц и клеветников давно забыты, а царь и его семья прославлены и получили венец от Господа, на месте Ипатьевского дома вырос величественный храм, куда стекаются люди со всего мира, чтобы поклониться святым царственным мученикам и страстотерпцам. Убийцы и клеветники называли государя «слабым», «безвольным» и «кровавым», а в ответ весь мир услышал: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только Любовь».
Императрица Александра Феодоровна, которая столько претерпела в России, писала незадолго до мученической кончины: «О Боже, спаси Россию! Это крик души и днем и ночью — все в этом для меня — только не этот постыдный, ужасный мир... все должны страдать за все, что сделали, но никто этого не понимает... Учишься теперь не иметь никаких личных желаний. Господь милосерд и не оставит тех, кто на Него уповает. Какая я стала старая, но чувствую себя матерью этой страны и страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения. Господь, смилуйся и спаси Россию!..»
Царская семья самим своим существованием, своим примером вызывала и вызывает у людей мелочных, себялюбивых, своекорыстных, бесчестных, тщеславных, жестоковыйных чувства необъяснимой ненависти. Эта ненависть древняя и всеохватывающая, и не государь является ее главным объектом. Ведь его жизнь и кончина есть следствие верности Христу и подражание Его Вселенскому Подвигу. Государь наш любил Христа Спасителя больше своей земной жизни. Именно за это так ненавидели его враги, именно поэтому его так ненавидят сегодня духовные наследники этих врагов. Как верно сказал Святейший Патриарх Кирилл, посетивший Ганину яму: «Разве сегодня мы не сталкиваемся с обманом, ложью, лицемерием, коварством? Разве сегодня нет людей, которые бы хотели, чтобы никогда не было никакой памяти ни о Царственных страстотерпцах, ни о гонениях, ни о страданиях нашего народа?»
В феврале этого года телеканал «Мир» показал документальный фильм «Романовы от рассвета до заката». Не будем пересказывать весь набор ошибок и откровенной чуши, которыми наполнен этот фильм. Остановимся на «перлах» доктора исторических наук А.Б. Зубова. То, что этот адвокат изменников-генералов, предавших государя в феврале 1917 года, является одновременно адвокатом предателя генерала Власова, изменившего присяге СССР в 1942 году, не удивительно. Ну, наверное, нравятся человеку изменники, что поделаешь. Удивительна та ненависть, какую испытывает этот профессор православного (!) института Иоанна Богослова к святым Русской Православной Церкви императору Николаю II и императрице Александре Феодоровне. Касаясь событий февраля 1917 года, профессор Зубов сообщает: «Императрица телеграфирует в Ставку, что со дня на день захватят Царское Село и наш Александровский дворец. Немедленно приезжай! Это вопль истерички. И что делает Николай II? Он едет в Царское Село, к детям, бросив армию. Вот тогда Алексеев посылает знаменитую циркулярную телеграмму командующим фронтами и флотами о том, что не нужно ли Царю отречься от престола, потому что он не может командовать армией и управлять государством, если он ставит интересы семьи выше интересов государства». В этом отрывке все, мягко говоря, не соответствует исторической правде. Начнем с того, что если бы Николай II думал прежде всего о своей семье, то он бы в Ставку 22 февраля 1917 года не поехал, так как военными причинами она вызвана не была, а императрица была против необходимости этой поездки. Напомним, что в Могилев государя выманил генерал Алексеев с целью именно блокировать его в Ставке и дать заговорщикам возможность начать переворот. Ни в телеграммах государыни, ни в ее письмах нет ни одного слова, ни одной просьбы, чтобы государь срочно вернулся в Царское Село «спасать семью». Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с телеграммами царя и царицы или даже с весьма сомнительной в смысле подлинности «Перепиской Николая и Александры Романовых». Вечером 24 февраля государь получил телеграмму от императрицы Александры Феодоровны, утверждающей, что «совсем нехорошо в городе». Никакого «вопля» с требованием возвращения не было. 25 февраля император телеграфировал супруге: «Уеду, как только улажу все необходимые здесь вопросы». Даже 27 февраля, после получения угрожающих телеграмм Родзянко, Хабалова и Беляева (но не государыни!), царь не хотел уезжать из Могилева. Он отдал строгое повеление генералу Хабалову прекратить беспорядки, а когда увидел, что тот не справляется, повелел направить в столицу войска. Николай II планировал вернуться в Петроград 1 марта, что видно из его телеграммы к императрице: «Выезжаю завтра в 2.30. Конная гвардия получила приказание немедленно выступить из Новгорода в город Петроград. Бог даст, беспорядки в войсках скоро будут прекращены». Утром 27 февраля Государю пришло сообщение от военного министра, что Родзянко предупредил его о грозящей государыне опасности и потребовал, чтобы она немедленно уехала из Царского Села. Государь передал повеление, чтобы «все было готово к отъезду на следующий день», то есть 28 февраля. При этом царь распорядился «передать императрице, чтобы до утра она никому ничего об этом не говорила. Сам он уедет ночью в Царское Село и прибудет утром 1 марта». Другими словами, очевидно, что Николай II не связывал безопасность семьи со своим приездом, так как она должна была быть вывезена из Царского Села за сутки до него. Ясно, что главной целью возвращения императора Николая II в Петроград была не безопасность семьи. Генерал Рузский утверждал, что государь, прибыв в Псков 1 марта, сказал, что он «выехал из Ставки, чтобы быть ближе к месту, где разыгрываются события, и иметь возможность лично говорить с нужными людьми и выиграть время». Вечером 27 февраля император Николай II осознал существование против него военного заговора в Ставке. По словам генерала Лукомского, царь, «находясь в Могилеве, не чувствовал твердой опоры в своем начальнике штаба генерале Алексееве». Государь решил любой ценой прорваться в Петроград, куда должны были подоспеть отправляемые им верные части с фронта.
Как видим, исторические факты неумолимо свидетельствуют о ложности сообщаемых Зубовым сведений. Зачем же он говорит неправду? В первую очередь — для того чтобы обелить изменника Алексеева, который с таким же изменником Рузским передал управление железными дорогами в руки мятежников, вошел с ними в преступный сговор, блокировал государя в Пскове и организовал беспрецедентное давление на монарха с целью добиться от него отречения от престола. Но помимо этого, Зубов говорит о государе и государыне с плохо скрываемой злобой: «вопль истерички», «ставит интересы семьи выше интересов государства». Это та же самая злоба, что и красных, хотя она и исходит от «либерала». Злоба непонимания, неприятия, отчуждения. Святые отцы говорили по этому поводу: «дух духа чует». Какой дух заставляет профессора Зубова хулить имя государя, защищать изменника Власова, а также сочувствовать «пусси райт», нам неизвестно. Но, несомненно, он далек от духа истины. Остается только пожалеть православный университет, в котором преподают профессора с такими воззрениями.
Кстати, о православном университете. Похоже, что там не один Зубов не любит царскую семью. В Интернете появилось сообщение: «7 декабря 2012 года, накануне дня памяти новомучеников Российских — жертв красного террора, в Российском православном университете прошел “круглый стол” по заявленной первоначально теме “Семья Святого Страстотерпца Царя Николая II”. Организаторы гарантировали, что мероприятие будет посвящено памяти Святых Царственных Мучеников, будет показан видеофильм о Мироточивой иконе Царя Николая. Вместо этого произошло иное... Как журналист, я не в первый раз сталкиваюсь с таким явлением, как провокация, но даже меня удивило, что буквально в храмовом здании, принадлежавшем православному вузу, на мероприятии, состоявшем из православной общественности, накануне такого памятного дня произошло именно такое явление. Был приглашен доктор исторических наук Ю.Н. Жуков, историк СССР, который свою известность получил благодаря научным и научно-публицистическим трудам о Сталине и сталинской эпохе. Непонятно, какое он отношение имеет как исследователь к заявленной теме, но тем не менее именно он выступил первым с обширным докладом, который доверху был нашпигован советскими штампами, байками, неподкрепленными фактами о периоде Российской империи как о периоде рабов, дремучести русского народа, “тиранов” царей и конечно же о “безвольном, кровавом” последнем царе Николае II, при этом путая исторические имена и делая ошибки в датах. Не удивило после этого и восхваление Сталина и его режима. Что удивительно, ученый господин читал свой доклад за кафедрой с изображением портрета Императора Николая II. И в завершение доклада послышались бурные аплодисменты участников “круглого стола”. Надо отметить, что часть неравнодушных людей покинула после этого доклада мероприятие — эти и некоторые студенты РПУ и преподаватели других вузов, у которых не хватило терпения и времени слушать очередные маргинальные вещи».
Вызывает недоумение, почему на «круглый стол», посвященный Царю-Страстотерпцу, в православный университет был приглашен поклонник Сталина Ю.Н. Жуков, не написавший ни одной книги о Николае II, а не почитатель и биограф царя доктор исторических наук А.Н. Боханов? Что-то нельзя припомнить, чтобы почитателей Николая II приглашали на съезды КПРФ! Стоит ли удивляться, что после таких «круглых столов» православная журналистка с крупного православного телеканала задает вопрос во время интервью: «Что вы можете сказать о возможности деканонизации царской семьи»?
Вообще, к великому сожалению, хула на Царя-Страстотерпца стала все чаще появляться в православных СМИ. 1 марта 2013 года журнал, именующий себя «Петербургским церковным вестником “Вода живая”», поместил на своих страницах статью доктора исторических наук Ю.Кантор под названием «Имитация триумфа. Как в Петербурге отмечали 300-летие династии Романовых». Вообще, Кантор специалист по маршалу Тухачевскому и пакту Риббентропа–Молотова. Ну и писала бы дальше про кровавого маршала, так нет, Кантор вписывается в тему, о которой ничего не знает, либо сознательно сообщает тенденциозные и ложные сведения: «В политической биографии Николая II фатальных неудач было куда больше, нежели успехов. Мрачной тенью, так и не рассеявшейся к 1913 году, витала память о ходынской трагедии — тогда шок общества вызвала не только гибель сотен людей, но и индифферентность только что коронованного монарха, не посчитавшего нужным отказаться от продолжения торжеств в свою честь». У нас не вызывает сомнений, что г-жа Кантор, кроме советских учебников, ничего про государя не читала, в том числе и про трагедию на Ходынском поле, а потому она и повторяет фантазии советских борзописцев от истории. Удивляет другое: почему редакция православного журнала считает нужным эти фантазии в пересказе Кантор помещать на своих страницах? Ну, почитали бы о Ходынке того же С.С. Ольденбурга, А.Н. Боханова, узнали бы, что царь с царицей лично посетили все больницы, где лежали пострадавшие при давке, присутствовали на панихидах о погибших, семьям которых были выплачены из личных царских средств огромные суммы, выплаты по которым, к слову сказать, продолжались вплоть до Февральского переворота, что пресловутый бал у французского посла Монтебело был чрезвычайно важен для интересов России и не посетить его царь не мог, так как это означало бы для него крупную внешнеполитическую неудачу. (К слову сказать, он и присутствовал-то на нем 15 минут.) Однако «Воде живой» почему-то совершенно не нужна историческая правда, ей нужна клевета на Царственных Мучеников.
Кощунственная статья Кантор вызвала справедливую реакцию отца Игоря Илюшина, который указал, что «само название статьи звучит издевкой к величественному юбилею, богохульством веет от цитаты: “слабая мирская власть” нуждалась в “духовных скрепах” — и порочит светлую память святых Царственных Страстотерпцев». В ответ на эти слова батюшки редакция «Воды Живой» начала настоящую антицарскую истерию. Директор по развитию «Воды живой» священник Алексий Волчков сделал признание: «Я православный человек. Уважаю Юлию Кантор как историка. Разделяю ее позицию. Монархическая система правления немного того, не состоялась как исторический проект. Увы!» Парадоксально, что так считает клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга, возведенного в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Насчет того, каким «православным» является священник Волчков, мне трудно судить, но то, что он, 31-летний специалист по истории христианства в Античном мире, вряд ли может с апломбом рассуждать об истории России ХХ века и о личности императора Николая II — несомненно. Что же касается другого сотрудника «Воды Живой» — 30-летнего «богослова» и аспиранта Тимура Щукина, специализирующегося на стихах, песнях и «кое-какой публицистике», то, кроме примитивных оскорблений, в том числе и в адрес автора настоящей статьи, кстати подсудных, он читателям ничего поведать не может: «Петр Мультатули — исторический шарлатан, не брезгующий плагиатом и прямыми фальсификациями». С доказательствами у этого «живоводочника» дело обстоит, конечно, плохо, он-то ведь все больше по стихам да песням. Ну, ладно, нам-то не привыкать к подобным «комплиментам». Не в
- Комментарии
